Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"
методическая разработка по теме
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_2kl_-_kopiya.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №487 (VIII вида) Выборгского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по логопедии
«Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Для 2 класса VIII вида 1варианта
Составитель: учитель-логопед Кузнецова Л.С.
Пояснительная записка.
Актуальность. Логопедическая работа в школе для учащихся с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального нарушения, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройств.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов речи. Учитывая, что у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего дисграфия смешанного вида планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» для 2 класса (VIII вид 1 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Письма Минобразования России от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
2.Учебного плана ГБС(К)ОУ школа № 487 на 2012-13 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Причина создания учебной программы:
Так как в планировании логопедических занятий, разработанному Н.Н. Яковлевой, по коррекции устной и письменной речи детей с СНР предлагается распределить количество часов на изучение темы в зависимости от индивидуальных особенностей детей, мною была проведена корректировка программы (распределение часов).
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи.
Задачи:
1.развитие слухового и зрительного внимания
2.развитие функций фонематического анализа и синтеза
3.развитие слогового и языкового анализа и синтеза.
4. уточнение и развитие пространственно-временных представлений
5.коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи
6.развитие связной речи
Условия реализации программы. Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)
Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Условия реализации программы. Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Данные работы представлены в учебно-тематическом плане программы. Результаты проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, Карту динамического наблюдения в процессе развития учащихся, бланки отчетов.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
В начале учебного года проводится обследование речи учащихся в течение двух недель (4 часа). В конце учебного года также проводится обследование речи учащихся (4 часа). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 60 часов в год. Содержание коррекционно-логопедической работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
*принцип «от простого к сложном»
*поэтапное формирование умственных действий
*опора на сохранные психические функции
Ожидаемые результаты:
- умение различать гласные и согласные звуки
-различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст
-определять ударные и безударные гласные
-определять в словах место и последовательность звука
-определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте
-производить звуковой, буквенный и слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений
-графически обозначать звуки, слоги и слова
-актуализировать словарный запас
Перечень учебно-методического обеспечения.
Основная:
1.Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2007.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная:
1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,1991.
3. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
4. Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2003.
5.Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьков. – Спб., 1998. 6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – М., 1998.
7.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1997.
Тематическое планирование. 2 класс (60 часов)
№ | тема | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. | 1 этап. Диагностический (сентябрь, май) Обследование звукопроизношения. Фонематическое восприятие. Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь. Письмо, чтение. 2 этап. Звукослоговой состав слова. Звуки и буквы. Гласные 1 ряда. Гласные 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Звуковой анализ прямого и обратного слога. Анализ слога из 3-х букв. Слоговой состав слова (2сложные слова) Слоговой состав слова (3сложные слова) Фонематический анализ и синтез. Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных. Звук и буква П. Звук и буква Б. Звук и буква П-Б. Звук и буква К. Звук и буква Г. Звук и буква К-Г. Звук и буква Т. Звук и буква Д. Звук и буква Т-Д. Звук и буква В. Звук и буква Ф. Звук и буква В-Ф. Звук и буква С. Звук и буква З. Звук и буква С-З. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Звук и буква Ш-Ж. Дифференциация графически сходных букв П-Т. Дифференциация графически сходных букв Б-Д. Дифференциация графически сходных букв Л-М. Дифференциация графически сходных букв Х-Ж. 3 этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне. Ударение в слове. Ударные и безударные гласные . Слово-предмет, отвечающее на вопросы КТО? ЧТО? Слово-действие, отвечающее на вопросы что делать? Что сделать? Слово-признак, отвечающее на вопросы Какой? Какая? Какое? Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. Согласование существительных и глаголов. Согласование существительных и прилагательных. 4 этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне. Двусоставное предложение. Графическое изображение. Распространение предложения по вопросам. Распространение предложения дополнением. Распространение предложения определением. Распространение предложения дополнением с предлогом. Распространение предложения двумя второстепенными членами. Составление предложений по картинке. Составление рассказов по опорным словам. Запись предложений по памяти. Пересказ.
| 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе
Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...
Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)
Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ"
ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...