Программа коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс.
рабочая программа (6 класс)

Болта Анастасия Николаевна

рограмма коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция устной и письменной речи»

Учитель-логопед Болта Анастасия Николаевна

Класс 6

Всего часов в год 136

Всего часов в неделю 4

  1. Пояснительная записка.

Данная программа логопедического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с:

  • федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (глава 11 Статья 79);
  • приказом МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • инструктивным письмом Минобразования России от 14.12. 2000года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
  • программы по русскому языку для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикой, Э.В. Якубовской.

Данная программа логопедического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана для решения проблемы инклюзивного образования детей. Программа позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Программа направлена развитие у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  • создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  • развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  1. Особенности речи детей с легкой умственной отсталостью.

У детей с легкой умственной отсталостью отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Произносительная сторона речи. Недоразвитие речи детей с легкой умственной отсталостью прежде всего обнаруживается в затруднениях в овладении правильным произношением.

Определенную роль в становлении правильного звукопроизношения играют дефекты строения органов речи, а также более позднее и дефектное становление у детей с легкой умственной отсталостью фонематического слуха. В речи учащихся это проявляется заменой одних звуков другими, сходными по звучанию или артикуляции. В одних случаях эти замены носят постоянный характер, в других — периодический. Дети, не умея произносить определенные звуки речи, пропускают их или искажают, что делает их речь трудно воспринимаемой для окружающих.

Словарный состав языка. Отклонение от нормы имеет место и при освоении детьми с легкой умственной отсталостью словарного состава родного языка. Словарь учащихся беден и состоит преимущественно из имен существительных и глаголов. Среди имен существительных преобладают слова, обозначающие хорошо знакомые детям предметы. Глаголы большей частью бесприставочные. Имена прилагательные занимают незначительное место в общем составе словаря. Они представляют собой малоконкретные характеристики типа «большой, маленький, хороший, плохой». Очень редко встречаются прилагательные, характеризующие личностные свойства и качества человека. Слова, которыми располагают дети, используются ими в приближенных, неспецифических значениях:

  • туфли (туфли, тапочки, босоножки, и кроссовки).
  • шить (зашить пришить)
  • хороший (добрый, веселый, красивый, послушный, чистый) и др.

Для речи детей с легкой умственной отсталостью свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Переход слова из пассивного словаря в активный происходит у детей этой категории гораздо медленнее, чем у детей с нормальным психическим развитием.

К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается. Этому способствуют специальное обучение, расширение жизненного опыта, общение со взрослыми и детьми, просмотр телевизионных передач и др. Однако дефицит слов, определяющих свойства человеческой личности, сохраняется, а используемые предложения остаются преимущественно простыми и по своему построению не всегда соответствуют общепринятым нормам. Используемые в речи предложения бывают не только примитивно, но и часто неправильно построены. В них наблюдаются различные отклонения от норм родного языка — нарушения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов.

Сложные, особенно сложноподчиненные, предложения начинают употребляться учениками обычно на старших годах обучения, что свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности и служит еще одним свидетельством грубого недоразвития мышления учащихся.

Устная диалогическая и монологическая речь

Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. владеть диалогической речью. Наблюдения показывают, что обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов, с их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или эхолалически. Развернутые ответы от них можно услышать редко.

Овладение монологической речью представляется для таких детей чрезмерно сложным. Это связано с трудностями планирования высказывания и неумение следовать уже составленному плану, непонимание того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что он слышит от говорящего.

Значительной части детей младшего школьного возраста с легкой степенью УОдля составления рассказа и даже для пересказа прослушанного текста требуется привлечение наглядных средств: сюжетной картины, серии картин, реальных предметов. В таких условиях речь их становится более развернутой и последовательной. В старших классах используются план, схема и другие средства, организующие речевую деятельность школьников.

У учащихся с легкой степенью УО недостаточно сформирована одна из основных функций речи — ее регуляторная функция. Указания взрослого воспринимаются детьми неточно, и поэтому содержание и последовательность выполняемой ими деятельности далеко не всегда отвечают требованиям. Это, прежде всего, относится к работе по сложным инструкциям, состоящим из нескольких, следующих друг за другом звеньев, а также к заданиям, сформулированным обобщенно. В первом случае школьники забывают предложенную последовательность действий, нарушают и путают ее. Во втором — терпят неудачи из-за того, что не могут в достаточной мере осмыслить задание.

Ученики вплоть до старших классов испытывают затруднения, когда возникает необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы. Они не упоминают многих действий или говорят о них самыми общими словами. Но особенно сложным оказывается для них самостоятельное планирование предстоящей деятельности. Отсутствие наглядно-действенных опор, необходимость ориентироваться только на имеющиеся представления делают ответы учеников бедными, непоследовательными, фрагментарными.

Письменная речь

Отставание и своеобразные становления устной речи детей с легкой умственной отсталостью обусловливают трудности, проявляющиеся у них при овладении грамотой. Эти трудности обнаруживаются при осуществлении звукобуквенного анализа слов, в ошибках их написания, в составлении отдельных предложений и пересказов.

Связная письменная речь у учащихся имеет яркие черты устной ситуационной речи. Она мало организована и не упорядочена. Изложение событий осуществляется неточно и непоследовательно, с большим количеством повторений и привнесений, нередко основывающихся на случайных ассоциациях. Предложения часто неправильно построены и не окончены. Человек, не бывший участником события или не знакомый с излагаемым текстом, с трудом понимает содержание написанного.

  1. Методологические и теоретические основы программы.

При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:

  • онтогенетический;
  • учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма;
  • принцип учёта «зоны ближайшего развития»;
  • принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования);
  • принцип комплексности;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Учитывая специфику образовательного процесса детей с интелектуальными нарушениями при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

  1. Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 136 часов, 4 раза в неделю по 20-25 минут. Основной формой являются индивидуальные занятия.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом:

  • возрастных особенностей;
  • особенностей речевого дефекта воспитанников.

В структуру занятия могут входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

  1. Содержание коррекционно-логопедической работы по курсу «Коррекция устной и письменной речи.

I. Диагностический блок «Обследование устной и письменной речи». Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится две диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации обучающемуся и его родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).

II. Работа на уровне языкового анализа и синтеза

Развитие анализа структуры предложения. В процессе работы над слоговым анализом и синтезом в речевом плане уделяется внимание развитию умения выделять гласные звуки в слове. Обучающиеся учатся слоговому делению, ведется работа по развитию дифференциации гласных и согласных, выделению гласных звуков из слова. Работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках.

Работа на фонетическом уровне.

На данном этапе идет целенаправленная работа над разграничением понятий звук-буква, гласные-согласные, согласные твердые-мягкие, а также обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я, твердости разделительным мягким знаком. Обучающиеся учатся сравнивать гласные и согласные звуки по способу образования, дифференцировать гласные и согласные звуков на всех этапах, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов, употреблять правописание слов с разделительным мягким знаком.

III. Работа на морфологическом уровне.

Работа на данном этапе предполагает изучение темы «Корень и однокоренные слова», «Образование новых слов при помощи приставки», «Образование новых слов при помощи суффиксов», «Различение приставок и предлогов», Дифференциация предлогов.

Обучающиеся учатся подбирать группы родственных слов (несложные случаи), проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова, проверять непроизносимые согласные, употреблять предлоги. Корень слова. Подбор однокоренных слов.

IV. Работа на лексическом уровне.

Работа на данном этапе предполагает изучение имени существительного и прилагательного. Имя существительное: определение его грамматических признаков: одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Род имен существительных. Различение имён существительных по родам. Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.  Изменение имен существительных по числам. Имя прилагательное: Изменение имен прилагательных по родам Склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

Обучающиеся учатся употреблять на письме имена существительные собственные, собственные и нарицательные, единственное и множественное число имен существительных, определять имена существительные одушевленные и неодушевленные, род имен существительных, падеж имен существительных, число имен существительных выделять имя существительное как часть речи. При обучении определению имени прилагательного как речи, обучающиеся учатся изменять имя прилагательное по родам, склонять прилагательные в единственном и во множественном числе.

V. Работа на синтаксическом уровне.

Работа на данном этапе предполагает преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся; усвоение ими норм сочетаемости слов; осознанное построение предложений.

Обучающиеся учатся согласовывать существительные с глаголом в роде и числе, прилагательного в роде и числе, выделять главные и второстепенные члены предложения, конструировать простые предложения (распространённые и нераспространённые) с однородными членами. Употреблять в письменной речи перечисление без союзов, знаки препинания между однородными членами предложения, однородные члены предложения с союзом «и», а также обращение в письменной форме.

V.Связная речь

Пересказ: последовательный, краткий, выборочный, творческий. Составление сочинения, повествовательного характера. Работа с деформированным текстом. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы).

  1. Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса «Коррекция письменной и устной речи»

Результаты реализации программы коррекционного курса «Коррекция письменной и устной речи» оцениваются как итоговые на момент завершения реализации программы.

Реализация программы коррекционного курса «Коррекция письменной и устной речи» предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам относятся:

Результаты реализации программы логопедического сопровождения

Динамика

Отсутствует -0б

Минимальная-1б.

Удовлетворительная-2б

Значительная-3б.

-испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

           Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.

К предметным результатам относятся:

БУД

Показатель

Уровень

минимальный

достаточный

Предметные

-различение звука и буквы, звуков гласных и согласных, обозначение их на письме

-умение проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова

-выделение имени существительного, имени прилагательного, глагола как части речи

-согласование слов в предложении

-употребление в речи предлогов

-склонение сущ. по числам

-склонение прилагательных в ед. и мн. числе.

-писать слова с  чередующимися гласными и согласными в корне слова

-правильно писать, учитывая орфографические нормы имена собственные и нарицательные.

- правильно писать, учитывая орфографические нормы сущ. с шипящими на конце.

-построение простого распространённого предложения

-устное связное высказывание устно, письменное ( с помощью логопеда); чтение осознанно, правильно.

-выразительное чтение, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания логопеда; отвечать на вопросы

-предсказывание текста по плану с помощью логопеда, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

-выделение главной мысли текста

-составление плана пересказа

-пересказ текста по плану

-знание наизусть 6-8 стихотворений; алфавит; пословицы, загадки, стихотворения

-умение самостоятельно проверять письменную работу.

Регулятивные

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; о

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Коммуникативные

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы:

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  1. Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями.
  2. Логопедическое зеркало.
  3. Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)
  4. Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой

Учебно-методические условия:

  1. Учебник: для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015;
  2.  Е.В. Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов»., М. Издательство «ГНОМ», 2016г.;

Кадровое обеспечение:

Учитель-логопед.

Механизмы реализации программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации программы – оптимально-выстроенное взаимодействие специалистов образовательногоучреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающеесистемное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистамиразличного профиля в образовательном процессе.

Критерии оценки эффективности программы:

-повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с программой логопедических занятий;

-повышение уровня развития речи обучающихся;

-повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

- развитие личности учащегося;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) речевых процессов;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- повышение учебной мотивации;

- развитие самостоятельности и самоорганиза

9. Календарно-тематическое планирование

Количество часов -136, в неделю -4 часа.

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

1-4

Первичная диагностика

Уточнение диагноза. Исследование состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

8

Работа на уровне языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

5

Знакомство с текстом – определение основных признаков текста;

2

6

Дифференциация отдельных предложений и текста;

2

7

Определение последовательности предложений в тексте.

2

8

Определение границы предложения в тексте (цель: уточнить представление о предложении как о языковой единицы).

2

9

Работа с деформированным текстом.

2

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне фразы

10

Составление предложений с определённым количеством слов.

2

11

Увеличение количества слов в предложении.

2

Составление графической схемы предложения.

2

12

Определение места слова в предложении.

Выделение предложения из текста с определённым количеством слов.

2

13

Составление предложений из слов данных в беспорядке.

2

Развитие слогового анализа и синтеза

14

Слог. Повторение слов по слогам. Подсчет количества слогов.

2

Определение количества слогов в названных словах.

15

Объединение слогов в слова, предложения, чтение полученных слов или предложений.

2

Развитие фонематического анализа и синтеза.

16

Гласные I ряда.

2

17

Гласные II ряда.

2

18

Понятие твердого и мягкого согласного.

2

19

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слогах и словах.

2

20-21

Уточнение и закрепление представления о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твёрдости – мягкости согласных.

4

22

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

2

23

Закрепление фонематического анализа слов

2

24

Итоговое повторение.

2

Работа на морфологическом уровне

25

Корень слова. Подбор однокоренных слов.

2

Объединение родственных слов по группам.

26

Подбор однокоренных слов с чередованием гласных и согласных в корне.

2

27

Непроизносимые согласные в корне слова.

2

28

Словообразование. Образование новых слов при помощи приставки.

2

29

Правописание предлога со словами

2

30

Чередование приставок пре и при

2

31

Словообразование. Образование новых слов при помощи суффиксов.

2

32

Выделение приставки, корня, суффикса и окончания

2

33

Итоговое повторение

2

Работа на лексическом уровне.

34

Имя существительное.

2

35

Имя существительное. Имена собственные и имена нарицательные.

2

36

Род существительных.

2

37

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж,ш,ч,щ) на конце.

2

38

Склонение имен существительных в единственном числе

2

39

Склонение имен существительных во множественном числе

2

40

Имя прилагательное.

2

41

Изменение имен прилагательных по родам

2

42

Склонение имен прилагательных в единственном числе

2

43

Склонение имен прилагательных во множественном числе

2

44

Итоговое повторение

2

Работа на синтаксическом уровне

45

Однородные члены предложения

2

46

Конструирование простых предложений с однородными членами.

2

47

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

2

48

Обращение

2

49

Итоговое повторение

2

Связная речь

50

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы).

2

51

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

2

52

Последовательный пересказ текстов от первого(третьего) лица по графическим (знаковым) схемам

2

53

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

2

54

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

55

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

2

56

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

2

57

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

2

58

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа

2

59

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

2

60

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

2

61-62

Повествовательное сочинение по серии сюжетных картинок.

4

63-64

Повествовательное сочинение по одной сюжетной картинке,

4

65-68

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

8

Итого

136 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)

Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи...

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

Рабочая программа коррекционного обучения, биология для 6-9 классов, Воронкова

Представленный материал содержит рабочую программу коррекционного обучения по биологии для 6-9 классов, составленную на основе программы Воронковой...

Рабочая программа по предметам устная речь, письмо 6 класс

Рабочая программа по предметам устная речь и письмо составлена для 6 класса и рассчитана на учащихся, имеющих сложную структуру дефекта.Учебный план школы предполагает кроме чтения и русского яз...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...