Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи младших школьников с нарушением слуха посредством использования на занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидакт
статья по теме

Нечеса Марина Валерьевна

Предварительный просмотр:

Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи младших школьников с нарушением слуха посредством использования на  занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидактического комплекса.

  Дифференциация обучения  - это  путь поддержки индивидуальности ребенка. С точки зрения психологии, цель дифференциации – индивидуальное обучение, основанное на создание оптимальных условий  для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика. Цель дифференциации  с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие  на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества. А с дидактической точки зрения цель дифференциации – создание методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Оптимальные условия для формирования произносительных навыков слышащего ребёнка создаёт его слух. В  случае, относительно к ребёнку с нарушением слуха такими благоприятными  условиями,  является определение и использование на занятиях по формированию произношения оптимального слухового поля с помощью электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования «Суваг CCД1», в народе – Верботон.  Верботон.  – это звукоусиливающая аппаратура, состоящая из блока ССД-1 головных телефонов (наушников), микрофона и вибратора. Работа на этом аппарате – ежедневный эксперимент, как для детей, так и для меня. И самое главное, в этом экспериментальном процессе, помочь детям  «почувствовать» речь: ощутить её телом и «услышать»  мозгом. Очень важна настройка аппарата в начале занятия. Её выбор  осуществляется исходя из двух критериев: речевых возможностей ребёнка и его слуховых потребностей. Исходя из вариаций  этих критериев,  я выделяю 3 вида настройки . Начну с самого распространённого и, подходящего для детей , речевые возможности которых  сильно ограничены, а слуховые потребности находятся на низком уровне – ребёнок прислушивается к речи учителя и сигнализирует, когда педагог смог подобрать для него комфортный вариант  восприятия речи.   Здесь существует один нюанс: есть дети более сознательные, которые опираются только на свои слуховые ощущения, а есть такая группа  учеников, которые однажды запомнив показатели настроек на оба уха, пристально следят за тем, чтобы я точно их воспроизвела. Таким детям  во время настройки  предлагается закрыть глаза или отвернуться от аппарата.  Полярно отличающий вид настройки аппарата, подходящий для детей с хорошими речевыми возможностями и наличием слуховых потребностей – самостоятельная настройка аппарата под контролем учителя, то к чему я,  собственно, и веду своих учеников. Третий вид настройки - смешанный,  показан для детей , у которых присутствуют слуховые потребности, но речевые возможности оставляют желать лучшего. Ребёнок настраивает аппарат, опираясь на восприятие моего голоса. Более дифференцированные настройки, такие,  как изменение амплитудно-частотной характеристики аппарата с помощью корректора частоты и  изменение режима работы с низкопропускного фильтра на  канал с линейным пропусканием частот осуществляются на протяжении всего  слухового занятия и зависят от индивидуальных возможностей восприятия и воспроизведения речевого материала учащимся.

 

      Дифференцированный подход невозможен без диагностики. В качестве диагностического материала по выявлению уровня произносительных навыков детей с нарушением слуха, я использую лингводидактический комплекс, точнее комплекты из  этого комплекса: «Речь и речевое развитие» и «Мелодика, интонация, темп и ритм речи». Комплекс «Речь и речевое развитие» состоит из  серий сюжетных картинок и коммуникативных игрушек. Наиболее приемлемыми  для младших школьников, на мой взгляд, являются такие серии картинок из данного комплекта, как «Спасибо, Ким» и «День Фло».

Предлагая ребёнку выложить картинки в нужной последовательности и озвучить, изображенную историю, мы имеем возможность получения  диагностических результатов по нескольким направлениям, относящимся к произносительной стороне речи. Это и состояние активного и пассивного словаря,  и оценка слитности, силы и высоты голоса,  словесного и логического ударения, интонации.  Проанализировав полученные результаты,  можно   предложить ребёнку систему заданий на доступном для него уровне обучения, который,  в дальнейшем,  может и должен меняться в  соответствии с совершенствованием произносительных навыков и степени самостоятельности при выполнении заданий.  

  На основе личного опыта,  я разработала и  апробирую  речевой материал  к серии картинок  «Спасибо, Ким» по блокам: «слово», «словосочетание», «фраза» и  «текст» с целью формирования произносительной стороны речи. Каждому блоку соответствует подбор тем, уместных в данном блоке. Задания от блока к блоку усложняются.  Например,  блок «Слово» состоит из следующих тем: «Речевое дыхание и слитность», «Голос», «Словесное ударение и ритм», «Темп», «Интонация», а блок «Текс» соответственно из тем: «Речевое дыхание, слитность и паузы»,  «Словесное ударение», «Логическое ударение», «Темп», «Интонация». Таким образом, система, будет иметь двухступенчатый дифференцированный подход, и что, особенно важно, будет способствовать мотивации . Хочется также отметить, что вся работа носит экспериментальный характер, и задания  корректируются и совершенствуются мною по мере апробации их на уроках.

    Вот аким образом я и реализую дифференцированный подход в формировании произносительной стороны речи посредством использования на  занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидактического комплекса.

    Результатом реализации данного подхода я считаю желание учеников 1-х классов посещать занятия, их активность и работоспособность при выполнении разно уровневых заданий, и самое главное, положительная оценка динамики произносительных навыков моих учеников в 1б и 1в, учителями и воспитателями данных классов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом с помощью специальных компьютерных средств обучения

В статье излагаются актуальные проблемы особенностей формирования  устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей, описываются пути решения вопроса применения  специфических м...

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.

ВВЕДЕНИЕ    В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...


 

Комментарии

Узнала много интересного и нового.Пожалуйста если можно подробнее расскажите об Верботоне.Большое спасибо за статью
Нечеса Марина Валерьевна

Очень рада, что мой материал Вас заинтересовал. С удовольствием поделюсь новыми наработками по этой теме.