Главные вкладки

    Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
    учебно-методический материал по теме

    Спасская Юлия Владимировна

    Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon programma_seminara.pdf2.42 МБ
    Файл prezentatsiya_dlya_sayta.pptx1.86 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к семинару «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» Учителя-логопеды: Кузьмина Е.Н. Спасская Ю.В.

    Слайд 3

    БЛОК РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА И БОДРСТВОВАНИЯ ( I БЛОК ) Задачи Функции Симптомы нарушений Поддержание активного тонуса коры головного мозга при чтении и письме. Организация внимания, памяти, регуляции эмоциональных и мотивационных состояний. Отвлекаемость; Утомляемость; Резкие колебания темпа успешности на протяжении занятия ; Медленное письмо; Задержанная автоматизация процессов чтения и письма; Колебание высоты и наклона букв Несоблюдение рабочей строки.

    Слайд 4

    БЛОК ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ( II БЛОК ) Задачи Функции Симптомы нарушений Приём, переработка, хранение зрительной, зрительно-пространственной, слухоречевой, кинестетической информации. Фонематическое восприятие; слухоречевая память. Зрительные представления, зрительно-пространственные представления, зрительная память; Пространственная память; Кинестетический (моторный) анализ (контроль). Смешения букв, обусловленные: акустико-артикуляционным сходством (б-п); оптическим сходством (ж-х). Неправильное расположение записей в тетради, трудности нахождения начала строки при чтении; Нарушение границ слов и предложений. (Сегодня тепло. Мы решили погулять. – Сего дня. Тепло мырешили по гулять)

    Слайд 5

    БЛОК РЕГУЛЯЦИИ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( II I БЛОК ) Задачи Функции Симптомы нарушений Формирование плана действий и осуществление контроля за их выполнением. Серийная организация движений при письме; Планирование и контроль действий письма и чтения. Пропуск, вставка, перестановка букв; слитное написание слов; Неправильная постановка ударения при чтении; Несоблюдение заглавной буквы; Угадывающее чтение; Трудности серийной организации движений.

    Слайд 6

    Если в классе есть такой ребёнок, необходимо:

    Слайд 7

    Письмо - процесс, позволяющий закрепить устную речь с помощью графических элементов.

    Слайд 8

    Специфические операции письма

    Слайд 9

    Специфические ошибки письма ( дисграфия )

    Слайд 10

    Смешение по артикуляционно-акустическим признакам Ошибки (что смешивается) Примеры Возможные механизмы Парные согласные в сильной позиции Собака – сопака Три - дри нарушение фонематического восприятия; дефект переработки слухоречевой информации Свистящие и шипящие Шишки – шиски , привезли - привежли Аффрикаты и их составляющие Птица – пцица , Часто – тясто Соноры (р-л, м-н) Мебель – небель , Лодка- родка Твёрдые – мягкие согласные (замена гласной первого ряда на гласную второго ряда, пропуск мягкого знака, и.т.д ) Любит – лубит , льубит , люубит Лось - лос

    Слайд 11

    Смешение графически сходных букв Ошибки (что смешивается) Примеры Возможные механизмы Графически сходные буквы, не имеющие общей точки начала письма З-В, е-с, ш-т Нарушение зрительного восприятия Графически сходные буквы, имеющие общую точку начала письма м – л, и – у, б – д, п – р, К – Н Ошибки кинетического запуска (трудности серийной организации письма); Трудности кинетического анализа (контроля)

    Слайд 12

    Зеркальные ошибки Ошибки Примеры Возможные м еханизмы Реверсия формы Яма - R ма Нарушение зрительно-пространственных функций. Реверсия порядка уже - ежу Реверсия направления Обратное письмо

    Слайд 13

    Другие моторные и оптико-моторные ошибки Ошибки Примеры Возможные механизмы Недописывание отдельных элементов ё-е, й-и Нарушение зрительно-пространственных функций; трудности серийной организации письма; Трудности кинетического анализа (контроля). Добавление лишних элементов букв и-ш Неадекватное начертание

    Слайд 14

    Пропуск букв и слогов Ошибки Примеры Возможные механизмы Пропуск гласных Машина – мшина , мшна Мак- мк Огород - огрод Нарушение фонемного анализа и синтеза; Нарушение внимания; Нарушение серийной организации движений. Трудности кинетического анализа (контроля). Пропуск согласных Соседи – соеди , Мост - мот Пропуск слогов Молоко – моко Электровоз - электроз

    Слайд 15

    Вставки букв Ошибки Примеры Возможные механизмы Вставка гласных Плывут – пылывут круупный Нарушение фонемного анализа и синтеза; Нарушение внимания; Нарушение серийной организации движений. Трудности кинетического анализа (контроля). Вставка согласных Повеяло – повеЛяло , расцветут – расДцветут , Бутоны - будтоны

    Слайд 16

    Перестановка букв и слогов в слове Ошибки Примеры Возможные механизмы Перестановка букв и слогов в слове Отцвели – оцтвели Чудесные – чуседные Малиновый - маноливый Нарушение зрительно-пространственных функций. («феномен зеркальных движений»); Нарушение фонемного анализа и синтеза; Нарушение внимания.

    Слайд 17

    Персеверации (повторения) Ошибки Примеры Возможные механизмы Вместо нужной буквы пишем уже написанную Заза машиной, гогка , Аавгуст Нарушение серийной организации графических движений. Нарушение внимания. Нарушение языкового анализа и синтеза.

    Слайд 18

    Антиципации Ошибки Примеры Возможные механизмы Предвосхищение Под крышей – дод крышей Нарушение серийной организации движений Нарушение внимания Нарушение языкового анализа и синтеза.

    Слайд 19

    Нарушение обозначения границ слова Ошибки Примеры Возможные механизмы Слитное или раздельное написание нескольких слов Сегодня хорошая погода – Сего дняхороша я погода Нарушение языкового анализа и синтеза Нарушение программирования, регуляции и контроля деятельности Дифференциация предлогов и приставок Всубботу мы вы шли на про гулку .

    Слайд 20

    Нарушение обозначения границ предложения Ошибки Примеры Возможные механизмы Отсутствие точек и заглавных букв У миши жил кот его звали рыжик миша любил кота Нарушение языкового анализа и синтеза. Нарушение программирования, регуляции и контроля деятельности.

    Слайд 21

    Аграмматизмы Ошибки Примеры Возможные механизмы Нарушение морфологического строя, согласования и управления, Нарушение синтаксического оформления текста Красивая мячик Нарушение грамматического строя речи

    Слайд 22

    Чтение - процесс декодирования символов, направленный на понимание текста . Средство для усвоения языка , общения, обмена информацией и идеями.

    Слайд 23

    Этапы чтения (по Т.Г. Егорову) Этап Единица восприятия Возможные трудности 1.Овладение звуко -буквенными обозначениями. Единица восприятия – буква. Связаны с нарушением: 1) фонематического восприятия; 2) Зрительных и зрительно-пространственных представлений. 2. Слоговое чтение. Единица восприятия – слог. Бухштабирование – отрывистое чтение. 3.Становление целостных приемов восприятия. Единица восприятия – слово. Угадывание слова по первому слогу . Реверсия в результате длительного слежения. Ошибки ударения. 4. Синтетическое чтение. Единица восприятия – словосочетание, предложение. Без ошибок. Чтение плавное и осмысленное.

    Слайд 24

    Специфические ошибки чтения ( дислексия )

    Слайд 25

    Ошибки, обусловленные преимущественно нарушениями устной речи Ошибки, обусловленные преимущественно нарушением зрительных функций Смешение по акустико-артикуляционным признакам Замены слов на основе оптического сходства Ошибки в постановке ударения Реверсии (обратное направление) букв и слогов Ошибки в прочтении окончаний слов Персеверации ( повторы) Аграмматизмы Антиципации (предвосхищения) Замена слов на основе смыслового сходства Оптические ошибки Несоблюдение норм орфоэпии при чтении Ошибки интонационного обозначения границ предложения Нарушение понимания прочитанного Пропуски и повторы слов Перестановки слов Крайне замедленный темп чтения

    Слайд 26

    Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа и синтеза

    Слайд 27

    Игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза «Слово развалилось», «предложение развалилось» «Прятки» ( варианты : из букв длинного слова, слово в слове, слова с наложением) «Склеенное слово», «Склеенное предложение» Ребусы, «Карусели», филлворды Вставь пропущенную букву, слог, слово.

    Слайд 28

    Игры и упражнения для развития оптико – моторных представлений «Назови наложенные друг на друга предметы»,«Назови одинаковые предметы», «Узнай, где чья тень», «Расположи по величине»

    Слайд 29

    «Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй .»

    Слайд 30

    Задания для формирования понятий «слева», «справа», «налево», «направо», пространственного взаиморасположения предметов

    Слайд 31

    Задания на формирование буквенного гнозиса : зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы, спрятанные за предметами, недописанные буквы, неправильные буквы

    Слайд 32

    Приёмы для совершенствования техники, скорости, понимания чтения Карточки – горки Чтение пунктирно написанных слов Ребусы Повтори слова ( развитие смыслового анализа -2-е, 3-е, только значимые) Зашумлённые слова Чтение по правилу Чтение половинок строчек Чтение в рамке

    Слайд 33

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"

    Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

    I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

    Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

    Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

    Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

    Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

    Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

    Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

    Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

    Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...