Главные вкладки

    Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"
    методическая разработка по теме

    Кузнецова Людмила Sергеевна

    Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab._programma_2kl_-_kopiya.docx39.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №487 (VIII вида) Выборгского района                      Санкт-Петербурга.

    Рабочая программа по логопедии

    «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

    Для 2 класса VIII вида 1варианта

    Составитель: учитель-логопед  Кузнецова Л.С.

                                                                                       

                                  Пояснительная  записка.

          Актуальность. Логопедическая работа в школе для учащихся с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального нарушения, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройств.

              Нарушения речи у детей  с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи.  

             Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов речи. Учитывая, что у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего дисграфия смешанного вида планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.

    Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» для 2 класса  (VIII вид 1 вариант)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

    1. Письма Минобразования России от 20 июня 2002 г. №29/2194-6   «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

      2.Учебного плана ГБС(К)ОУ школа № 487 на 2012-13 уч. год.

      Срок реализации  программы:  1 учебный год.

      Причина создания учебной программы:

        Так как в планировании логопедических занятий, разработанному Н.Н. Яковлевой, по коррекции устной и письменной речи детей с СНР предлагается распределить количество часов на изучение темы в зависимости от индивидуальных особенностей детей, мною была проведена корректировка программы (распределение часов).

     Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи.

    Задачи:        

    1.развитие слухового и зрительного внимания

    2.развитие функций фонематического анализа и синтеза

    3.развитие слогового и языкового анализа и синтеза.

    4. уточнение и развитие пространственно-временных представлений

    5.коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

    6.развитие связной речи

    Условия реализации программы. Виды и формы организации учебного процесса:

        Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

    Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)

     Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

     Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

     Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.

    Условия реализации программы. Виды и формы контроля:

    При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий  и  итоговый.

     Методы контроля: устный опрос, письменные работы.

    Данные работы представлены в учебно-тематическом плане  программы. Результаты  проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, Карту динамического наблюдения в процессе развития учащихся, бланки отчетов.

                Содержание  логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

            В начале учебного года проводится обследование речи учащихся в течение двух недель (4 часа). В конце учебного года также проводится обследование речи учащихся (4 часа).  Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 60 часов в год. Содержание коррекционно-логопедической работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося.

                Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

    *принцип «от простого к сложном»

    *поэтапное формирование умственных действий

    *опора на сохранные психические функции

    Ожидаемые результаты:

    - умение различать гласные и согласные звуки

    -различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст

    -определять ударные и безударные гласные

    -определять в словах место и последовательность звука

    -определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте

    -производить звуковой, буквенный и слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений

    -графически обозначать звуки, слоги и слова

    -актуализировать словарный запас

    Перечень учебно-методического обеспечения.

    Основная:

    1.Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2007.

    2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2009.

    Дополнительная:

    1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991.

    2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,1991.

    3. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.

    4. Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2003.

    5.Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьков. – Спб., 1998. 6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – М., 1998.

    7.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1997.

     Тематическое планирование. 2  класс  (60 часов)

                                                 тема

    Количество часов

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    1 этап. Диагностический (сентябрь, май)

    Обследование звукопроизношения.

    Фонематическое восприятие.

    Словарь и словообразование.

    Грамматический строй речи.

    Связная речь.

    Письмо, чтение.

    2 этап. Звукослоговой состав слова.

    Звуки и буквы.

    Гласные 1 ряда.

    Гласные 2 ряда.

    Согласные звуки и буквы.

    Звуковой анализ прямого и обратного слога.

    Анализ слога из 3-х букв.

    Слоговой состав слова (2сложные слова)

    Слоговой состав слова (3сложные слова)

    Фонематический анализ и синтез.

    Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда.

    Дифференциация твердых и мягких согласных.

    Звук и буква П.

    Звук и буква Б.

    Звук и буква П-Б.

    Звук и буква К.

    Звук и буква Г.

    Звук и буква К-Г.

    Звук и буква Т.

    Звук и буква Д.

    Звук и буква Т-Д.

    Звук и буква В.

    Звук и буква Ф.

    Звук и буква В-Ф.

    Звук и буква С.

    Звук и буква З.

    Звук и буква С-З.

    Звук и буква Ш.

    Звук и буква Ж.

    Звук и буква Ш-Ж.

    Дифференциация графически сходных букв П-Т.

    Дифференциация графически сходных букв Б-Д.

    Дифференциация графически сходных букв Л-М.

    Дифференциация графически сходных букв Х-Ж.

    3 этап. Коррекционно-логопедическая работа           на лексико-грамматическом уровне.

    Ударение в слове.

    Ударные и безударные гласные .

    Слово-предмет, отвечающее на вопросы КТО? ЧТО?

    Слово-действие, отвечающее на вопросы что делать? Что сделать?

    Слово-признак, отвечающее на вопросы Какой? Какая? Какое?

    Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

    Согласование существительных и глаголов.

    Согласование существительных и прилагательных.  

    4 этап. Коррекционно-логопедическая работа   на      синтаксическом уровне.

    Двусоставное предложение.

    Графическое изображение.

    Распространение предложения по вопросам.

    Распространение предложения  дополнением.

    Распространение предложения  определением.

    Распространение предложения  дополнением с предлогом.

    Распространение предложения двумя второстепенными членами.

    Составление предложений по картинке.

    Составление рассказов по опорным словам.

    Запись предложений по памяти.

    Пересказ.

     

     

    8

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе

    Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...

    Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

    Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

    Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"

    Настоящая  программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...

    Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"

    Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ"

    ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...

    Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

    Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...