Рабочая программа "Искусство устной и письменной речи"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Князева Елена Игоревна

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_ustnoy_i_pismennoy_rechi.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                          Рассмотрено                        Утверждено

зам. директора по УВР                         на ППС                                       приказом директора

___________/Л.А.Шеколдина              протокол №_____от ____          МБОУ «СОШ №7»

                                                                Руководитель ППС                     от________№_______


 
 
 

Рабочая программа

элективного курса  «Искусство устной и письменной речи»  

в  10 а,б  классах


 
 
 

                                                                 Учителя Князевой

                                                                                                     Елены  Игоревны
 


 
 
 

г.  КОГАЛЫМ

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и  предназначена для углубленного обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Тематическое планирование составлено на основании курса «Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.

        Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи с этим ученики должны освоить основные способы оптимизации речевого общения, должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка, должны осуществлять речевой самоконтроль. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

        Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками сообщений, выступлений, докладов по определённой теме. Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и обдумывание основной мысли; сбор литературы по теме и её анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи (реферат) и устной речи (выступление, доклад).

        Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления.

        Элективный курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный чат, обмен файлами.

        Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности.

        В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности; развёрнутое обоснование своей позиции с привлечением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.  

        Данный элективный курс предназначен для 10 – 11 классов и рассчитан на 68 часов (один раз в неделю): 34 часа – в 10 классе, 34 часов – в 11 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

        Учащиеся должны освоить основные способы оптимизации речевого общения:

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
  • уместно использовать внеязыковые средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учебно-тематический план

10 класс

Название раздела

Количество часов

1

Функциональные разновидности русского языка

16

2

Виды речевой деятельности

6

3

Особенности устной и письменной речи

12

Итого:

34

11 класс

Название раздела

Количество часов

1

Сбор материала для письменного и устного высказывания

5

2

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

6

3

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

7

4

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

5

Публичная защита реферата

10

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема урока. Основное содержание

Количество часов

Дата проведения

10а

Дата проведения

10б

1

Функциональные разновидности русского языка

1

09.09

10.09

2

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения

1

16.09

17.09

3

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

1

23.09

24.09

4

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.

1

30.09

01.10

5

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа.  Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).

1

07.10

08.10

6

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности.

1

14.10

15.10

7

Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

1

21.10

22.10

8

Основные жанры публицистического стиля.

1

05.11

06.11

9

Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).

1

11.11

12.11

10

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.

1

18.11

19.11

11

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

25.11

26.11

12

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

1

02.12

03.12

13

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

1

09.12

10.12

14 -15

Выразительность речи художественной литературы. Речевые фигуры и тропы.

2

16.12/

23.12

17.12/

24.12

16

Практикум по теме «Выразительность речи художественной литературы. Речевые фигуры и тропы».

1

13.01

14.01

17

Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная.

1

20.01

21.01

18

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

1

27.01

28.01

19

Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

1

03.02

04.02

20

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.

1

10.02

11.02

21

Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

1

17.02

18.02

22

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.

1

24.02

25.02

23

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания.

1

03.03

04.03

24

Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия.

1

10.03

11.03

25

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.

1

17.03

18.03

26

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.

1

31.03

01.04

27

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста.

1

07.04

08.04

28

Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспект, план, реферат.

1

14.04

15.04

29-30

Разные типы сочинений.

2

21.04/

28.04

22.04/

29.04

31-32

Реферат – форма письменного высказывания. Требования к содержанию, построению и оформлению реферата.

2

05.05/

12.05

06.05/

13.05

33

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.

1

19.05

20.05

34

Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

1

26.05

27.05

Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Тема урока. Основное содержание

Количество часов

Дата проведения

1

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

1

2

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

1

3

Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

1

4

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

1

5

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

1

6

Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.  

1

7

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.

1

8

Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.  

1

9

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функции заключения, варианты заключений.

1

10

Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений. Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи.

1

11

Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы. Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный) и их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения. Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

1

12

Точность и правильность речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи.

1

13

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. Вариативность норм.

1

14

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

1

15

Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

1

16

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи.

1

17

Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

1

18

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия.

1

19

Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.

1

20-21

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.  

2

22

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.  

1

23

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

1

24

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.  

1

25

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

1

26

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

1

27

Основные критерии оценки выступления на защите реферата; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

1

28-34

Практикум. Защита реферата по предложенным темам на лингвистическую тему.

7

Литература

Для учащихся

Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.

Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Словари

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.

Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.

Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого оющения: теория и практика обучения. – М., 1998.

Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998.

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995

Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.

Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.

Интернет-ресурсы

www.osp.mesi.ru Учебный портал МЭСИ

www.gramota.ru  ГРАМОТА.РУ   –   справочно-информационный    интернет-портал «Русский язык» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"

Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе

Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"

Настоящая  программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...