Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты хорошей речи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

 Корнеева Ирина Владимировна

     Основные цели курса:

– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;  

– дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего  полного  общего образования»;  

– обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

– обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

– способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

 Программа рассчитана на 35 часов

 Возможные виды деятельности обучающихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.   Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_sekrety_horoshey_rechi.docx148.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\YandexDisk\Скриншоты\ТИТУЛ.jpg

        

Рабочая программа элективного учебного предмета

 «Секреты хорошей речи»

9  класс

Составитель:                                                                 Корнеева Ирина Владимировна,

                                       учитель русского языка и литературы

                                                         

г. Нижневартовск

2021

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание учебного курса
  4. Календарно-тематическое планирование учебного курса на 2021 – 2022 учебный год
  5. Контроль уровня обученности
  6. Учебно-методическое обеспечение

2. Пояснительная записка

Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, – говорил Л. Н. Толстой, – и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно.

Восполнить это в 9 классе поможет элективный курс «Секреты хорошей речи». В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также нормах произношения современного русского языка.

Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развернутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».

Социальная задача данного элективного курса – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи – субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая – исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды норм литературного языка.

        Основные цели курса:

– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;  

– дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего  полного  общего образования»;  

– обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

– обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

– способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

 Программа рассчитана на 35 часов 

 Возможные виды деятельности обучающихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во

часов

Вид работы

Образовательный продукт

1

Введение. Значение культуры речи в жизни общества. Социальный опрос.

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

2

Информационная насыщенность речи. Выбор тем исследовательских работ.

1

Самостоятельное составление текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя

Текст художественного стиля

3

Логичность речи

1

Работа по редактированию текста

Отредактированный текст

4

Точность, ясность и простота речи

1

Практическая работа под руководством учителя

Алгоритм высказывания

Простота речи – 7 часов

5

Многообразие значений слова

1

Лекция с элементами беседы

Развернутый план - конспект

6

Слова одинаковые, но разные

1

Ролевая игра

Синквейн

7

Синонимическое богатство русского языка.

Контрастные слова.

Созвучные слова

1

Работа в группах

Исследовательский проект

8

Разнообразие способов словообразования

1

Подготовка презентации проекта

Проект таблица способов словообразования

9

Стилистические различия формообразования имён и глаголов

1

Лекция

Конспект

10

Многообразие синтаксических конструкций

1

Практикум

Таблица

11

Зачётная работа «Этот занимательный синтаксис».

1

Групповое конструирование текстов разных стилей

Тексты разных стилей

12

Чистота речи

1

Лекция с элементами беседы, создание собственного высказывания на определенную тему (работа в парах)

Собственное высказывание на заданную тему

13

Умеренность речи

1

Сбор, обработка, анализ и систематизация информации

Синквейн

Правильность речи – 12 часов

14

Правильный выбор слова.  «Ты» и «Вы» в речевом этикете

1

Анализ художественного текста, написание по образцу

Мини -сочинение

15

Как правильно употреблять части речи.

Параллельные формы имён существительных.

Разные формы имён прилагательных

1

Анализ художественного текста, написание по образцу

Эссе

16

Как используются имена числительные

1

Создание текстов с использованием числительных

Собственные тексты с числительными

17

Секреты местоимений

1

Конструирование текста с местоимениями с опорой на словарик поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Синквейн

18

Особенности употребления глаголов

1

Конструирование текста с опорой на словарик поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Синквейн

19

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении.

Согласование сказуемого с подлежащим

1

Анализ художественного текста

Конспект

20

Как согласуются определения и предложения

1

Лекция

Конспект

21

Формы управления. Обособленные обороты

1

Редактирование чужого и написание собственного текста

Текст

22

Правила употребления сложных предложений

1

Лекция, конспектирование материала в виде таблицы

Таблица

23

Трудности произношения

1

Практическая работа

Таблица - схема

24

Орфоэпические нормы

1

Лекция

Конспект, составление таблицы

25

Проверочная работа. Тестирование «Умею ли я правильно говорить».

1

Практическая работа

Тестирование

Образность речи – 5 часов

26

Какую речь называют образной

1

Анализ художественного текста

Алгоритм выполнения анализа

27

Эпитеты. Сравнения. Метафоры

1

Практическая работа

Эссе

28

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение

1

Лекция, практическая работа

Эссе

29

Гипербола. Литота. Аллегория

1

Комплексный анализ художественного текста

Анализ прозаического произведения

30

Сочинение - рассуждение по стихотворению В.Солоухина «Здравствуйте!».

1

Самостоятельная работа

Сочинение - миниатюра

31

Урок-диспут: «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?»

1

Комплексный анализ художественного текста

Анализ лирического произведения

32

Благозвучие речи

1

Комплексный анализ художественного текста

Анализ лирического произведения

33-34

Итоговая конференция. Защита проектов. Выступление агитбригады.

2

Тестирование, защита творческих работ

Творческий отчет, презентация творческих работ

35

Подведение итогов

1

3. Содержание учебного курса

Значение культуры речи в жизни общества.

Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира.

Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.

Информативная насыщенность речи

Главное назначение речи – быть средством общения, передавать нужную информацию. Многословие (речевая избыточность) и пустословие.

Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология.

Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.

                                                 Логичность речи

Логичность как важнейшее условие речи.

Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.

Точность, ясность и простота речи

Причины неясности высказывания. Редактирование текста.

Богатство речи

Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.

Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное).

Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы.  Омофоны.  Омографы. Игра слов. Каламбур.

Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова- антонимы. Оксюморон.  Антифразис. Созвучные слова – паронимы.

Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.

Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний существительных.

Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Чистота речи

Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».

Уместность речи

Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно – неуместно) при выборе стиля.

Правильность речи

Понятие нормы литературного языка. Требования лексической сочетаемости. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Форма рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.

Синтаксические нормы

Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Правила употребления сложных предложений.

Орфоэпические нормы

Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств.

Образность речи

Тропы. Художественные определения - эпитеты.

Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.

  1. Благозвучие речи

Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Признаки неблагозвучия. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Ономатопея.

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Введение. Значение культуры речи в жизни общества. Социальный опрос

1

2

Информационная насыщенность речи. Выбор тем исследовательских работ

1

3

Логичность речи

1

4

Точность, ясность и простота речи

1

5

Простота речи. Многообразие значений слова

1

6

Слова одинаковые, но разные

1

7

Синонимическое богатство русского языка.

Контрастные слова.

Созвучные слова

1

8

Разнообразие способов словообразования

1

9

Стилистические различия формообразования имён и глаголов

1

10

Многообразие синтаксических конструкций

1

11

Зачётная работа «Этот занимательный синтаксис»

1

12

Чистота речи

1

13

Умеренность речи

1

14

Правильность речи. Правильный выбор слова.  «Ты» и «Вы» в речевом этикете

1

15

Как правильно употреблять части речи.

Параллельные формы имён существительных.

Разные формы имён прилагательных

1

16

Как используются имена числительные

1

17

Секреты местоимений

1

18

Особенности употребления глаголов

1

19

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении.

Согласование сказуемого с подлежащим

1

20

Как согласуются определения и предложения

1

21

Формы управления. Обособленные обороты

1

22

Правила употребления сложных предложений

1

23

Трудности произношения

1

24

Орфоэпические нормы

1

25

Проверочная работа. Тестирование «Умею ли я правильно говорить».

1

26

Образность речи. Какую речь называют образной

1

27

Эпитеты. Сравнения. Метафоры

1

28

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение

1

29

Гипербола. Литота. Аллегория

1

30

Сочинение - рассуждение по стихотворению В.Солоухина «Здравствуйте!».

1

31

Урок-диспут: «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?»

1

32

Благозвучие речи

1

33-34

Итоговая конференция. Защита проектов.  

2

35

Итоговое занятие

1

5. Контроль уровня обученности

Виды контроля

Контрольно-измерительные материалы

текущий

промежуточный

итоговый

Наблюдение над тестом, ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия

 

Анализ текста,   «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций

 

(см. Приложение)

Решение речевых ситуаций, ролевые игры

Упражнения на замену в тексте одних средств другими, функционально близкими, подстановку стилистически подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент)

Инсценирование отрывков из художественных произведений.

Конкурс риторов «Интонация – душа звучащей речи»

Сочинения – рассуждения, эссе: «Язык очей и говор жеста», «Сердечное слово до сердца доходит», «Литературно-языковые нормы – регуляторы речевого поведения».

Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов

Работа с текстами

Презентация деловой беседы,  

  1. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

 

  1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 2009.-175с.
  2.  Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. – М., 2007. -306с.
  3. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - №3,7,8. – 2007; №1 – 2001.-214с.
  4. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Деловая корреспонденция. М., 2004.-156с.
  5. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. — М., 2005.-302с.

Дополнительная литература

  1. Колтунова М.В. Деловое письмо: что нужно знать составителю. М., 2000.- 321с.
  2. Львова, С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет / С. И. Львова. — М., 2005. – 241с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2007.-168с.
  4. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс/ Сост. Е.В.Васильева, Т.И.Канина, О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – 128с. – (Методическая библиотека).
  5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. М., 2004.- 263с.                    
  6. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М., 2004.-186с.

Приложение

I. Рефераты

  1. Пути и судьбы ораторского искусства.
  2. Вечные идеи античных риторов (Корас, Горий, Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен).
  3. Учение о коммуникативных качествах речи.
  4. Жизнь без языка.
  5. «Магическая звука власть…»

II. Творческие работы

  1. Конкурс риторов «Интонация – душа звучащей речи»
  2. Сочинения – рассуждения, эссе: «Язык очей и говор жеста», «Сердечное слово до сердца доходит», «Литературно-языковые нормы – регуляторы речевого поведения».
  3. Инсценирование отрывков из художественных произведений.

III. Проекты

  1. Сущность и функции языка.
  2. Нормы поведения и правила общения.
  3. Деловые бумаги в школе.

IV. Исследовательские работы

  1. Крылатые слова и менталитет народа.
  2. Использование иноязычных слов в средствах массовой информации.
  3. Функции русского языка в современном мире.
  4. Грубые нарушения норм литературного языка на радио (на телевидении, в рекламе, на эстраде).
  5. Употребление в художественных произведениях местоимений «ты» и «вы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике для 10 - 11 класса

Рабочая учебна программа элективного учебного предмета по математике "КУрс - практикум для подготовки к ЕГЭ по математике"...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты ораторского мастерства»

Рабочая программа элективного учебного предмета«Секреты ораторского мастерства»...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Деловая речь. Деловое письмо"

Цель учебного курса «Деловая речь. Деловое письмо»  – познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составля...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Стилистика. Культура речи»

Цели элективного учебного предмета:– углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;– научить различным приемам использования их выразительных средств;&ndash...