формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса
статья по теме

Утешева Елена Викторовна

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО НСО

НИПК и ПРО

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                                                                                     ВЫПОЛНИЛ:                          

                                                                         Утешева Елена Викторовна,

                                                                  учитель-дефектолог, II категории

Новосибирск 2012                                                                                                                                                                                                                                                              

На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных, коммуникабельных людях, которые после окончания школы могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям. В этой ситуации процесс общения служит важнейшим инструментом социализации учащихся школ, в том числе учащихся с нарушениями слуха.

Общение, являясь одним из основных видов деятельности людей, совершенствует способности и коммуникативные умения, навыки человека. Эффективность совместной деятельности людей также обусловливается уровнем их коммуникативной компетентности. Успех протекания социализации индивида немыслим без своевременного овладения достаточным уровнем коммуникативной компетентности. Поэтому основной задачей обучения детей с нарушением слуха, мы считаем формирование и развитие коммуникативной компетенции, как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушеным слухом.

Коммуникативная направленность прослеживается во всём содержании учебного процесса, видах, методах и формах речевой деятельности неслышащих учащихся, особенно  младших классов школ. В начальном звене закладывается прочный фундамент развития коммуникативной компетенции. Однако, несовершенство умений и навыков, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушениями слуха.  Это проблема подводит нас, учителей школ I,II вида к поискам новых путей социальной адаптации, направлений этой работы, форм её организации и методов сближения детей с проблемами слуха и их слышащих ровесников. Еще в прошлом столетии С. А. Зыков подчеркивал необходимость расширения контактов детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками, обращал внимание педагогов на то, что развитие коммуникативных умений учащихся должно происходить в естественных и специально создаваемых условиях, при которых пользование речью становится необходимостью.

Крайне редко люди с нарушением слуха являются инициаторами общения. Более того, глухие школьники стесняются выступать перед большой  аудиторией даже знакомых людей. В таких условиях возникает необходимость создания дополнительного образовательного пространства,  направленного на развитие коммуникативных способностей, на расширение творческого потенциала и формирование нравственно-эстетических чувств у детей, с нарушениями слуха. В нашей школе обучается больше 160 школьников. Два года назад учителями школы было проведено  экспериментальное исследование, которое показало, что среди общего количества детей имеются ученики   с  повышенной мотивацией к усовершенствованию устной речи,  высоким творческим потенциалом и желанием реализовать свои способности. В связи с этим, была разработана программа элективного курса « Я не хочу молчать!»

Задачи курса:  активизировать коммуникативные способности у детей с нарушением слуха; способствовать развитию личностных качеств характера (уверенность, общительность, жизнерадостность, позитивное отношение к себе и близким; помочь детям раскрыть творческие способности); формирование эстетических качеств (уметь замечать прекрасное, восхищаться, анализировать); воспитывать культуру чувств и поведения;  создать условия по расширению коммуникативного пространства и укреплению социальных связей между детьми вне школы.

Основная форма занятий групповая. Занятия проводились 2 раза в неделю по 40 минут. Программа курса включала следующие разделы: «Пластичность», «Речевая гимнастика», «Развитие речи», «Фольклор», «Театр», «Творчество», «Постановка спектакля».

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогли познакомиться с  увлекательной  наукой театрального мастерства, приобретая опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в рамках данного курса, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Обязательным условием в работе было  проводить обсуждение детьми этюдов, чтобы воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.

За два года работы курса дети посетили с экскурсией театр «Глобус», участвовали в многочисленных  школьных праздниках, а со спектаклем «Рукавичка» посетили детские сады города (д/с №311,  д/с №501, д/с №215 «Кораблик»). Посещение последнего детского сада дало  самый ценный опыт в плане общения наших детей с детьми слышащими. Ребята могли общаться с малышами после спектакля, обменивались впечатлениями и мнениями без помощи взрослых, естественно, не принуждённо.  Очень трогательным был тот момент, когда маленькие зрители благодарили наших «артистов» за выступление и просили приходить в гости ещё много раз. Наши ребята поняли, что их уважают, понимают и принимают, что они нужны и, то, что они делают, очень важно.

Не смотря на то, что мы только в начале пути и ещё очень многое необходимо сделать, следует отметить, что анализ результатов проведенной работы показал ее эффективность в плане формирования компонентов коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.

Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...