Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
рабочая программа на тему


     Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов во 2, 3 и 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»       «СОГЛАСОВАНО»        «РЕКОМЕНДОВАНО К       «УТВЕРЖДАЮ

  методическое                 зам. Дир. по УВР               ИСПОЛЬЗОВАНИЮ           Директор        школы

  объединение                   _______________            педагогический совет            _________________

   учителей                        «___»_______201__г.       протокол №__________        приказ № _____

   протокол №______                                                   от__________________          от_______________

   от_______________                                                  секретарь____________

                                                                                       ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                  По профилактике и коррекции устной и письменной речи у                    

                                      учащихся начальной школы

                                                 для 1-4 класса

                              Срок реализации: 2014-2015 учебный год

                                                                                Автор-составитель

                                                                                Учитель-логопед: Демченко Л.Н.

Санкт-Петербург

                                                               2014

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В последнее время увеличивается число детей, испытывающих сложности при усвоении школьной программы. Одной из основных причин являются нарушения устной и письменной речи.  

     У младших школьников  с нарушением устной речи неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Кроме того неустраненные недостатки звукопроизношения создают угрозу возникновения дисграфии.

     При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками (перестановками, заменами, пропусками букв), обусловленными  «несформированностью  психических функций, участвующих в процессе овладения чтением» (Р.И.Лалаева, 1998).

     Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме (пропусками, заменами, перестановками, нарушениями границ слов и предложений и т.д.), которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин (от социально-психологических до органической патологии).

     Таким учащимся необходима логопедическая помощь.

      Данная программа направлена на предупреждение и коррекцию смешанной дисграфии  у учащихся 1-4 классов. Так как процент смешанных форм дисграфии значительно выше, чем в одном ее варианте.

     ПРОГРАММА  СОСТАВЛЕНА:

- на основе рабочих программ по логопедии: Н.Н.Яковлевой, О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, Э.А.Купцовой

- в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной  педагогике

- с учетом симптоматики и степени выраженности речевых нарушений и основывается на теоретических положениях:

1. Комплексное воздействие анализаторов (И.П.Павлов)

2. Компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С.Выготский, П.К.Анохин)

3. Динамическая локализация психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия)

     В коррекционной работе используются данные психолингвистики:

- принцип  поэтапного формирования умственных действий (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)

- принцип учета зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский)

     Программа опирается на принципы: системности, комплексности, учета симптоматики,  онтогенетический  принцип развития речевой системы, опоры на сохранные анализаторы, последовательности и поэтапности в работе, доступности и наглядности, а также индивидуального подхода.

     

     ЦЕЛЬ программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников.

     

     ЗАДАЧИ:

- развитие фонематического восприятия

- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление)

- коррекция нарушений звукопроизношения

- повышение уровня речевого развития путем обогащения и активизации словарного запаса

-коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

- развитие связной речи

- выработка достаточно прочных навыков грамотного письма

    Логопедические занятия в классах ОВЗ проводятся индивидуально и малыми подгруппами. Индивидуально – с одним учащимся в течение 15 минут. С подгруппой (2-4 учащихся) – 25 минут. Комплектование групп определяется схожестью нарушений речевого развития и согласовывается с  родителями и классным руководителем.

                                         СОДЕРЖАНИЕ:

     Программа рассчитана на 34 учебные недели.  

     Коррекционная работа по преодолению нарушений устной и письменной речи проводится в три этапа: первый -  диагностический,  второй – коррекционный и третий – оценочный.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИЛИ ОБСЛЕДОВАНИПЕ

На этом этапе проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП – КОРРЕКЦИОННЫЙ

В течение всего коррекционного этапа осуществляется работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи. Работа проводится по направлениям, соответствующим выявленным нарушениям.

Коррекционная работа на фонетическом уровне проводится по устранению недостатков звукопроизношения и развитию фонематического восприятия.

Работа над слоговым и звукобуквенным составом слов: дети учатся делить слова на слоги, распознавать и выделять гласные звуки (учитывая, что пропуск гласных букв в словах является одной из самых распространенных дисграфических ошибок).

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: проводится работа по уточнению значений слов, имеющихся в словарном запасе детей; обогащению и расширению словарного запаса; словообразованию.

Дифференциация букв, имеющих оптико-кинематическое сходство: проводится работа над зрительным (буквенным) гнозисом,  по развитию четкого и дифференцированного восприятия букв, по развитию конструктивной деятельности (составлению букв  из элементов, лепки и т.д.)

Коррекционная работа на морфологическом уровне: проводится работа над смыслоразличительной ролью ударения в слове. Определяется разница в звучании одного и того же гласного в ударной и безударной позиции. Далее: анализ групп родственных, однокоренных слов; подбор однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов.

Дифференциация твердых и мягких согласных: на данном этапе учим детей  слышать и различать твердые и мягкие согласные, так как твердое и мягкое звучание тесно связано с последующей гласной. Продолжается изучение гласных второго ряда: я, е, е, ю. Уточняется и закрепляется понятие – второй способ обозначения мягкости. Мягкий знак на конце и в середине слов, как показатель мягкости согласного звука.

Дифференциация согласных, сходных по артикуляторно-акустическому признаку:  проводится работа по различению согласных звуков и букв в устной и письменной речи. Дифференциация звонких и глухих, шипящих и свистящих, аффрикат и их компонентов.

3 этап ОБСЛЕДОВАНИЕ

На последнем этапе  оценивается эффективность коррекционной работы:

1-2 – обследование фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи

2-4 – проверка навыков письма (списывание, диктант).

Результаты обследования отражены в речевых картах, диаграммах, сводной итоговой таблице.

                                   

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                 ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

                    У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ДИАГНОЗОМ ОНР

Тема раздела

Кол.

Час.

  Содержание раздела

  Планируемый

     результат

1 ЭТАП.

5

ДИАГНОСТИКА

1.

Обследование состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики.

  1

2.

Обследование звукопроизнош.

  1

3.

Обследование фонематических процессов

  1

4.

Обследование словаря и лексико-граммат.

Строя речи

  1

5.

Исследование состояния чтения

  1

2 ЭТАП

56

 КОРРЕКЦИОННАЯ    

     РАБОТА

6.

Знакомство с кабинетом.

Уточнение пространствен-

Ных, временных

Представлений.

 2

Развитие пространственных ориентировок, временных представлений

Профилактика оптической дисграфии.

7.

Строение и функции речевого аппарата

 2

Знакомство с органами артикуляции, их функциями. Выполнение артикуляционных упражнений

Узнавать органы артикуляции на схеме. Правильно выполнять общую артикуляционную гимнастику.

8.

Гласные звуки и буквы : а, о, у, ы, и, э. Ударение.

  7

Уточнение артикуляции.

Вычленение гласных: из ряда гласных, из слогов, из слов. Складывание букв из элементов.  Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения.

Отработать  артикуляцию  гласных первого ряда. Раскрыть взаимосвязь между звуком и буквой. Правильно определять ударение в слове.

9.

Согласные звуки и буквы:  м, с, х, ш, л, н, р, к, п, т, з, в, ж, б, г, д.

 16

Уточнение артикуляции. Узнавание согласного звука по артикуляции на слух (в начале слова, в конце, в середине). Определение последовательности и количества звуков в словах.

Отработка правильной артикуляции согласных звуков. Уточнение взаимосвязи между понятиями звук – буква. Различение на слух согласных звуков.

10

Звук и буква Й

3

Характеристика звука Й. Место звука в трех позициях (в конце, в середине, в начале). Сравнение с буквой и по написанию и со звуком и по артикуляции.

Отработка правильной артикуляции звука, различение на слух. Определение места звука в слове.

11

Буква Ь в конце слога или слова, как показатель мягкости

 3

Сравнение слов на слух (лоси – лось и т.д.).

Сопоставление по звучанию и начертанию (мел – мель). Выделение из текста слов с Ь на конце, составление звуковых схем.

Дать представление о функции Ь. Сформировать навык употребления на письме Ь в конце слов.

12

Буква Ь в середине слова

 2

Составление и чтение слов из разрезной азбуки (окунь – окуньки, конь – коньки). Составление звуковых схем.

Сформировать навык употребления Ь в средине слов.

13

Гласные буквы  е, е, я, ю

  5

Уточнение артикуляции. Обозначение мягкости согласных посредством е,е,ю,я.

Усвоение знаний об основной функции букв е, е, ю, я – смягчении согласных. Производить фонематический анализ данных букв.

14

Звуки и буквы ц, ч, щ, ф.

 7

Уточнить артикуляционный уклад данных звуков. Производить фонематический анализ и синтез слов с данными звуками. Учиться дифференцировать на слух: ч-ц, ч-щ, в-ф.

Отработка правильной артикуляции данных звуков. Развитие фонематического восприятия посредством дифференциации пар звуков (Ч-Ц, Ч-Щ, В-Ф)

15

Слово (слово-предмет, слово-действие, слово-признак)

 4

Знакомство со словами: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Дифференциация различных частей речи (по методике Л.Н.Ефименковой).

Научить называть с помощью наглядности слова, обозначающие предмет, действие, признак. И дифференцировать их.

16

Предложение.  Составление предложений. Употребление предлогов.

 5

Знакомство с двусоставным предложением (подлежащее и сказуемое), распространение предложений (по методике  Л.Н.Ефименковой). Составление предложений по сюжетным картинкам.

Подбирать пропущенные предлоги в предложенные предложения.

Научить правильному грамматическому оформлению предложения (согласование сущ. И глагола, правильному употреблению предлогов)

3 ЭТАП

5

ОБСЛЕДОВАНИЕ.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

   

             

17

Исследование звукопроизно-

шения

 1

18

Исследование лексико-

Грамматического

Строя речи

 1

19

Исследование

Фонематического

восприятия

 1

20

Исследование

Процесса чтения

 1

21

Исследование состояния письменной речи

(диктант)

 1

ИТОГО: 66 ЧАСОВ

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Название темы

Кол. часов

Дата

Коррекционная работа

1 ЭТАП           ОБСЛЕДОВАНИЕ                4 ЧАСА

Обследование состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. Исследование процесса чтения и письма. Уточнение логопедического заключения.

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 ( 45 часов)

ЗВУКИ И БУКВЫ (8 часов)

5

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

3

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

6

Согласные звуки и буквы

1

Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем

7

Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

4

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова,  в середине и в конце слова после гласной.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(8 часов)

8

 Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

9

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

10

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

11

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

1

12

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных

1

13

Буква «ь» в конце  слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова

2

14

Перенос слов с мягким знаком в середине

1

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (3 часов)

15

Дифференциация гласных звуков О- У

1

Уточнить, сравнить артикуляцию  звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков.

16

Дифференциация гласных звуков Е-Ю

2

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН (9 часов)

17

Шипящие согласные [ш],[ж],[щ],[ч]

1

Уточнение артикуляции, фонетической характеристики.

18

Слова с сочетаниями жи, ши

2

Работа над слоговым анализом и синтезом. Упражнения на правильное написание изучаемых сочетаний. Дидактические игры «Один-много», «Лесенка»

19

Слова с сочетаниями ча, ща

2

20

Слова с сочетаниями чу, щу

2

21

Слова с сочетаниями чк, чн

2

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (5 часов)

22

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и

3

Соотнесение количества букв и звуков в словах . Работа со схемами слов. Упражнение в написани слов с разделительным Ь

23

Сопоставление разделительного Ь и Ь для обозначения мягкости согласных

2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12часов)

24

Буквы а-о

2

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

25

Буквы у-и

2

26

Буквы б – д – в 

2

27

Буквы п – т 

2

28

Буквы  ш – щ – ц 

2

29

Буквы л – м 

2

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (15 часов)

30

Слово-предмет

2

Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени.

Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.

31

Слово-действие

2

32

Слово-признак

2

33

Диффернциация изученных частей речи

1

34

Слоговой анализ и синтез

4

Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса

35

Ударение

1

Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

36

Ударные и безударные гласные

1

Схемы слогоритмической структуры слова.

37

Безударные гласные А-О в корне

1

Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.

38

Безударные гласные И-Е-Я в корне

1

4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа)

39

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

40

41

42

Итого: 68 часов

                                     

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Аграмматическая дисграфия с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем)

Название темы

Кол-во часов

дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (5 часов)

1.

           Обследование  звукопроизношения,  фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи. Исследование процесса письма и

Чтения. Уточнение логопедического заключения.

2.

3.

4.

5.

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Работа на фонетическом уровне (12 часов)

6.

Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения.

1

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

7.

Буквы и звуки а-о

2

8.

Буквы и звуки и-у

2

9.

Буквы и звуки а-о и-у

1

10.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

11.

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

12.

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

13.

14.

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

Дифференциация  гласных о-у

1

1

15.

Дифференциация  гласных ё-ю

1

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 (20 часов)

16.

Однокоренные слова.

Понятие «однокоренные» слова

1

 Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

17.

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

2

18.

Однокоренные слова и слова-омонимы

2

19.

20.

Однокоренные слова и слова-паронимы

Тренировочные упражнения для закрепления навыка в различении однокоренных слов

2

1

21.

Суффиксальное словообразование.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

1

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.
Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком.
Развитие осознанного отношения к выполнению заданий путем поиска ошибок в употреблении суффиксов.
Работа над блоками “Суффиксы профессий” , “Уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “Суффиксы прилагательных”.

22.

Суффиксы профессии

1

23.

Суффиксы прилагательных

1

24.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка суффиксального словообразования

1

25.

Приставочное словообразование.

Приставки пространственного значения

1

Усвоение  приставок пространственного значения.
Различение приставок пространственного значения
.
Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая употребления.
Составление рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

26.

Приставки временного значения

1

27.

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу

2

28.

Различение приставок и предлогов

2

29.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка приставочного словообразования

1

30.

Состав слова. Закрепление

1

4 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(29 часов)

31.

Словоизменение имен существительных

2

Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода.

32.

Склонение имен существительных

2

33.

Множественное число имен существительных

2

34.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменение имен существительных

1

35.

Словоизменение прилагательных.

Согласование  имен прилагательных с именами существительными в роде

2

Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.
Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному.
Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам

37.

Согласование  имен прилагательных с именами существительными по падежам

2

38.

Тренировочные упражнения для закрепления  навыка словоизменения имен прилагательных

1

39.

Согласование глаголов с именем существительным в числе

2

Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам
единственного и множественного числа.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

40.

Согласование глаголов с именем существительным в роде

1

41.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения глаголов

1

42.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения

1

43.

Развитие связной речи

44.

Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической формы речи

2

Текст; анализ содержания; логическая последовательность.

Работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составление рассказа по опорным словам; составление рассказа-описания.

45.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи

2

46.

Работа над пониманием структуры предложения

2

47.

Составление плана рассказа

2

48.

Описание предметов

2

49.

Пересказ текста

2

5 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (2 часа)

50.

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

51.

                                                             Итого: 68 часов

                                     

                                   

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
                                    С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА, 
                           ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ» 

(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

  

№ п/п

Тема занятия.

 

Количество часов.

Коррекционная работа.

 
1 этап ОБСЛЕДОВАНИЕ (6часов) 
 

 
    Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексико-грамматического строя речи. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
 

 
2 этап КОРРЕКЦИОННЫЙ. 
(62 часа). 
 

 
I. Словоизменение имен существительных (15 часов). 

1.

Именительный падеж единственного числа.
 

1

Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;
Дифференциация смешиваемых предлогов (В-НА в винительном и предложном падежах; С-ИЗ в родительном падеже; НАД-ПОД в творительном падеже);
Дифференциация смешиваемых окончаний (-а—-у в родительном падеже; -у—-е в предложном падеже; -а,-я,-ы,-и в именительном падеже множественного числа; -ов,--ей, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа и другие);
Дифференциация смешиваемых падежей (родительный - винительный   падежи единственного числа);
Дифференциация верных и нелепых логико-грамматических конструкций для каждой падежной формы
Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);
Поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и текстах пословиц.

2.

Родительный падеж единственного числа.
 

1

3.

Дательный падеж единственного числа.
 

1

4.

Винительный падеж единственного числа.
 

1

5.

Творительный падеж единственного числа.

1

6.

Предложный падеж единственного числа.
 

1

7.

Проверочная работа.

1
 

8.

Именительный падеж множественного числа.

1

9.

Родительный падеж множественного числа.
 

1

10.

Дательный падеж множественного числа.
 

1

11.

Винительный падеж множественного числа.
 

1

12.

Творительный падеж множественного числа.
 

1

13.

Предложный падеж множественного числа.
 

1

14.

Проверочная работа (тестирование).
 

1

 
15. 

 
Игра «Умники и умницы».

 
1

II. Словоизменение имен прилагательных (7 часов).

 

 
16. 
 

 
Род имен существительных.
 

 
1

Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными.
Уточнение понятия
 род имени существительного.
Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.
Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному.
Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам.

 
17. 

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

 
1

 
18. 

Образование имен прилагательных по заданным признакам.

 
1

 
19. 

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

 
1

 
20. 

Развитие связной речи. Рассказа по опорным словосочетаниям.

 
1

 
21. 

Проверочная работа .

 
1
 

 
22. 
 

 
Слуховой диктант.
 

 
1

III. Согласование глаголов  (7 часов).

 

 
23. 

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

 
1

Устранение ошибок в согласовании глаголов с существительными.
Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам
единственного и множественного числа.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

24.

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

 
25. 

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде.

 
1

 
26. 

 
Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

 
1

27.

Проверочная работа (тестирование).

1

28.
 

Слуховой диктант.

1

29.
 

Игра «Умники и умницы».

1

 
IV.Словообразование. Однокоренные слова (9 часов). 
 

30.

Понятие об однокоренных словах.

1

Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
 

31.

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

1

32.

Однокоренные слова и омонимы.

1

33.

Однокоренные слова и паронимы.

1

34.

Происхождение слов.
 

1

35.

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

36.

Проверочная работа (тестирование).

1

37.

Слуховой диктант.
 

1

 

38.

Игра «умники и умницы».
 

1

 

 
V.Суффиксальное словообразование (6 часов). 
 

39.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.
Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком.
Развитие осознанного отношения к выполнению заданий путем поиска ошибок в употреблении суффиксов.
Работа над блоками “Суффиксы профессий” , “Уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “Суффиксы прилагательных”.

40.

Суффиксы профессий.
 

1

41.

Развитие связной речи. Рассказа по серии картинок.

 
1

42.

Суффиксы прилагательных.
 

1

43.

Проверочная работа (тестирование).
 

 
1

44.

Игра «умники и умницы».
 

1

 

VI. Приставочное словообразование (7 часов).
 

45.

Приставки пространственного значения.

1

Усвоение  приставок пространственного значения.
Различение приставок пространственного значения
.
Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая употребления.
Составление рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
 

46.

Приставки временного значения.

1

47.

Многозначные приставки .
 

1

48.

Развитие связной речи. Деформированный текст.

1

49.

Приставки и предлоги.
 

1

50.

Проверочная работа (тестирование).

1

51.

Слуховой диктант.
 

1

 
VII. Состав слова. Закрепление (3часа).

 

52.

Разбор слов по составу.
 

1

Совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов.
Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов.

53.

Составление слов из морфем.
 

1

54.

Проверочная работа .

1

 
VIII.Однозначные и многозначные слова (4 часа). 
 

55.

Однозначные и многозначные слова .
 

1

Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову.
Развитие умения чувствовать и понимать лексические оттенки слов.
Воспитание умения правильно употребить нужное слово в контексте
.

56.

Прямое и переносное значение многозначных слов.

1

57.

Фразеологизмы и свободные сочетания.
 

1

58.

Проверочная работа.
 

1

 

IX.Синонимы (5часов).
 

59.

Синонимы и однокоренные слова.

1

Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову.
Развитие умения осуществлять подбор синонимов.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

60.

Использование синонимов в речи.

1

61.

Подбор синонимов к заданным слова.

1

62.

Грамматическая сочетаемость синонимов.

1

63.

Проверочная работа (тестирование).

1

 
 

XI. Антонимы (5 часов).

 

64.

Нахождение антонимов в текстах.

1

 Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову.

Развитие умения осуществлять подбор антонимов.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

65.

Подбор антонимов к слова различных частей речи.

1

66.

Подбор антонимов к многозначным словам.

1

67.

Фразеологизмы-антонимы.
 

1

68.

Проверочная работа (тестирование).

1

3 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

                                                                                                        Итого: 68 ЧАСОВ