Главные вкладки

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.
    учебно-методический материал по теме

    Матросова Марина Владимировна

     

    I.  Водная часть.

    1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования

    2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

     

    II. Основная часть .

    1.  Группа для детей 7-8 лет (2 класс) по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи.  

    Основные задачи логопедической работы с детьми с ОВЗ данного направления:

    • коррекция нарушений устной и письменной речи,
    • стимуляция речевой деятельности,
    • развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.

     

    2.  Введение простых правил, как основы для формирования ответов с места и у доски. Правила многократно повторяются в неизменном виде, имеют выраженную эмоциональную и интонационную окраску.

    •  Парта - это не кровать и на ней нельзя лежать!   • Я с осанкою дружу, я на парте не лежу.    • Есть гласный - есть слог. Нет гласного - нет слога (движение рукой).   • Один согласный звук слогом не может быть НИ-КОГ-ДА! (отрицательный жест рукой и головой).  • Звук Ж ВСЕГДА твердый (эмоционально - интонационный акцент).

     

    3.  Актуализация полученных знаний  и осмысленное применение правил с помощью вопросов типа:

    «Объясни, почему?».  «Почему ты так решил?». «Как ты догадался?» «Как проверить?»

     

    4.   Наглядная поддержка.

     

    5.  Объяснение  учебного материала

    Важно:

    • Расставлять эмоционально - интонационные акценты,
    • показывать и выделять причинно-следственные связи,
    • выстраивать ассоциативные ряды,
    • объединять правила между собой, формируя систему знаний.

     

    8.  Некоторые приемы в работе с детьми с ОВЗ.

    III. Заключение.

      Результаты коррекционно-развивающей работы

    • Коррекция нарушений устной и письменной речи.
    • Развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы.
    • Закрепление и повторение изученного материала перестает быть нудной рутиной.
    • Интерес учащихся сохраняется и даже усиливается по мере овладения знаниями и навыками речевой учебной  коммуникации.
    • Дети без страха и смущения, с интересом отстаивают свою точку зрения, оспаривают неверные утверждения товарищей, отвечают на проблемные вопросы педагога.
    • Ответы с места и у доски перестают быть для детей стрессогенным фактором.
    • Более полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2dlya_sayta.doc477.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

    Учитель-логопед  первой квалификационной категории

    ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни»

    Матросова Марина Владимировна 

    Москва 2013

       Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается в настоящее время  как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

    Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

         Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

          Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей  с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений Инклюзия – современная стратегия специального образования, направленная на  обеспечение полного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения и социума.

         Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

    1. взаимное уважение;
    2. толерантность;
    3. осознание себя частью общества;
    4. предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
    5. взаимопомощь;
    6. возможность учиться друг у друга;
    7. возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

         В современном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми. А так же их общее интеллектуальное развитие и социализация.

         Работа с детьми с ОВЗ  проводится мною в рамках группы для детей с нарушениями письменной речи. Разработана и адаптирована для годичного курса «Программа для детей 7-8 лет по предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи».

        Основными задачами логопедической работы с детьми с ОВЗ данного направления являются:

    1. коррекция нарушений устной и письменной речи,
    2. стимуляция речевой деятельности,
    3. развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.

         Дети с ОВЗ чаще имеют выраженные сложности с процессом объяснения, доказывания, обоснования, формулировки правил и мыслей в целом. Поэтому очень важно развивать умение и желание общаться. Чем выше активность детей, чем больше их вовлеченность в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.  Мне, как логопеду, важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность.

         С самого начала обучения мы вырабатываем у детей умение отвечать с места. И каждое высказывание мотивируется  педагогом.

    Постепенно вводим ряд правил, которые систематически повторяются в неизменном виде.

    Например:  

    - Парта - это не кровать, и на ней нельзя лежать!

    - Я с осанкою дружу, я на парте не лежу.

    - Спину прямо, ноги вместе, я легко сижу на месте.

    - Аккуратно я пишу, я диктую, не спешу.

         По мере изучения программного материала, вводим правила по каждой теме. Моя задача сделать правила простыми и понятными всем учащимся. Правила обговариваются и акцентируются эмоционально с использованием жестов (мнемотехнические приемы).

    - Есть гласный - есть слог. Нет гласного - нет слога (движение рукой).

    - Один согласный звук слогом не может быть НИ-КОГ-ДА! (отрицательный жест рукой и головой).

    - Предлог - отдельное слово! (движение руками в разные стороны).

    - Ю в начале (слова) – 2 звука (показываем 2 пальца), Ю после гласного – 2 звука (показываем 2 пальца).

    - После точки ВСЕГДА большая буква (эмоционально - интонационный акцент).

    - Звук Ж - ВСЕГДА твердый (эмоционально - интонационный акцент).

        Эмоциональная окрашенность вместе с выразительными движениями руками, головой и приемами мнемотехники облегчают запоминание и повышают интерес ребенка к заучиванию правил.

    Актуализация полученных знаний и осмысленное применение правил формируется систематическими вопросами:  «Объясни, почему?», «Почему ты так решил?», «Согласна. Объясни, почему?», «Расскажи Ване, почему ты думаешь именно так?», «Разве звук А гласный? Объясни, почему?», «Как ты догадался?», «Как проверить?»

    Вначале ответы детей основываются на одном, нескольких или на сочетании заученных правил.

    Правила подкрепляются:

    четкими таблицами,

    цветными справочными заметками,

    разнообразными понятными схемами,

    которые вывешиваются на доске и остаются там до окончания соответствующего цикла программы.

         Во время объяснения  учебного материала особое внимание я уделяю тому, чтобы:

    1. расставлять эмоционально- интонационные акценты,
    2. показывать и выделять причинно-следственные связи,
    3. выстраивать ассоциативные ряды,
    4. объединять правила между собой, формируя систему знаний.

         Именно на понимании взаимосвязи простых правил может строиться в дальнейшем усвоение и понимание учебного материала в целом. Этот набор правил помогает детям на начальном этапе планировать и программировать свои высказывания, ответы. Возможность ясно и понятно ответить на вопрос активизирует детей, мотивирует отвечать еще и еще.

    Мы все хорошо знаем: чтобы ребёнок чему-то научился, нужно обеспечить ему первый успех. А грамотно заложенная мотивация, использование на занятиях методов и приемов, способных поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, опосредуют результаты деятельности на всех ее уровнях, влияют на операционную структуру речевой деятельности, на количественные и качественные ее показатели (Леонтьев А.А., Воробьева В.К.).

         Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ я использую приемы:

    «Объясни марсианину». Логопед выступает в качестве «марсианина», который ничего не знает и требует все более и более подробных уточнений.

    «Шифровки». Дети по одному или вместе «расшифровывают слова», предложения, задания.

    «Расскажи, что мы делали на прошлом занятии, в прошлом упражнении». Логопед просит ученика описать, напомнить ему или кому-то еще, какие задания выполняли, что изучали.

    «Ты - учитель». Логопед и ученик меняются ролями для выполнения какого-то задания.

    «Объяснение для  мамы». После занятия логопед просит одного или нескольких учеников объяснить ожидающим их родителям, что они делали на занятии или что надо сделать в домашнем задании.

    С помощью подобных приемов мы не только обучаем детей, но и формируем желание общаться, обмениваться своими наблюдениями и знаниями с друзьями и близкими, воспитываем желание участвовать в совместном обсуждении, выслушивать своих товарищей и выступать самому, формируем культуру общения.

         Интересным является прием создания проблемных ситуаций, в которых активизируются познавательные процессы, и мотивируется речевая деятельность учащихся с ОВЗ. Логопед побуждает детей к рассуждению, построению простейших умозаключений, связных монологических высказываний.

         Например, прием «Я ошиблась».  Детям нравится, когда я «симулирую» ошибку, а они ее исправляют.  Я пишу на доске и диктую: ж-ы-в-о-т. Дети обязательно  замечают ошибку. Тогда я начинаю «доказывать» свою правоту: - Слышим Ы! Звук Ж твердый!

    Дети неизменно отвечают:

    – Пишем И.  Есть правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

        Такие приемы значительно оживляют занятия, мотивируют учащихся к речевой деятельности, ставят их перед необходимостью высказаться, возбуждают интерес и желание поделиться, рассказать, пообщаться. Закрепление и повторение изученного материала перестает быть нудной рутиной, а интерес учащихся сохраняется и даже усиливается по мере овладения знаниями и навыками речевой учебной  коммуникации, что так актуально для детей с ОВЗ.

         Так, к концу учебного года дети без страха и смущения, с интересом отстаивают свою точку зрения, оспаривают неверные утверждения товарищей, отвечают на проблемные вопросы педагога. Ответы с места и у доски перестают быть для детей стрессогенным фактором.

    Таким образом, в результате, в процессе работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, мы решаем задачу развития коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития, что способствует более полному вовлечению ребенка с особенностями развития в жизнь общества.

      © 2013 Матросова М.В.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"

    Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...

    Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

    Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

    Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

    Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

    Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ

    Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических  занятий, а подразумев...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

    Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

    Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

    Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

    Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...