Рабочая программа по предметам устная речь, письмо 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме

Глазырина Елена Борисовна

 

Рабочая программа по предметам устная речь и письмо составлена для 6 класса и рассчитана на учащихся, имеющих сложную структуру дефекта.

Учебный план школы предполагает кроме чтения и русского языка уроки развития устной и письменной речи. Расписание занятий составляется так, что бы эти уроки были сдвоенными. Основной целью их проведения является развитие устной и письменной речи как средства общения. На уроках изучаются основы работы над текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_ustnaya_rech_6v.docx25.02 КБ
Файл ktp_6v_ustnaya_rech.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предметам устная речь, письмо.

для  6 класса сложной структуры дефекта.

Пояснительная записка.

           Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой М..: Просвещение, 2005.

Цель:

Развивать устную и письменную речь как средства общения, формировать речевые и коммуникативные умения, обеспечивающие школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

  Задачи:  

           -   определять тему и главную мысль готового текста, выбирать заголовки к тексту,         отражающие его тему или  основную мысль,

        - выделять из текста предложения, определять границы предложений,

        - определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

        - отличать повествовательные и описательные тексты;

        - уметь составлять рассказ, описание по серии сюжетных картинок, по опорным         словам,

        - находить в тексте речевые недочеты, исправлять нарушения в логике и         последовательности высказывания,
           -   повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
           -   научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и         письменной         форме.


          
   Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие концентрации,  устойчивости  и переключения внимания,
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций (синтеза, анализа, выявления главной мысли);
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция и развитие связной устной речи, правильного произношения, обогащение  активного и пассивного словаря, диалогической речи).

Программа по развитию устной речи  рассчитана на 66 часов, по 2 часа в неделю.

Количество часов по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

за год

16

16

18

16

66

Программа по развитию письменной речи  рассчитана на 66 часов, по 2 часа в неделю.

Количество часов по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

за год

16

16

18

16

66

Сводный тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

Наименование разделов

Всего часов

1

Текст. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста.

Отличие предложения от текста. 

12

Запись двух групп предложений: текст и не текст. Составление и запись текста из нескольких предложений. Запись темы текста, основной мысли текста.

 12

2

Анализ текста по вопросам.

4

Запись вопросительных предложений.

4

3

  Структура текста. Части текста: вступление,

главная часть, заключение. План текста. Опорные слова.

10

Запись текста с соблюдением красной строки. Запись данного, составленного плана. Выделение и запись опорных слов.

10

4

 Описание. Коллективное составление описания.

7

Запись текстов описаний. Составление и запись описаний по картинам, по опорным словам, по данному плану.

7

5

Составление письма к другу.  Структура письма.

2

Запись составленного по плану письма.

2

6

Повествование. Коллективное составление рассказа.

14

Запись опорных слов, плана. Коллективная запись рассказа. Запись составленного рассказа по серии сюжетных картин, по предложенной ситуации.

14

7

Изложение. Коллективное составление изложения.

6

Коллективная запись изложения. Использование семантических групп глаголов в тексте изложений.

6

8

Исправление недочетов в тексте.

4

Запись исправленного текста.

4

9

Диалог. Составление диалога с опорой на картинку, на предложенную ситуацию.

7

 Запись диалога с поставленной речевой задачей (хочу сообщить) Правильное оформление записи диалога.

7

Содержание программы (если есть расхождения с основной программой, утверждённой Министерством РФ)

Устная речь

Письмо

Текст. 12 часов.

Текст и не текст. Отличие предложения от текста. Тема текста. Заголовок.  

Основная мысль текста. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью текста. Деление текста на предложения. Границы предложения.

 Запись текста. 12 часов.

Запись двух групп предложений: текст и не текст. Выделение в тексте предложений и запись в тетрадь. Запись текста с восстановленными границами предложений с предварительным разбором орфограмм. Запись предложений, содержащих тему, основную мысль текста. Запись заголовка, отражающего основную мысль текста.

Анализ текста по вопросам. 4 часа. Коллективное составление вопросов к тексту. Формулирование учащимися вопросов к событиям текста. Формулирование учащимися вопросов к поступкам героев.

Запись вопросительных предложений. 4 часа

Постановка и запись вопросов к содержанию текста.

Составление и запись вопросительных предложений.

Структура текста. 10 часов.

 Части текста: вступление,

главная часть, заключение. План текста. Опорные слова. Коллективное составление плана рассказа. Восстановление нарушенного порядка частей текста по плану.

Выделение опорных слов из текста. Пересказ по опорным словам. Восстановление текста по опорным словам.

Запись текста с соблюдением красной строки. 10 часов.

Запись данного, составленного плана. Выделение и запись опорных слов. Коллективная запись вступления,основной части, заключения с соблюдением красной строки. Запись опорных слов для пересказа. Запись частей текста в восстановленном порядке.

Описание. Коллективное составление описания.7 часов.

Составление описания по данному плану.

Составление словосочетаний, предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Использование личных местоимений вместо имени существительного для связи предложений в тексте. Составление описания по картине и опорным словам.

  Запись текстов описаний.7 часов

 Составление и запись описаний по картинам.  Нахождение однокоренных слов. Написание безударных гласных в корне слова. Связь слов в предложении с помощью окончания. Восстановление деформированного текста.

Составление письма к другу. 2 часа.

 Анализ структуры письма. Отбор содержания письма.

Запись составленного по плану письма.

2 часа.

 Повествование. Коллективное составление рассказа. 14 часов.

Коллективное составление рассказа по опорным словам, по сюжетной картине, по данному плану, по серии сюжетных картин. Составление короткого рассказа по опорным словосочетаниям. Озаглавливание текста. Отбор словаря. Обсуждение темы, структуры текста. Составление повествовательных текстов с последовательным развертыванием действий. Восстановление деформированного текста.

Коллективная запись рассказа.14 часов.

 Запись опорных слов, плана. Запись рассказа по серии сюжетных картинок, по картине, по предложенной ситуации. Запись текста с заменой существительных личными местоимениями.  Запись повествовательного текста с использованием соответствующих средств связи предложений в тексте: сначала, потом, затем, наконец. Запись восстановленного текста.

 Изложение. Коллективное составление изложения. 6 часов.

Коллективное изложение текста воспринятого на слух, зрительно  по опорным словам, по сюжетной картине, по данному плану.

Коллективная запись изложения.6 часов. Выделение из текста существительных и глаголов. Озаглавливание текста. Запись заглавия, основной мысли текста. Коллективная запись основной части текста.

Исправление недочетов в тексте.4 часа.

Исправление в тексте нарушенных границ предложений. Нахождение и исправление в тексте речевых недочетах.

Запись исправленного текста. 4 часа.

Запись исправленного текста с соблюдением границ предложений. Выделение главных членов предложения. Нахождение в тексте повторов, неправильного употребления слов.

Диалог. 7часов.

 Диалог. Реплики. Слова автора.

Определение речевых задач диалога (спрашиваем, отвечаем).

Составление диалога с опорой на картину, текст, ситуацию. Определение речевых задач диалога.

Запись составленного диалога.7 часов.

Запись диалога с поставленной речевой задачей (хочу сообщить). Правильное оформление записи диалога.

 Постановка вопросов, согласование существительных с прилагательными. Выделение вопросительных слов в предложении. Составление и запись вопросительных предложений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

 - знать, что такое текст, различать текст и не текст,  выделять тему и основную мысль текста, различать повествование и описание, восстанавливать деформированный текст;

-получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных

качеств.

Основные умения учащихся,

которыми они должны овладеть:

- уметь составлять коллективный рассказ, описание;

-уметь выполнять коллективное изложение;

- уметь составлять диалог с помощью учителя, участвовать в диалоге, правильно оформлять запись диалога;

- делить текст на предложения;

- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;

- писать под диктовку текст с предварительным разбором орфограмм;

- участвовать в обсуждении темы, идеи текста, подбирать заголовок к тексту;

- анализировать текст по вопросам с помощью учителя;

- исправлять недочеты с помощью учителя.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

(Список литературы)

Программа  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой 2005 года

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Аксенова А.К. Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -Москва: Просвещение, 2004.

Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Автор-составитель Е. П. Плешакова.- Волгоград: Учитель, 2007.

Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности у учащихся с интеллектуальным недоразвитием 5-9 классы. «Каро», 2006.

Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. Москва: «Издательство Астрель», 2003.



Предварительный просмотр:

Календарно тематический план

Устная речь и письмо

Кол-во часов в году:

 Устная речь -66

Письмо - 66

Кол-во  часов в неделю:

Устная речь -  2

Письмо - 2

№ п/п

Устная речь

Письмо

Дата по плану

Дата фактически

Результативность

1

Повторение. Текст. Различение текста и не текста.

Запись двух групп предложений: текст и не текст.

5.09

Знать, что такое текст, отличать текст от группы предложений.

2

Отличие предложения от текста.

Составление и запись текста из нескольких предложений. Проверка написания безударной гласной.

6.09

Отличать предложения то текста, правильно писать слова с гласными в начале слова.

3-4

Деление текста на предложения. Границы предложения.

Запись текста с восстановленными границами предложений с предварительным разбором орфограмм.

12.09

13.09

Уметь делить текст на предложения. Выделять границы предложения, правильно писать изученные орфограммы.

5

Определение темы текста.

Запись темы текста. Подбор и запись заголовка, отражающего тему текста.

19.09

Уметь определять тему текста, подбирать заголовок, отражающий тему текста.

6-7

Выделение основной мысли текста.

 Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью текста.

Запись предложений, содержащих основную мысль текста. Запись заголовка, отражающего основную мысль текста.

20.09

26.09

Уметь выделять основную мысль текста, озаглавливать текст в соответствии с основной мыслью.

8

Дополнение текста несколькими предложениями, развивающими основную мысль.

Запись текста, дополненного предложениями, развивающими основную мысль.

27.09

Выделять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, уметь дополнять текст предложениями, развивающими основную мысль.

9

Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении.

Запись текста с изменением порядка слов в предложениях.

3.10

Уметь изменять порядок слов в предложении, распространять предложения прилагательными.

10

Обобщение пройденного о признаках текста.

Составление и запись текста из нескольких предложений.

4.10

Отличать предложения то текста, выделять тему, основную мысль текста.

11

Разбор текста по вопросам. Коллективное составление вопросов к тексту.

Постановка и запись вопросов к содержанию текста.

10.10

Уметь задавать вопросы к содержанию, отвечать на них словами из текста.

12-13

Анализ текста по вопросам.

Формулирование учащимися вопросов к событиям текста.

Постановка и запись вопросов к тексту.

11.10

17.10

Уметь анализировать текст по вопросам, задавать вопросы к событиям текста.

14

 Формулирование учащимися вопросов к поступкам героев.

Составление и запись вопросительных предложений.

18.10

Уметь анализировать поступки героев с помощью учителя, формулировать вопросы к поступкам героев.

15-16

Части текста: вступление, основная часть, заключение. Красная строка.

Коллективная запись вступления, заключения с соблюдением красной строки.

24.10

25.10

Знать и уметь выделять части текста : вступление, основную часть, заключение, выполнять правильную запись с соблюдением красной строки.

17

Коллективное составление плана рассказа.

Запись составленного плана в тетрадь.

7.11

Уметь составлять и записывать  план рассказа, пересказывать рассказ по плану.

18-19

Пересказ текста по плану.

Запись данного плана в тетрадь. Запись опорных слов для пересказа.

8.11

Уметь пересказывать по плану и опорным словам, выделять и записывать опорные слова.

20-21

Восстановление нарушенного порядка частей текста по плану.

Запись частей текста в восстановленном порядке.

14.11

15.11

Уметь восстанавливать и выполнять запись деформированного текста

22-23

Выделение опорных слов из текста. Пересказ по опорным словам.

Запись выделенных  опорных слов в тетрадь.

21.11

22.11

Уметь пересказывать по плану и опорным словам, выделять и записывать опорные слова.

24

Восстановление текста по опорным словам.

Запись восстановленного по опорным словам текста.

28.11

Уметь восстанавливать текст по опорным словам, пересказывать по опорным словам и выполнять запись восстановленного текста.

25-26

Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части.

 Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета. Запись в тетрадь составленного текста описательного характера.

29.11

5.12

Уметь составлять и записывать описательный текст по опорным словам, подбирать прилагательные для описания предмета.

27-28

Коллективное составление описания по опорным словам.

 Запись опорных слов. Запись коллективно  составленного описания по опорным словам.

6.12

12.12

Составлять и записывать описание по опорным словам, подбирать прилагательные для описания предмета.

29-30

Коллективное составление описания по опорным словосочетаниям.

Запись опорных словосочетаний, составление и запись предложений на основе данных словосочетаний.

13.12

19.12

Составлять и записывать описание по опорным словосочетаниям, составлять предложения на основе данных словосочетаний.

31

Описание предмета с опорой на картинку по данному плану.

Запись описания предмета с использованием образных средств языка (сравнение).

20.12

Уметь использовать образные средства языка

 (сравнение) при составлении описания предмета с опорой на картинку.

32-33

Отбор содержания и речевых средств для письма. Структура письма. Составление текста письма к друзьям.

Запись плана текста письма.

 Запись текста письма по плану. Связь слов в предложении с помощью окончания.

21.12

26.12

Уметь отбирать содержание для письма, составлять текст письма к друзьям, записывать с учетом структуры письма.

34

Составление короткого рассказа по опорным словам с использованием текстовых синонимов.

Упражнения в подборе текстовых синонимов. Запись составленного  рассказа.  

27.12

Уметь составлять короткий рассказ по опорным словам, подбирать текстовые синонимы, записывать составленный рассказ.

35-36

Коллективное составление рассказа по предложенной ситуации и по опорным словам -существительным.

Запись опорных слов, запись составленного рассказа по предложенной ситуации.

9.01

10.01

Уметь составлять рассказ по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.

37-38

Коллективное составление рассказа по  картине.

Запись словосочетаний, составленного рассказа по картине.

16.01

17.01

Уметь составлять рассказ по картине, правильно писать окончания существительных.

39-40

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных  картинок.

Запись рассказа по серии сюжетных картинок . Нахождение в тексте прилагательных.

23.01

24.01

Составлять и записывать рассказ по серии картинок, соблюдать последовательность изложения событий, выделять прилагательные

41

Коллективное составление плана.

Запись составленного плана, согласование прилагательных с существительными.

30.01

Составлять и записывать план, согласовывать прилагательные с существительными.

42-43

Коллективное составление рассказа по  плану.

Распространение текста прилагательными, запись полученного текста.

31.01

6.02

Составлять и записывать план,  текст рассказа, распространять текст прилагательными в прямом и переносном значении.

44

Использование личных местоимений для связи предложений в тексте.

Запись текста с заменой существительных личными местоимениями. Восстановление пропущенных слов в тексте.

7.02

Уметь заменять существительные личными местоимениями. Восстанавливать  пропущенные слова в тексте.

45

Восстановление деформированного текста.

Запись восстановленного текста.

20.02

Уметь восстанавливать порядок  предложений в тексте.

46

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух по данному плану.

Запись плана изложения. Коллективная запись вступления текста. Выделение из текста глагольной лексики.

21.02

Пересказывать и записывать текст, воспринимаемый на слух, выделять и использовать глаголы, имеющие переносное значение.

47-48

Коллективное изложение текста, воспринимаемого зрительно по опорным словам.

Коллективная запись заключения текста. Употребление глаголов в переносном значении, включение их в текст.

27.02

28.02

Пересказывать и записывать текст, воспринятый зрительно, выделять и использовать глаголы, имеющие переносное значение.

49-50

 Коллективное изложение повествовательного текста. Подбор заглавия.

 Озаглавливание текста. Запись заглавия, основной мысли текста. Коллективная запись основной части текста.

6.03

7.03

Пересказывать и записывать текст повествовательного характера, подбирать заглавие, выделять основную мысль текста.

52-53

Коллективное изложение по данному плану и опорным словосочетаниям.

Запись текста изложения по опорным словосочетаниям. Согласование глаголов с существительными настоящего времени.

13.03

14.03

Пересказывать текст по опорным словам, записывать основную часть, выделять и подбирать глаголы, согласовывать глаголы с существительными настоящего времени.

54

Диалог. Реплики. Слова автора.

Запись данного диалога, постановка знаков препинания при записи диалога.

20.03

Знать что такое диалог, выделять в диалоге реплики, слова автора, уметь правильно оформлять запись диалога.  

55-56

Определение речевых задач диалога (спрашиваем, отвечаем).

Запись диалога с поставленной речевой задачей (хочу сообщить) Правильное оформление записи диалога. Упражнения в подборе синонимов и антонимов.

21.03

3.04

Составлять и записывать диалог с поставленной задачей, участвовать в диалоге, заменять повторы синонимами. Уметь правильно оформлять запись диалога.  

57-58

Составление диалога с опорой на картинку.

Запись текста изложения по опорным словосочетаниям и плану. Согласование глаголов с существительными.

4.04 10.04

Составлять и записывать диалог с опорой на картинку, участвовать в диалоге. Уметь правильно оформлять запись диалога.  

59-60

Составление диалога с опорой на ситуацию.

Запись ответов на вопросы собеседника. Выбор правильной временной формы глагола.

11.04

17.04

Составлять и записывать диалог с опорой на ситуацию, выбирать правильную временную форму глагола.

60-61

Составление повествовательных текстов с последовательным развертыванием действий.

Запись повествовательного текста с использованием соответствующих средств связи предложений в тексте: сначала, потом, затем, наконец.

18.04

24.04

Уметь составлять повествовательный текст с последовательным развертыванием действий с использованием соответствующих средств связи предложений в тексте: сначала, потом, затем, наконец.

61-62

Исправление в тексте нарушенных границ предложений.

Запись исправленного текста с соблюдением границ предложений. Выделение главных членов предложения.

25.04

Уметь исправлять нарушенные границы предложений, выполнять правильную запись исправленного текста.

63-64

Нахождение и исправление в тексте речевых недочетах.

Нахождение в тексте повторов, неправильного употребления слов. Запись исправленного текста.

8.05

15.05

Уметь находить и исправлять в тексте речевых недочетов, повторов, неправильного употребления слов.

65

Повторение. Текст. Признаки текста.

Выбор и запись небольших текстов. Определение темы, основной мысли текста.

16.05 22.05

Отличать предложения то текста, отличать текст от группы предложений, выделять тему текста, основную мысль текста.

66

Итоговый урок.

Составление и запись словосочетаний, предложений.

23.05

 Отличать текст от группы предложений, выделять тему текста, основную мысль текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Рабочая программа по развитию устной речи 2 класс.

Данная программа составлена для детей с ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" 5 класс

Рабочая программа соответствует современным требованиям СФГОС....

Рабочая программа по предмету Устная речь 9класс

Рабочая программа разработана для учащихся школы 8 вида с тяжелым нарушением интеллекта....

Адаптированная рабочая программа по развитию устной речи 6 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи» для обучающего 6 класса...