Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
рабочая программа (5 класс) на тему

Малиновская Елена Юрьевна

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

5кл.  68 ч.

Пояснительная записка

  Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ занятия по развитию речи.

  Имбецилы должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.

  Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме. Взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке должно быть ограниченно.

  Нужно учить детей оформлять свои желания словесно, для чего ввести разучивание фраз-приказаний и фраз-просьб и их выполнение.

  Занятия по развитию речи должны способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

  На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

  Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.

  Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.

  Практические работы помогают закреплению определённых умениё и навыков. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино, диафильмов, видеофильмов.

  Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес. Стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

   V класс (68 часов)

   Повторение материала 4-го класса.

   Логопедические занятия. Обогащения словаря учащихся.

   Устный пересказ сюжетных картин после коллективного разбора.

   Драматизация простых рассказов и сказок.

   Умение участвовать в беседе. Примерные вопросы и ответы: Когда? Утром, днем, вечером, весной, летом. В какое время? В 2 часа дня. Откуда? Куда? К кому? К чему? Кто? Что? О ком? О чем? С кем? С чем?

    Где? (на, под, перед, за, между).

   Что делают? Делаешь? Что делал? Делали? Что сделают?

   Употребление возвратной формы глаголов, обозначающих элементарные действия: «Я умываюсь», «Я причесываюсь» и т д

Тематика.

   Овощи (редис). Название. Распознавание. Растения огорода (повторение и обобщение материала, изученного в 1-4 классах).

   Ягоды (клубника и малина). Сравнение по окраске, форме и вкусу. Обобщающее слово «ягоды».

   Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по листочкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам. Сравнение по семенам.

   Грибы (белый, подосиновик, сыроежка, мухомор). Части гриба. Сравнение. Грибы съедобные и несъедобные.

   Комнатные растения (герань душистая). Распознавание. Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка).

   Цветы (незабудка, колокольчик). Различие по внешнему виду.

   Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.

   Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.

   Птицы (сорока, синица). Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.

   Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут.

   Наблюдение за погодой в течение года, графическое обозначение состояния погоды.

   Лето: жарко, на небе бывают облака, тучи, идет дождь, гроза – сверкает молния, гремит гром.

   Осень: становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки.

   Птицы – грачи, скворцы – собираются в стаи, улетают в теплые края.

   Зима: зимой солнце поздно восходит, дни короче, ночи длиннее, птицам голодно, забота людей о птицах.

   Весна: солнце поднимается выше, греет все сильнее, на деревьях и кустарниках набухают почки, из них развиваются, распускаются листья и цветы, в садах цветут фруктовые деревья.

   Экскурсия в парк или лес. Уметь называть и показывать 3-4 вида деревьев. Наблюдения за сезонными изменениями внешнего вида деревьев.

Практическая работа. Участие в уборке овощей на огороде. Посев в классе семян фасоли в ящик.

   Просмотр диафильмов: «Птицы зимой», «Как звери к зиме готовятся?»

                 Требования к знаниям и умениям учащихся

          Учащиеся должны уметь:

-отвечать на вопросы

-правильно строить ответы на заданные вопросы

-учавствовать в беседе

-употреблять возрастную форму глагола

-называть и показывать 3-4 вида дерева

-собирать овощи

-сеять семена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема урока: "Семья. Родители и дети".Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравст...

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"

Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи  на основе изучения предметов и явлений    окружающей действительности ....

Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс

Развитие устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности...

Рабочая программа по образовательной области «Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предмето...