Программа коррекции устной и письменной речи для 5 класса (КРО)
рабочая программа (5 класс) по теме

Коррекция устной и письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrekcii_ustnoy_i_pismennoy_rechi_5_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно – психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся классов VII вида.

   Программа составлена  с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся 5 классов VII вида МБОУ СОШ № 10 г., у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированность фонематических и лексико – грамматических  средств речи.

Логопедические  занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку. Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы.

   Методы и приемы, используемые в логопедической работе, соответствуют возрастным особенностям данных детей.

   Цель программы

     - провести коррекционное обучение с учащимися классов VII вида, не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно – познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы обучения;

Задачи коррекционного обучения

  1. восполнение пробелов в развитии звуковой сторо ны речи;
  2. обогащение словарного запаса;
  3. развитие грамматического строя и связной речи.

Область применения программы

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных  и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов массовых школ  для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Тематика занятия

Коррекционная работа

Часы

I. Слово. Словосочетание. Предложение

 Развитие навыков словообразования

1-2

 Состав языка. Родственные слова

Коррекция произношения.

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с одно коренными словами. Дифференциация одноко ренных и родственных слов. Пополнение слова ря и развитие навыков словообразования.

2

3

Корень слова. Корневые морфемы.

Знакомство с понятием «корень». Дифференци ация однокоренных и родственных слов. Соот несение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и одноко ренных слов.

1

4

 Приставка. Коррекция произношения.

Знакомство с приставками. Тренировка в нахож дении приставки в словах. Графическое обозна чение приставки. Правописание приставок. Раз витие временных и пространственных представ лений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами.

1

5

 Суффикс. Постфикс. Коррекция произношения.

Знакомство с суффиксами. Объяснение значе ний различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существи тельных с уменьшительно-ласкательным значе нием. Выбор суффикса.

1

6-8

Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суф фиксе и окончании. Формирование навыка раз бора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов.

3

9

 Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.

1

Б. Развитие навыков словоизменения

10

 Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначе ние изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.

1

11-13

 Практическое упот ребление существи тельных в форме единственного и мно жественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Фор мирование навыка образования форм един ственного и множественного числа имен сущес твительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зри тельного.)

2

14-15

 Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в по становке вопроса к существительным различ ного рода, в разборе слова по составу. Обога щение словаря. Развитие логического мышле ния.

2

16-17

 Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имен сущес твительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизмене ния. Преодоление аграмматизма в устной речи.

2

В. Развитие навыков согласования слов

18

 Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и слово образованию. Развитие навыка постановки воп роса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.

1

19

 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по слово изменению и согласованию имен прилагатель ных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами.

1

20

Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагатель ным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Прео доление аграмматизма в устной речи.

1

21

Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогаще ние глагольного словаря. Развитие навыков сло воизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.

1

22-23

Согласование глагола с существи тельным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обога щение словаря действий. Преодоление аграм матизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.

2

24-25

Согласование глагола с существи тельным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами.

2

26

 Согласование глагола с существи тельным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Раз витие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений.

1

27-28

 Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению.  Устранение аграмматизма в устной речи.

2

II. Предложение - 10

29-30

 Предложение

Соотнесение предложений с графическими схе мами. Знакомство со словосочетанием и предло жением. Виды связи в словосочетаниях и пред ложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — сло восочетание — текст.

2

31-32

 Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложе ния в зависимости от перестановки слов, изме нения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.

2

III. Текст - 5

33-34

Работа над текстом

Установление смысловых связей между пред ложениями в составе текста. Знакомство с поня тием текст, его признаками: смысловой целост ностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.

2

Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 35 часов

Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, качества и скорости усвоения материала.

Тематическое планирование

Планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения, особенностей интеллектуального развития и  системы коррекционной работы, предложенной авторами И.Н. Садовниковой (1998), Л.Н. Ефименковой (2000), Л.Г. Парамоновой(1999), Н.В. Ястребовой(1997), Е.В.Мазановой(2006).

Для достижения поставленной цели в качестве информационных ресурсов на  занятиях  используется « Компьютерный практикум для проведения логопедической работы  в начальной школе». Проводить занятие можно в двух режимах: «Пакет» или « Меню». Целесообразнее работать в режиме «Пакет», в котором игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия, а в режиме « Меню» можно выбрать нужный фрагмент из меню. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Можно сохранять, передавать урок на другие компьютеры.

   Для подготовки к занятиям  используется учебное пособие «Сборник дидактических материалов», где тематическое планирование учебного материала не разбито по классам, что позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития учеников.

Для усвоения программы применяются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.

Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы аромотерапии, музыкотерапии  и литотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
  2. Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.
  3. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе (СD -диск).
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
  5. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. -  ГНОМ и Д, 2009.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
  7. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
  8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
  10. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...

Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...

Программа коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс.

рограмма коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс....

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...