Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Плотникова Марина Николаевна

Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И.

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»

РАССМОТРЕНО:                                                          СОГЛАСОВАНО:                                                                      УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры                        заместитель  директора по УВР                                                           директор МБОУ «Средняя

(Протокол №___от _______)                         _____________   О.В. Неганова                                                 общеобразовательная школа № 27

Руководитель кафедры                                «___»  сентября 2014 г.                                                        _______________М.С. Толчина

____________Прохорова Е.Н.                                                                                                                               Приказ №____ от    ________2014г.                                                                                                                      

Рабочая программа элективного курса

«Искусство устной и письменной речи»  для 11 класса

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)

(Автор - С.И.Львова)

        

Составитель рабочей программы:

        Плотникова Марина Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

        высшей квалификационной категории

г. Дзержинск Нижегородской области

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И.

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

В связи с этим ученики должны знать и уметь:

-освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);

-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.

Таким образом, элективный  курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.

Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.

В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

Курс рассчитан на 2 года. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой элективного курса Львовой С.И. «Искусство устной и письменной речи». В 11 классе курс рассчитан на 34 учебных часа.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Приме-чание

Сбор материала для письменного и устного высказывания.

5

1.

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии.

1

2.

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

1

3.

Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

1

4.

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

1

5.

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

1

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.

6

6.

Систематизация и структурирование собранного по теме материала. Продумывание композиции высказывания. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.

1

7.

Основная часть речевого высказывания. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли. Логические формы и приемы изложения. Виды и способы аргументации.

1

8.

Контрольная работа по теме «Письменное и устное высказывания»

1

9.

Заключение и основная мысль текста. Функция заключения, варианты заключения.

1

10.

Смысловые части письменного и устного высказывания, требования к высказыванию.

1

11.

Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи. Использование специфических средств письма для точной устной и письменной передачи мысли. Стили произношения. Уместное использование  интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

1

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств.

6

12.

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности. Коррекция неточно сформулированной мысли.

1

13.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм РЛЯ. Вариативность норм.

1

14.

Нормативные словари СРЯ и справочники.

1

15.

Уместное использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

1

16.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам СРЛЯ.

1

17.

Контрольная работа по теме «Особенности использования языковых средств в письменном и устном высказываниях».

1

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя.

6

18.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи. Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.

1

19.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

1

20.

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

1

21.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

1

22.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

23.

Контрольная работа по теме «Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя».

1

Публичная защита реферата.

11

24.

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.

1

25.

Репетиция речи.

1

26.

Выработка уверенности в себе.

1

27.

Продумывание внешнего вида для выступления.

1

28.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

1

29.

Основные критерии выступления на защите реферата.

1

30.

Содержательность реферата как один из основных критериев выступления на защите.

1

31.

Соответствие текста реферата языковым нормам как один из основных критериев выступления на защите.

1

32.

Выразительность речи как один из основных критериев выступления на защите.

1

33.

Защита реферата.

1

34.

Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

1

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Львова С.И. Искусство устной и письменной речи. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/В кн.: Программы по русскому языку для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2009

Для учащихся:

  1. Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002

Для учителя:

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991
  2. Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
  3. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. – М.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе

Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....

Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»

Рабочая программа  по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....