рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
рабочая программа на тему
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.
Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.docx | 423.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся,
имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Пояснительная записка
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Задачи программы:
- Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
- Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
- Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Содержание программы коррекционно–развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Направление работы:
- Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
- Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
- Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
- Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
- Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
- Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Этапы реализации программы:
Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:
- Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
- Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР III ур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР III ур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы.
Совершенно очевидно, что каждая из этих групп не может быть единообразной, но вместе с тем, выделение основного признака речевого дефекта, наиболее типичного для каждой группы, придает им определенную однородность.
Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Типичные примеры подобных нарушений - это велярное, увулярное или одноударное произношение звука "Р", мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное или боковое произношение свистящих, т.е. различные искажения звуков. Такие дефекты речи, как правило, не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы общеобразовательной школы.
Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается. Эти учащиеся, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения звуков.
Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи -произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твердых- мягких). Причем, у школьников этой группы замены и смешения могут охватывать не все перечисленные звуки. В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Т и т.д. Чаще всего неусвоенными оказываются свистящие и шипящие звуки, P-JI, звонкие и глухие. В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
Недочеты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков (в отличии от недостатков, выражающихся в искаженном произнесении отдельных звуков), следует относить к фонематическим дефектам.
Школьники рассматриваемой группы, особенно учащиеся первых двух классов, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (например: бочка - дочка, басня - башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звуковою состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма. Эти учащиеся комплектуются в специальные группы: учащиеся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием; либо фонематическим недоразвитием (в тех случаях, когда устранены дефекты произношения).
Третью группу составляют учащиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Несмотря на то, что эта группа учащихся в общеобразовательной школе немногочисленна, она требует особого внимания учителя-логопеда, так как она весьма неоднородна как по степени тяжести, так и по выраженности проявлений общего недоразвития речи. Преимущественно в общеобразовательную школу поступают дети III уровня (по классификации Р.Е.Левиной).
Своеобразие проявлений общего недоразвития речи у этих учащихся состоит в том, что ошибки в использовании лексикограмматических средств (отдельные проявления аграмматизма, семантические ошибки), наблюдаются на фоне правильно составленных предложений, текста. Иными словами, одна и та же грамматическая категория или форма в разных условиях может употребляться правильно и неправильно в зависимости от условий, в которых протекает устная речь детей, т.е. условий их коммуникации и предъявляемых к ней требований.
Звуковая сторона речи учащихся 2-3 классов с общим недоразвитием также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков (второстительные - второстепенные, транстит - транспорт).
Анализ речевой деятельности учащихся 2, 3 классов говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим формам речи. Под влиянием обучения развивается монологическая, контекстная речь. Это выражается в увеличении объема высказываний и количества сложноподчиненных конструкций; кроме того, речь становится более свободной. Однако указанное развитие монологической речи носит замедленный характер. Дети более или менее свободно строят связные высказывания в пределах близкой им тематики и испытывают затруднения при продуцировании связных высказываний в ситуации учебной деятельности: формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении содержания учебных текстов.
Указанные затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, застревании на отдельных словах и мыслях, повторении отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства и т.п. дети отмечают не самые существенные признаки. Кроме того, ими нарушается синтаксическая связь между словами, что находит свое выражение в незаконченности предложений, изменениях порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что, по-видимому, объясняется не только бедностью словаря, но главным образом, нечетким пониманием значения используемых слов, неумением уловить их стилистическую окраску.
Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма.
Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками - специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.
Среди учащихся общеобразовательной школы встречаются также дети с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия); дети, страдающие заиканием.
У этих детей также необходимо выявить уровень сформированности языковых средств (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй). В соответствии с выявленным уровнем они могут быть отнесены либо к I, либо ко II, либо к III группе.
Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
При организации логопедических занятий со школьниками, имеющими дефекты звукопроизношения и недостаточное развитие фонематических процессов, наряду с устранением произношения необходимо предусмотреть работу по воспитанию фонематических представлений, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Такая работа должна проводиться последовательно по дифференциации смешиваемых оппозиционных звуков и отработке навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что позволит восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи.
Эффективная помощь учащимся с ОНР, у которых недостатки произношения фонем составляют лишь одно из проявлений речевого недоразвития, возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно: коррекции произношения, формирование полноценных фонематических представлений, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова, уточнение и обогащение лексического запаса, овладение синтаксическими конструкциями (разной сложности), развитие связной речи, осуществляемой в определенной последовательности.
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала. системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.
В процессе проведения занятий с детьми по исправлению звуко-произношения следует учитывать следующие особенности:
при постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука:
произношение вызванного звука отрабатывается сначала в составе слоговых рядов и различных звукосочетаний, затем слов, словосочетаний и предложений;
тренировочные упражнения расположены в определенном порядке с целью соблюдения постепенности перехода от легкого к трудному.
В процессе коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:
- ребенок должен иметь сознательное желание исправить звуки, которые не произносит или произносит неправильно;
- при постановке определенного звука не надо обращать внимание на другие дефектные звуки;
- материал должен прорабатываться последовательно, а не выборочно, нельзя пропускать отдельные этапы работы;
- каждый поставленный звук желательно сразу вводить в ситуативно-бытовую речь;
- с ребенком необходимо заниматься ежедневно по 30—40 мин перед настольным зеркалом для самоконтроля.
Поскольку нарушения чтения и письма являются вторичными проявлениями уровня несформированности устной речи, то логопедические заключения должны отражать причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно:
- нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР:
- нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН:
- нарушения чтения и письма, обусловленные Фонематическим недоразвитием.
В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, ринолалия, алалия) логопедические заключения о нарушениях чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются данными о форме речевой патологии .
Обязательными подтверждениями правильности логопедического заключения в случаях нарушения чтения и письма являются письменные работы и результаты обследования чтения.
- Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы:
Психолого – педагогическое обеспечение
- Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
- Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (I этап)
Методические рекомендации
Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи — как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
- полноценные фонематические процессы;
- представления о звуко-буквенном составе слова;
- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.
Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционное обучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых.
Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
- 15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;
- 5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
- 20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов. Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по:
- развитию фонематических процессов;
- формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов;
- формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- закреплению звуко-буквенных связей;
- автоматизации поставленных звуков.
Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности:
- Речь. Предложение.
- Предложение. Слово.
- Звуки речи.
- Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).
- Деление слов на слоги.
- Ударение.
- Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).
- Твердые и мягкие согласные.
- Звонкие и глухие согласные.
- Звуки П и П’. Буква П.
- Звуки Б и Б’. Буква Б.
- Дифференциация Б-П (Б’-П’).
- Звуки Т и Г. Буква Т.
- Звуки Д и Д’. Буква Д.
- Дифференциация Т-Д (Т’-Д’).
- Звуки К и К’. Буква К.
- Звуки Г и Г. Буква Г.
- Дифференциация К-Г (К’-Г).
- Звуки С и С’. Буква С.
- Звуки 3 и 3’. Буква 3.
- Дифференциация С-3 (С’-З’).
- Звук и буква Ш.
- Звук и буква Ж.
- Дифференциация Ш-Ж.
- Дифференциация С-Ш.
- Дифференциация Р-Л (Л’-Р’).
- Звук и буква Ч.
- Дифференциация Ч-Т.
- Звук и буква Щ.
- Дифференциация Щ-С’.
- Дифференциация Щ-Ч.
- Звук и буква Ц.
- Дифференциация Ц-Т.
- Дифференциация Ц-Ч.
Данный вариант последовательности изучения тем на 1 этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
При завершении 1 этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа.
К этому времени у учащихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова;
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова- термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные, звонкие — глухие согласные, предложения и т.д.
- сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов.
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (IIэтап)
Методические рекомендации
Содержанием занятий этого этапа является:
- уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях.
Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях.
Кроме того, на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формой слова и его значением.
Так как изучение морфологического состава "слова не предусмотрено программой обучения родному языку учащихся 1-го класса, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически, в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционного обучения первоклассников в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.
Последовательность работы по восполнению пробелов может быть такой:
- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления ; понятие о родственных словах (в практическом плане);
- понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок;
- практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
- понятие о многозначности слов.
На основе многократного выполнения различных заданий в контексте вышеназванных тем осуществляется формирование и расширение семантических значений слов, относящихся к разным частям речи, валентности слов.
Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно — основа овладения правилом правописания безударных гласных, отработка его постановки занимает одно из основных направлений логопедической работы. При этом важно научить ребенка не только правильно ставить ударение, но и уметь на материале большого числа родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять слова с ударением в определенной позиции.
В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне, родовые и падежные окончания различных частей речи и т.д.
В процессе логопедических занятий по развитию устной речи постоянно осуществляется работа, направленная на овладение моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно можно провести эту работу при прохождении темы: «Образование слов при помощи приставок», так как значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется прежде всего в словосочетании и предложении.
В течение II этапа обязательно осуществляется активная работа по развитию и совершенствованию навыков чтения и письма.
Таким образом, на II этапе коррекционного обучения дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единство смысла, функции и формального их выражения.
Итак, по истечении II этапа коррекционного обучения учащиеся должны в практическом плане научиться;
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (III этап)
Методические рекомендации
Основной задачей III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.
Иными словами в процессе III этапа отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности высказывания;
- отбор языковых средств.
Современный подход к реализации содержания данного раздела должен опираться на лингвистические понятия — речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.
Первоначальное содержание работы III этапа — отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, что подводит детей к созданию различных видов текстов. При этом главное внимание уделяется развитию умений и навыков создавать и активно реализовывать в разных ситуациях сложные учебные тексты: высказывания типа рассуждений, доказательств и т.п. Практически формирование текстовых умений начинается в процессе восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи (I этап) и лексико-грамматических средств языка (II этап).
В начале III этапа проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций — построение, переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опорным словам, по иллюстрации); распространение, сокращение предложений; восстановление деформированных предложений; составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др. По мере совершенствования умений составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса), что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление. Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.
Особенностью работы над этим разделом является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью на логопедических занятиях отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершении, учебные диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на I и II этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение как для продуктивной учебной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Кроме того, в процессе работы на III этапе большое значение придается формированию у детей коммуникативных умений и навыков. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), но и формулировать вопросы по разным темам изучаемого материала, а также учить вести диалоги по учебной теме. Таким образом, в процессе занятий отрабатываются умения и навыки:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;
- сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.
В процессе работы над текстом усложняется и сама коммуникативная деятельность детей с ОНР: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов и т.д. Позже следует систематически упражнять учащихся в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом логопед должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего — системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью учебной работы, а связность — порядком выполнения учебных действий.
Особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.
В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р` /.
№п/п | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2 | Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция. |
3-8 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. |
9 | Воспитание правильного произношения звука /р/. |
10-11 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
15 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
16 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. |
17-20 | Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация. |
21-22 | Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях. |
23-24 | Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. |
25-26 | Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях. |
27 | Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях. |
28-29 | Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л` /.
№п/п | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2-6 | Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/. |
7 | Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. |
8 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи. |
13-15 | Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах. |
16 | Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях. |
17-19 | Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. |
20-21 | Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2 | Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция. |
3-7 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/. |
8 | Воспитание правильного произношения звука /с/. |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи. |
15-17 | Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах. |
18 | Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи. |
19 | Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
20-21 | Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
22 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. |
23 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
24 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
25 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи. |
26-27 | Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах. |
28 | Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи. |
29 | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях. |
30-31 | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях. |
32-33 | Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
34-35 | Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге. |
36 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге. |
37 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных. |
38 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. |
39-40 | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. |
41-42 | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2 | Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция. |
3-7 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/. |
8 | Воспитание правильного произношения звука /ш/. |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи. |
20-21 | Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
22 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. |
23 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
24 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
25 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи. |
26-27 | Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях. |
28-29 | Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах. |
30 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах. |
31 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. |
32-33 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях. |
34-35 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
36-37 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. |
38-39 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях. |
40-41 | Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах. |
42 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах. |
43 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. |
44 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях |
45-46 | Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
47-48 | Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. |
49-50 | Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях. |
51-52 | Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях. |
План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов,
имеющих фонематическое недоразвитие речи
№ п/п | Темы фронтальных занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |||
I этап - диагностический. | до 15.09 | ||||||
II этап. | с 15.09 | ||||||
1. | Организационное занятие. Правила посещения логопедического кабинета. Правила речи. Речь устная и письменная. | 1 | |||||
Формирование умения построения предложения. | 15 | ||||||
2. | Предложение. Интонационная законченность предложений. Простое двусоставное нераспространенное предложение. | 1 | |||||
3. | Предложение. Границы предложения. Слово- единица речи, лексическое значение слов. Слова, обозначающие предмет. Простое двусоставное нераспространенное предложение. | 2 | |||||
4. | Дифференциация слов, отвечающих на вопросы: кто? что? | 2 | |||||
5. | Закрепление понятия о словах, обозначающих предметы. (Дополнительно: ед. и мн. число). | 2 | |||||
6. | Слова, обозначающие действия предметов. | 2 | |||||
7. | Закрепление понятия о словах, обозначающих действия предмета | 1 | |||||
8. | Закрепление понятия о словах, обозначающих предметы и действия. | 2 | |||||
9. | Распространение двусоставного предложения. Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |||||
10 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |||||
11. | Составление и анализ предложения по схеме. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||||
Формирование фонематического восприятия | 19 | ||||||
12. | Органы речи. Артикуляция звуков речи. | 1 | |||||
13. | Речевые и неречевые звуки. | 1 | |||||
14. | Различение гласных и согласных звуков. | 1 | |||||
15. | Гласные звуки и пройденные в классе буквы. | 1 | |||||
16. | Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда. | 1 | |||||
17. | Твёрдые и мягкие согласные перед «ы» - «и» | 1 | |||||
18. | Твёрдые и мягкие согласные перед «а» - «я». | 1 | |||||
19. | Твёрдые и мягкие согласные перед «о» - «ё». | 1 | |||||
20. | Твёрдые и мягкие согласные перед «у» - «ю» | 1 | |||||
21. | Твёрдые и мягкие согласные перед «э» - «е» | 1 | |||||
22. | Твёрдые и мягкие согласные перед «ё» - «ю» | 1 | |||||
23. | Закрепление знаний о гласных 1 ряда и 2 ряда. | 1 | |||||
24. | Мягкий знак на конце слова | 1 | |||||
25. | Мягкий знак в середине слова | 1 | |||||
26. | Непарные мягкие согласные Щ,Ч,й. | 1 | |||||
27. | Непарные твёрдые согласные Ж,Ш,Ц. | 1 | |||||
28. | Согласные звуки и пройденные в классе буквы. | 3 | |||||
Слоговой анализ и синтез | 9 | ||||||
29. | Слогообразующая роль гласных. | 1 | |||||
30. | Слог-слияние. Деление слов на слоги. | 1 | |||||
31. | Перенос слов по слогам | 1 | |||||
32. | Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными. | 1 | |||||
33. | Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове. | 2 | |||||
34. | Слого- звуковой анализ слов с открытым слогом. | 1 | |||||
35. | Слого- звуковой анализ слов с закрытым слогом. | 1 | |||||
36. | Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая). | 1 | |||||
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство | 5 | ||||||
37. | Дифференциация букв о-а. | 1 | |||||
Дифференциация букв д-б. | 1 | ||||||
41. | Дифференциация букв т-п. | 1 | |||||
42. | Дифференциация букв и-м. | 1 | |||||
43. | Дифференциация букв | 1 | |||||
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. | 6 | ||||||
44 | Дифференциация с-ш | 1 | |||||
45 | Дифференциация з-ж | 1 | |||||
46. | Дифференциация с-ц-т | 1 | |||||
47. | Дифференциация р-л | 1 | |||||
48. | Дифференциация ч-щ | 1 | |||||
49. | Дифференциация ч-ц-т | 1 | |||||
50. | Дифференциация г-к-х | 1 | |||||
Проверочные работы | 2 | ||||||
51. | Списывание. | 1 | |||||
52. | Слуховой диктант. | 1 | |||||
Всего: | 58 ч. |
План работы
1 этап коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общее недоразвитие речи
(2класс)
№ | Дата по плану | Дата по факту | Темы фронтальных занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Развитие звукового анализа и синтеза | 8 | ||||||
1 | Гласные буквы и звуки. | 1 | |||||
2 | Согласные буквы и звуки. | 1 | |||||
3 | Дифференциация гласных и согласных | 1 | |||||
4 | Выделение гласных из слога и слова. | 1 | |||||
5 | Определение последовательности звуков в слове. | 2 | |||||
6 | Соотнесение количества звуков и букв в слове. | 2 | |||||
Развитие слогового анализа и синтеза слов | 6 | ||||||
7 | Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. | 2 | |||||
8 | Выделение ударного слога. | 1 | |||||
9 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | |||||
10 | Место ударения в слове. Орфоэпия. | 2 | |||||
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | 15 | ||||||
11 | Различение гласных а-я. Уточнение артикуляции. | 1 | |||||
12 | Различение гласных а-я в словах. | 1 | |||||
13 | Вставка пропущенных гласных а-я в предложения | 1 | |||||
14 | Различение гласных о-ё. Уточнение артикуляции. | 1 | |||||
15 | Картинный диктант с записью слов с о-ё. | 1 | |||||
16 | Вставка о-ё в предложения. | 1 | |||||
17 | Различение гласных у-ю. Уточнение артикуляции. | 1 | |||||
18 | Словарный диктант на различение гласных у-ю. | 1 | |||||
19 | Различение гласных ё-ю. Уточнение артикуляции. | 1 | |||||
20 | Дифференциация букв ё-ю в словах, предложениях и тексте | 1 | |||||
21 | Различение гласных э-е. Уточнение артикуляции | 1 | |||||
22 | Дифференциация букв э-е в словах, предложениях и тексте | 1 | |||||
23 | Различение гласных ы-и. Уточнение артикуляции. | 1 | |||||
24 | Изменение смысла слов путем замены в словах гласной ы на и. | 1 | |||||
25 | Занимательные игры и упражнения на различение гласных 1 и 2 ряда. | 1 | |||||
Дифференциация твердых и мягких согласных. | 6 | ||||||
26 | Усвоение мягкости согласных перед и, е, ё, ю, я в процессе письма и чтения | 1 | |||||
27 | Дифференциация непарных мягких согласных щ,ч,й. | 1 | |||||
28 | Дифференциация непарных твёрдых согласных ж,ш,ц. | 1 | |||||
29 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (ь) в конце и в середине слова. | 2 | |||||
30 | Проверочная работа. | 1 | |||||
Формирование словоизменения существительных, прилагательных, глаголов. | 6 | ||||||
31 | Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа. | 1 | |||||
32 | Практическое усвоение согласования прилагательных и существительных именительного падежа единственного и множественного числа. | 1 | |||||
33 | Практическое усвоение согласования прилагательных и существительных в косвенных падежах единственного числа. | 1 | |||||
34 | Практическое усвоение согласования прилагательных и существительных в косвенных падежах множественного числа. | 1 | |||||
35 | Практическое усвоение согласования существительных с глаголами настоящего времени в числе. | 1 | |||||
36 | Практическое усвоение согласования существительных с глаголами прошедшего времени в роде и числе. | 1 | |||||
Употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. | 10 | ||||||
37 | Практическое усвоение родительного падежа с предлогами у, из в единственном и множественном числе | 1 | |||||
38 | Практическое усвоение родительного падежа с предлогами от, с, до в единственном и множественном числе | 1 | |||||
39 | Списывание предложений с изменением слов в скобках в соответствии с вопросами из чего? | 1 | |||||
40 | Практическое усвоение дательного падежа с предлогом по со значением местонахождения. | 1 | |||||
41 | Практическое усвоение дательного падежа с предлогом к со значением направления действия. | 1 | |||||
42 | Практическое усвоение винительного падежа с предлогами в, на, за, под со значением направления действия. | 1 | |||||
43 | Практическое усвоение творительного падежа с предлогами за, над, под, с . | 1 | |||||
44 | Практическое усвоение предложного падежа с предлогами в, на со значением местонахождения предмета. | 1 | |||||
45 | Употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. | 1 | |||||
46 | Обучение умению отвечать на вопросы с определением положения предмета на картинке. | 1 | |||||
Развитие навыка связного высказывания | 8 | ||||||
47 | Восстановление порядка в сери сюжетных картинок. | 1 | |||||
48 | Распутывание 2-х сюжетных линий, состоящих из 2-х наборов картинок, разных по содержанию. | 1 | |||||
49 | Распутывание 2-х сюжетных линий, состоящих из 2-х наборов картинок, близких по содержанию. | 1 | |||||
50 | Придумывание небольшого сюжета рассказа с опорой на наглядный материал. | 1 | |||||
51 | Придумывание начала рассказа. | 1 | |||||
52 | Придумывание конца небольшого рассказа. | 1 | |||||
53 | Составление небольшого рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. | 1 | |||||
54 | Составление небольшого рассказа по опорным словам и словосочетаниям. | 1 | |||||
55 | Проверочная работа | 1 | |||||
ИТОГО | 60 часов |
План работы
2 этап коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих недостатки чтения и письма,
обусловленные общим недоразвитием речи
(3 класс)
№ | Темы фронтальных занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 | Повторение | 4 | ||||
Развитие звукового анализа и синтеза | 6 | |||||
2 | Звуковой анализ слов | 2 | ||||
3 | Позиционный анализ звуков в слове | 2 | ||||
4 | Выделение гласных и согласных в слове | 2 | ||||
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство | 20 | |||||
5 | Различение согласных С-Ш. Сравнение артикуляции. Графический диктант. | 1 | ||||
6 | Различение согласных С-Ш в словах. | 1 | ||||
7 | Различение согласных С-Ш в предложениях. | 1 | ||||
8 | Составление и заканчивание предложений словами с согласными С-Ш. | 1 | ||||
9 | Различение согласных З-Ж. Сравнение артикуляции. Графический диктант. | 1 | ||||
10 | Различение согласных З-Ж в словах. | 1 | ||||
11 | Различение согласных З-Ж в предложениях. | 1 | ||||
12 | Работа с текстом, насыщенным словами с З-Ж | 1 | ||||
13 | Различение согласных Д-Т. Сравнение артикуляции. Графический диктант. | 1 | ||||
14 | Различение согласных Д-Т в словах. | 1 | ||||
15 | Анализ слов паронимов по смыслу и звучанию. Составление предложений. | 1 | ||||
16 | Работа с текстом, содержащим слова с Д-Т | 1 | ||||
17 | Различение Ч-Щ. Сравнение артикуляции. Графический диктант. | 1 | ||||
18 | Различение согласных Ч-Щ в словах. Образование сравнительной степени от наречий. | 1 | ||||
19 | Составление предложений, используя словосочетания, насыщенные Ч-Щ | 1 | ||||
20 | Слуховой диктант на различение согласны Ч-Щ | 1 | ||||
21 | Различение согласных С-Ц. Сравнение артикуляции. Графический диктант. | 1 | ||||
22 | Различение согласных С-Ц в словах. | 1 | ||||
23 | Работа с предложениями и словосочетаниями, насыщенными С-Ц | 1 | ||||
24 | Проверочная работа по теме | 1 | ||||
Развитие навыков словообразования | 9 | |||||
25 | Морфологический состав слова. Уточнение понятия о корне слова. | 1 | ||||
26 | Слова однокоренные и родственные. | 1 | ||||
27 | Подбор родственных слов. | 1 | ||||
28 | Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения | 1 | ||||
29 | Безударные гласные | 1 | ||||
30 | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной. | 1 | ||||
31 | Игра «4-ый лишний» со словами с безударной гласной. | 1 | ||||
32 | Работа с предложениями и словосочетаниями с безударными гласными. | 1 | ||||
33 | Проверочный диктант на правописание безударных гласных. | 1 | ||||
Суффиксальный способ словообразования | 5 | |||||
34 | Образование новых слов с помощью суффиксов -ник, -чик, -щик. | 1 | ||||
35 | Образование новых слов с помощью уменьшительно-ласкательны (оценочных) суффиксов –ик, –ек, –ок, –чик, –очк, –ушк, –ышк, –к, -еньк, –оньк, –чик, -щик | 1 | ||||
36 | Образование новых слов с помощью суффиксов с увеличительным значением: -ущ, –ющ, –ищ | 1 | ||||
37 | Образование новых слов с помощью название родителей и их детенышей: -онок, –енок, –еныш, -ат, –ят | 1 | ||||
38 | Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -ск, –н, -ан, –ян, –ов, –ев, –ин | 1 | ||||
Префиксальный способ словообразования. | 7 | |||||
39 | Списывание предложений со вставками подходящих по смыслу слов с приставками | 1 | ||||
40 | Сравнение похожих по звучанию слов с приставками. Составление предложений с ними. | 1 | ||||
41 | Образование новых слов с помощью приставок от, за, по, в. | 1 | ||||
42 | Образование новых слов с помощью приставок от глагольных основ | 1 | ||||
43 | Образование новых слов с помощью приставки с пространственным значением: В-, Вы-, Под, Подо-, С-, Обо- | 1 | ||||
44 | Образование новых слов с помощью приставки с временным значением: За-, По-. | 1 | ||||
45 | Списывание предложений со вставкой пропущенных слов с приставкой. | 1 | ||||
Правописание предлогов. | 3 | |||||
46 | Уточнение пространственных значений предлогов. | 1 | ||||
47 | Группировка предлогов, противоположных по значению. Составление предложений. | 1 | ||||
48 | Работа с текстом, насыщенным предлогами. | 1 | ||||
Различение предлогов и приставок | 4 | |||||
49 | Различение предлогов и приставок | 1 | ||||
50 | Тренировочные упражнение в раздельном написании предлогов и слитном написании приставок. | 2 | ||||
51 | Занимательные игры и упражнения по теме «Различение предлогов и приставок». | 1 | ||||
52 | Морфологический разбор. Разбор слова по составу (разные части речи) | 1 | ||||
53 | Заключительное занятие | 1 | ||||
Итого | 60 |
План работы
3 этап коррекционно-развивающего обучения учащихся,
имеющих недостатки чтения и письма, обусловленныe общим недоразвитием речи
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
Связь слов в предложении. | 6 | |||||
1. | Средства связи. Семантический анализ предложения. | 1 | ||||
2. | Согласование. Связь подлежащего и сказуемого. | 1 | ||||
3. | Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. | 1 | ||||
4. | Изменение существительного по падежам (склонение). | 2 | ||||
5. | Работа с деформированным предложением. | 1 | ||||
Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания. | 9 | |||||
6. | Текст. Существенные признаки текста. | 1 | ||||
7. | Сравнение текста и набора слов. Сравнение текста и набора предложений. | 2 | ||||
9. | Работа с деформированным текстом. | 1 | ||||
10 | Сравнение текста и его искаженных вариантов:работа над рассказом с пропущенным началом, | 1 | ||||
11 | Сравнение текста и его искаженных вариантов: работа над рассказом с пропущенной серединой, | 1 | ||||
12 | Сравнение текста и его искаженных вариантов: работа над рассказом, не имеющим окончания | 1 | ||||
13. | Практические упражнения в распространении текста: добавление в текст слов и предложений, отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста, конструирование предложений, | 1 | ||||
14 | Практические упражнения в распространении текста: составление рассказа по опорным словам. | 1 | ||||
Развитие умений и навыков анализировать текст. | 4 | |||||
15. | Определение темы, основной мысли рассказа. | 1 | ||||
16. | Практические упражнения в подборе заголовка к данному тексту. | 1 | ||||
17. | Определение последовательности, связности и смысловой зависимости между предложениями. | 1 | ||||
18. | Составление плана связного высказывания. | 1 | ||||
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания. | 11 | |||||
19. | Определение замысла высказывания. | 1 | ||||
20. | Практические упражнения в последовательном пересказе развернутого высказывания по плану. | 1 | ||||
21. | Использование жизненных проблемных ситуаций при составлении рассказа описания | 1 | ||||
22. | Составление рассказа по серии картинок. | 1 | ||||
23. | Составление рассказа по иллюстративно-графическому моделированию. | 1 | ||||
24. | Работа с текстом цепной организации составление рассказа на заданную тему. | 1 | ||||
25. | Работа с текстом параллельной организации. | 1 | ||||
26. | Составление рассказа по инструкции (по алгоритму). | 1 | ||||
27. | Редактирование текста. | 1 | ||||
28. | Проверочные работы. | 1 | ||||
29. | Заключительное занятие. | 1 | ||||
Итого | 30 часов |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Книгопечатная продукция | ||
Часть 1. Дифференциация гласных.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.
| |
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. | |
| В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы:
| |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Ноутбук(по возможности). Сканер (по возможности). | ||
Игры и игрушки | ||
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Зеркало настенное Доска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции устной и письменной речи для 5 класса (КРО)
Коррекция устной и письменной речи...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Рабочая программа по коррекции письменной и устной речи у учеников начальной школы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...
Программа коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс.
рограмма коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс....
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
"Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 – 3 классов"
Рабочая программа логопеда...