Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
рабочая программа

Фонарева Лариса Александровна
  1. Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:
  • целевой, в котором дана характеристика речи детей с ОВЗ, прописаны цели и коррекционно - развивающие задачи программы; 
  • содержательный, в котором указаны основные этапы логопедической работы; 
  • организационный, в нем описана структура логопедической работы. 

Представлено тематическое планирование логопедической работы с 1 по 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекции нарушений устной и

письменной речи для детей

с ограниченными возможностями здоровья

                                                       

    Составитель: учитель-логопед                                                                                                                                                  Фонарева Л.А.

                                                                           

г. Москва, 2018 год


  1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка

В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных особенностей развития ЗПР, РАС, НОДА самостоятельно не могут освоить Программу начальной школы.

 Для детей с задержкой психического развития характерно замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Одним из главных клинических признаков ЗПР является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. Отмечаются нарушения познавательных процессов, умственной работоспособности, целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию.

Для детей с расстройством аутистического спектра характерны нарушения эмоционально-личностного развития и особенности поведения, сочетающиеся с задержкой психического развития. Они испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У обучающихся РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Они испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих.

У детей с нарушением опорно – двигательного аппарата задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Патология зрения, слуха, мышечно - суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами.

Для всех этих категорий детей с ОВЗ характерны специфические нарушения познавательной деятельности:

  • неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
  • выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов);
  • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
  • отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторов.

Так же у этой категории детей отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом, чтение детей характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом. Они с трудом понимают прочитаное. В письменной речи дети с ОВЗ делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У учеников с ОВЗ отмечаются  повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно - развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности.

Цели программы:

  • Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ.

Задачи:

  • Обеспечение специализированной помощи учащимся с ОВЗ с нарушениями устной и письменной речи;
  • Осуществление профилактики и коррекции речевых процессов у детей младшего школьного возраста;
  •  Освоение ими общеобразовательных программ по русскому языку и чтению;
  • Использование речи как инструмента полноценной коммуникации.  

Актуальность программы заключается в том, что она рассчитана на удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, специфичных для категории детей с ОВЗ. Содержание, форма организации, а также продолжительность занятий в рамках конкретного блока программы определяется мерой практической актуальности для учащихся определённого класса.

Программа предназначена для работы с учащимися 1 - 6 классов общеобразовательной школы

(АООП для детей с ЗПР, РАС, НОДА)

Принципы проектирования и реализации программы:

 - Соблюдение интересов ребенка (решение проблем ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка);

 - Системность (обеспечение единства диагностики, коррекции и развития);

 - Комплексность (всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий.)

 - Непрерывность и поэтапность воздействия (помощь ребенку оказывается до полного устранения проблемы.);

 - Вариативность (создание вариативных программ в зависимости от особенностей речевого нарушения и индивидуальных особенностей личности.);

 - Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психических перегрузок.;

 - Социально-адаптивная и коррекционно-развивающая направленность воздействия.

Особые образовательные потребности данной категории учащихся с ОВЗ

Успешность освоения программы начального общего образования ребёнком с ОВЗ и логопедической коррекции зависит  от характера и степени выраженности первичного  нарушения, эффективности систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Особые образовательные потребности обучающихся, обусловленные спецификой нарушения психического и коммуникативного, двигательного развития определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании коррекционной работы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • получение специальной логопедической помощи;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание групповых занятий, так и в процессе индивидуальной работы;

  • взаимосвязь развития речи с развитием познавательных и мыслительных процессов;
  • увеличение сроков освоения отдельных разделов  программы (наиболее трудных или имеющих наибольшую практическую значимость);
  • наглядно-действенный характер содержания обучения;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые учебные ситуации;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;  
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • целенаправленное формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • планомерное формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • -учитывать особые образовательные потребности ребенка с ограниченными
  • возможностями здоровья при освоении им образовательной программы;
  • развитие коммуникативных компетенций форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
  • специальная коррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;  

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа осуществляется в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР и РАС.

  1. Содержательный раздел программы

Данная программа предназначена для индивидуальной или подгрупповой логопедической работы для работы с учащимися с ОВЗ общеобразовательной школы (АООП для детей с ОВЗ).

Общая характеристика учебного курса

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Логопедическая диагностика учащихся:                                                                                            

  • обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи;                                        
  • обследование фонематического слуха;
  • обследование лексического строя речи;
  • обследование грамматического строя;
  • обследование связной речи;
  • обследование процесса письма и чтения.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

Основной этап. На этом этапе коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико - грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

Цель:

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
  • Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы :

  • Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
  • Звуко - буквенный анализ и синтез.
  • Звуко - слоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
  • Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
  • Разделительный “ь”.
  • Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно - акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Цель:

  • уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
  • дальнейшее расширение и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,
  • формирование представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Темы:

  • Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
  1.  Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Цель:

  • уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций.
  • развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
  • Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания.

Темы:

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

  • выделять предложения из сплошного текста;
  • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и

Планируемые результаты.

По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;

-  определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:

- различать предложение, словосочетание, слово;

-анализировать слова по звуковому составу;

-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,        

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

разбирать слово по составу (несложные случаи);

-писать под диктовку предложения и тексты;

-правильно читать вслух целыми словами;

-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

-отвечать на вопросы по прочитаному;

-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:                                                

 -производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

-дифференцировать звуки по акустическому сходству;

-подбирать к слову родственные слова;

-владеть навыками словообразования и словоизменения;

-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;

-дифференцировать предлоги и приставки;

-составлять распространенные предложения;

-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;

-составлять  план  связного высказывания.

По окончании 4 - 6 класса:

-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова

(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);

-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

  1. Организационный раздел программы

Основной формой организации коррекционного логопедического воздействия являются логопедические занятия: подгрупповые, индивидуальные.

Логопедические занятия  проводятся с учащимися по расписанию, составленному с учетом классного расписания. Продолжительность занятия для  подгрупп  составляет 30-40 минут.  Подгруппы комплектуются не более 3-х человек с учетом типологии и структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

На индивидуальные занятия отводится 30 минут на одного учащегося не реже двух раз в неделю. Зачисление на логопедические занятия осуществляется по справкам ЦПМПК, результатам обследования и утверждается на ППк ГБОУ Школа № 329 .

Этапы реализации коррекционно-логопедической работы

  1. Диагностический. Цель – обследование актуального уровня речевого и психического развития, степени выраженности речевого дефекта и определение зоны ближайшего развития. (Сроки: 1-15 сентября).
  2. Планирования. Формирование списочного состава детей, разработка и коррекция рабочих программ. (Сроки: 1-15 сентября).
  3. Практический. Организация и осуществление коррекционно-логопедического процесса. (Сроки:15 сентября – 15 мая).
  4. Диагностики эффективности коррекционно-логопедического воздействия. Отслеживание результатов воздействия, наблюдение за формированием знаний, умений и навыков. (Сроки: 15-30 мая, в течение учебного года).
  5. Регуляции и корректировки. Коррекция рабочих программ, планов работы по результатам диагностики. Внесение изменений и корректировка методов и приемов работы. (Сроки: в течение года).

Условия реализации программы

1. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

2. Новый  материал преподносится  предельно развернуто. Задействованы различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении и т.д).

3. На занятиях  даются  задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

4. Систематически повторяется пройденный материал для автоматизации навыка.

5. Применяемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса.

6. Предусматривается пошаговость при формировании учебного действия, навыка.

7. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми изучаемого материала.

8. Необходимым условием  является создание на занятии  атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.

Материально-техническое обеспечение:

- касса букв и слогов;

- разрезные азбуки, таблицы слогов;

- тетради, ручки, карандаши, краски, пластилин;

- трафареты;

- материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, палочки и т.п.);

- разноцветные фишки, полоски для составления схем;

- разнообразный демонстрационный материал;

- серии сюжетных картин;

- логопедическое зеркало;

- логопедические зонды и зондозаменители для постановки звуков;

- доска с набором магнитных букв;

- компьютер.


Тематическое планирование

1 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

7

Подготовительный этап

 

Коррекционный этап

 

 

Работа над словом

2

 

Слова, обозначающие предмет

2

 

Слова, обозначающие действие предмета

2

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета

2

 

Простое двусоставное нераспространенное предложение

2

 

Слова, обозначающие признак предмета

2

 

Распространение простого двусоставного предложения определением

2

 

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки

2

 

Составление распространенных предложений

2

 

Дифференциация понятий предложение – слово

2

 

Работа с предлогами в, на

2

 

Работа с предлогами к, от

2

 

Работа с предлогами в – из , на – с (со)

2

 

Работа с предлогами около (у), из-за

2

 

Работа с предлогами над, под, по

2

 

Составление предложений

2

 

Составление рассказа

2

 

Гласные и согласные звуки и буквы

2

 

Гласные звуки и буквы

2

 

Согласные звуки и буквы

2

 

Слог. Деление слов на слоги. Ударение

2

Звукослоговой состав слов

2

 

Твердые и мягкие согласные

2

 

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю

8

 

Звонкие и глухие согласные

2

 

Дифференциация согласных б – п

2

 

Дифференциация согласных д – т

2

 

Дифференциация согласных г – к

2

 

Дифференциация согласных з – с

2

 

Дифференциация звонких и глухих согласных

2

 

Текст. Работа над текстом

2

Всего

66

Тематическое планирование

2 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

7

Коррекционный этап

 

 

Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква”

1

 

Гласные звуки и буквы

1

 

Согласные звуки и буквы

1

 

Слог. Слогообразующая роль гласного

1

 

Слоговой анализ и синтез слов

2

Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда .

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и

2

 

Дифференциация гласных ё – ю

2

 

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

2

 

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

2

 

Разделительный “ь”

2

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

 

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а

1

 

Звук и буква о

1

Дифференциация гласных а – о

1

 

Звук и буква у

1

 

Дифференциация гласных о – у

1

 

Дифференциация гласных ё – ю

2

 

Звук и буква и

1

 

Дифференциация гласных и – у

1

 

Звонкие и глухие согласные

2

 

Дифференциация согласных п –б

2

 

Дифференциация согласных ф –в

2

 

Дифференциация согласных т –д

2

 

Дифференциация согласных к –г

2

 

Дифференциация согласных с –з

2

 

Дифференциация согласных ш –ж

2

 

Дифференциация графически сходных букв п – т

2

 

Дифференциация графически сходных букв б –д

2

 

Дифференциация графически сходных букв л –м

1 – 2

 

Дифференциация графически сходных букв х –ж

1 – 2

 

Предложение

2

 

Составление предложений

2

 

Распространение предложений

2

 

Выделение предложений из текста

2

 

Деформированное предложение 

Всего

66

Календарно – тематическое планирование

коррекционных занятий в 3-м классе

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

Повторение. Звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ.

Деление на слоги. Перенос слов.

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Твёрдые и мягкие согласные. Фонетический разбор слов.

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков и букв [ы] – [и], [а] – я, [о] – ё, [у] – ю.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова.

Перенос слов с мягким знаком.

Разделительный мягкий знак.

Самостоятельная работа. Фонетический разбор слов.

1

1

3

2

2

2

3

2

1

2

1

8

9

10

11

12

13

14

15

Безударные гласные.

Проверка безударных гласных в корне слова.

Дифференциация  П –Б. П – Б в конце слов.

Дифференциация В –Ф. В –Ф в конце слов.

Дифференциация Г- К.  Г –К в конце слов.

Дифференциация  Т – Д.  Т – Д в конце слов.

Дифференциация Ш – Ж.  Ш – Ж в конце слов. Жи – ши.

Парные согласные на конце слов. Ударные и безударные гласные. Закрепление.

Диктант.

2

3

2

2

2

2

2

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Дифференциация  З – С.  Парные согласные в корне слова.

Дифференциация  Ч – Щ.  Ча – ща, чу –щу.

Слова, близкие по значению (синонимы)

Нахождение синонимов в тексте.

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Нахождение антонимов в тексте.

Однозначные и многозначные слова.

Слова, обозначающие предметы. Изменение по числам.

Слова, обозначающие действия. Изменение по числам.

Дифференциация слов – предметов и слов – действий.

Главные члены предложения.

Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение по числам.

2

2

1

1

1

2

2

1

2

2

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Однокоренные слова. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. Подбор и расширение полей родственных слов.

Суффиксальный способ образования слов.

Приставочное словообразование.

Закрепление темы «Состав слова»

Предлоги. Сложные предлоги. Составление предложно-падежных конструкций.

Дифференциация предлогов и приставок.

Текст – повествование. Построение текста. Заголовок и тема текста.

Изложение текста по вопросам.

Составление текста по сюжетной картинке, серии картинок.

Составление текста – повествования.

Итоговый диктант.  

2

2

2

1

3

2

1

1

1

1

1

                                                                                Всего :

66 часов

Методическая и учебная литература

  1. «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.2 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2018
  2. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.:
  3. . Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
  4. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
  5. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  7. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003
  8. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
  9. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007
  10. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  11. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
  13.  Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
  14. Рау Е.Ф, Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
  15. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, М., 1997г.
  16. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи....

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...

Рабочая программа "Искусство устной и письменной речи"

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" для 10-11 классов...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...