Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
статья по теме

Макшаева Марина Александровна

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на­правления по развитию психиче­ских процессов, участвующих в ре­чевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_logopedicheskoy_raboty.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»

 Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией

Сообщение подготовила учитель-логопед

МБДОУ «Большеигнатовский детский

сад комбинированного вида»

Макшаева М.А.


  В  последние десятилетия возрастает потребность поиска оптимальных путей и направлений оказания своевременной эффективной помощи детям с нарушениями развития. Современными клиническими исследованиями выявлена высокая частота рождаемости детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Практикующие логопеды и врачи - неврологи встревожены тем, что поражение головного мозга, возникающее в период интенсивного онтогенетического развития мозговых систем и сопровождающееся нарушением развития психических и неврологических функций, приводит к сложным речевым расстройствам в дальнейшем.

Лидирующее место занимают речевые нарушения, осложненные дизартрией, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата, вследствие недостаточной его иннервации. Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения ребенка. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение фонетической стороны речи: страдают звукопроизношение и просодика. Нарушения звукопроизношения у детей выражаются в искажениях артикуляции, смешениях, заменах и пропусках звуков, как правило, наиболее сложных по артикуляционным укладам. При этом антропофонические дефекты явно преобладают над фонологическими, так как расстройства звукопроизношения связаны с паретическими проявлениями в отдельных группах мышц органов артикуляционного аппарата. Также страдает темп, выразительность, модуляция речи, произношение в целом становится невнятным.У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственного двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. Поскольку нарушается четкость кинестетических ощущений, ребенок не может воспринимать состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важным звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур, замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Таким примером является недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.

Артикуляторные затруднения оказывают отрицательное влияние на восприятие всей звуковой системы родного языка. Смазанная, нечеткая речь не дает возможности для полноценного формирования слухового восприятия ребенка с дизартрией. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Так трудности формирования взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов влекут за собой несформированность фонематических процессов, отставание в овладении навыками звукового анализа.

При нарушении артикуляции с недостаточностью речевых кинестезий выявляется отставание в накоплении словаря, недостаточность речевой памяти и др. психических процессов (Л.С. Волкова) Анализ научной литературы, результатов диагностических исследований и наблюдений с целью изучения психолого - педагогических особенностей детей дошкольного возраста с дизартрией, позволил выявить нарушения эмоционально - волевой сферы, восприятия, памяти и внимания, а также низкую работоспособность, повышенную возбудимость и истощаемость нервной системы. Дети беспокойны, расторможены, склонны к суетливости и колебаниям настроения. При переутомлении перечисленные симптомы могут усилиться, либо проявиться в виде заторможенности. Дети с дизартрией плохо концентрируются на выполнении задания, с трудом удерживают внимание, быстро истощаются, Замедленное формирование психических процессов у детей с дизартрией усугубляет речевые проблемы и отрицательно влияет на освоение дошкольной образовательной программы. Поскольку речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с процессами восприятия, внимания, памяти, эмоционально - волевой сферой, наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно затрудняющие нормальное функционирование речевой деятельности. (Р.Е.Левина).

Без специальной лечебной и коррекционной помощи нарушается нормальное протекание нервных процессов и формирование психических функций. Это влияние настолько отрицательно, что может вызвать более тяжелую форму речевой патологии. К сожалению, время, отведенное на коррекцию фонетико - фонематического недоразвития речи у ребенка с полиморфным нарушением звукопроизношения, осложненного дизартрией,  не всегда позволяет в полном объеме преодолеть существующие проблемы. Медленные темпы продвижения детей на логопедических занятиях, недостаточное усвоение материала, частичная потеря отработанных навыков и умений затрудняет коррекционную работу. Это объясняется наличием неврологической симптоматики, проявляющейся в особенностях моторной и психической сферы ребенка.

Учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала направления по развитию психических процессов, участвующих в речевой деятельности.

Для повышения эффективности коррекционной работы по преодолению дизартрии на основе целенаправленного формирования артикуляционного праксиса, необходимо последовательное поэтапное формирование всех компонентов произношения, с учетом особенностей психологической сферы.

Разделы логопедической работы

1.Формирование артикуляционного праксиса - основа и составляющая каждого направления коррекционной работы.

  • Формирование артикуляционного праксиса и общих речевых навыков

ребенка (исходя из индивидуальных особенностей становления функций);

  • нормализация мышечного тонуса в различных отделах речевого аппарата

(индивидуально, дифференцированно в различных отделах речевых органов);

  • формирование статической и динамической организации движений

артикуляционного аппарата (темп, достаточный объем выполнения упражнений, удержание позы, переключаемость, объединение нескольких движений в единый комплекс), пространственной организации артикуляционных движений. Применяются вариативные виды гимнастик.

  • подготовка артикуляционной базы для предстоящей постановки звуков

определенной группы согласно индивидуальному плану коррекции.

  • преодоление гиперкинезов, синкинезий (отработка состояния покоя в

органах артикуляции, сдерживание насильственных движений; разъединение патологических сопутствующих и заданных движений).

  • введение метода биоэнергопластики (сочетание артикуляционных поз и упражнений с движениями пальцев рук, моделирование артикуляционных укладов);
  • развитие мимической мускулатуры (нормализация тонуса, формирование мимических поз и символического праксиса) и интонационной выразительности речи;

развитие тонкой моторики (нормализация тонуса, формирование статической и динамической организации, координация речи с движением);

  • синхронизация артикуляционных, дыхательных и фонетических

упражнений (применяются фонетические дорожки)

  • автоматизация поставленных звуков в постепенно усложняющемся

речевом материале (применяются разработанные «логопедические тренажеры»)

  • развитие речевого дыхания (совершенствование навыков правильной

голосоподачи, закрепление дыхания на основе речевого материала различной сложности с отработанными звуками);

  • совершенствование четкости дикции на базе звуков среднего онтогенеза и отработанных звуков основных фонетических групп;
  • развитие фонематических процессов (традиционные приемы сочетаются с логопедическими тренажерами и фонетическими дорожками).
  1. Развитие просодической стороны речи (дыхательные, голосовые, интонационно - ритмические упражнения)
  2. Развитие фонематической системы и навыков звукового анализа.
  3. Развитие лексико - грамматического строя речи на основе автоматизируемых и дифференцируемых звуков
  4. Развитие связной речи и речевого общения.
  5. Развитие психологической базы речи (зрительно - пространственное восприятие, внимание, память, эмоционально- волевая сфера)

Применяемая методика позволит экономно использовать коррекционное время , одновременно решить несколько коррекционных задач и профилактироватьтрудности в школьном обучении.

Но подготовительном этапе, в процессе знакомства со строением речевого аппарата, с функциональным назначением каждого из его отделов, включается работа, направленная на развитие кинестетических ощущений. Для этого, педагог прикасается различными логопедическими инструментами и стерильными вспомогательными средствами (ватные палочки и пр.) к органам речи, различным их отделам, учит дифференцировать полученные ощущения. Так ребенок учится не только ощущать состояние мышечного тонуса (напряжение - расслабление, подвижность - неподвижность, состояние покоя), но и осознавать, словесно описывать различные положения языка, губ, нижней челюсти со зрительной опорой, затем, без нее. В процессе педагог постоянно сопровождает действия словесной инструкцией и подключает участие ручной модели. Введение нестандартного приема - соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата помогает повысить мотивационную готовность и поддержать положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия. Методика использования биоэнергопластики заключается в сопровождении артикуляционно - речевых упражнений движениями кистей рук. При этом моделируется положение органов артикуляции в момент выполнения движений и фонетических упражнений Ребенок на этом этапе является лишь наблюдателем и только сопоставляет движения языка и кисти, зрительно запоминает их. Рука ребенка не вовлекается, происходит лишь запоминание, сопоставление движений. На основном этапе в выполнение статических поз, а затем и динамических комплексов включается ведущая рука ребенка. На заключительных этапах работают обе кисти без зрительной опоры (зеркало исключается). Применение артикуляционной гимнастики в сочетании с методом биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей, повышению эффективности коррекционной работы, совершенствованию координации движений и развитию психологической базы речи. Выполнение элементов требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, формирования пространственной ориентировки, точных движений пальцев и кистей рук совместно с органами артикуляционного аппарата.

Постепенно увеличивается продолжительность выполнения речевых заданий, формируется необходимый объем, отрабатывается точность, четкость и ритмичность выполняемых артикуляционных поз и динамических упражнений. Каждая попытка ребенка оценивается педагогом позитивно, с положительной эмоциональной направленностью, поскольку необходимо замечать и отмечать самые малейшие сдвиги и достижения. В процессе логопедических тренировок постепенно меняются образы - символы язычка. От маленького и печального вначале учебного года, язычок становится веселыми сильным,ловким,быстрым и смелым. С успехом применяются и меняются от занятия к занятию следующие образы: язычок - гимнаст, легкоатлет, штангист и даже космонавт, что является пределом совершенства для детей к концу учебного года. Это создает у ребенка ощущение новизны и вырабатывает стремление добиться определенных результатов. Язычок - штангист хорошо справляется с силовыми упражнениями (удержание статической позы, напряженность в упражнениях при гипотонусе), язычок

  • гимнаст ловко и быстро (в соответствии с заданным темпом) выполняет динамические упражнения, при этом гибок и тонок (важно при гипертонусе). Язычок - легкоатлет бегает по фонетическим и слоговым дорожкам, преодолевает поставленные препятствия (в виде речевой нагрузки), при этом старается добежать до финиша не спотыкаясь, и не падая (произнести речевой материал в соответствии с требованиями логопеда). А язычок
  • космонавт (тот, что освоил сложные упражнения и прошел подготовку, то есть справился со всеми испытаниями) в конце учебного года осилит любые трудности (дифференциация поставленных групп звуков в сложном речевом материале в виде провоцирующих скороговорок и самоконтроль за произношением в спонтанной речи). Предвосхищение полезного результата действий и вызванной ребенком высокой оценки со стороны педагога связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими интересы и мотивы, целенаправленную деятельность ребенка. Воспитание волевых качеств, стремления к преодолению трудностей и повышение речевых возможностей проходит постепенно, в игровой и непринужденной для ребенка форме.

Практикующими логопедами часто отмечается быстрая потеря интереса к ежедневным занятиям артикуляционной гимнастикой, а соответственно, и снижение эффективности коррекционных мероприятий. Это неудивительно, учитывая частоту проведения речевых упражнений. Чтобы разнообразить артикуляционные тренировки, сохранить интерес, воспитать потребность в данном виде деятельности можно применять вариативные виды гимнастик, в том числе, разработанные и полюбившиеся детьми игры - бродилки «Путешествия Язычка. В которых на различных дорожках упражнения - препятствия объединяются в комплексы, в зависимости от цели занятия (подготовка базы к постановке той или иной группы звуков, автоматизация поставленного звука изолированно и в слогах...). В процессе путешествия Язычка сопровождают гномики, которые очень любят давать дополнительные задания, придумывают новые препятствия (это позволяет осуществить индивидуальный подход к преодолению моторных нарушений каждого ребенка).

На основных этапах, в процессе автоматизации поставленных звуков в слогах различного типа, а также для развития фонематического восприятия, активно применяются разработанные фонетические дорожки и логопедические тренажеры.

Фонетические дорожки позволяют отработать звук в изолированном виде или ввести его в различные типы слога, сочетая с движениями пальцев рук (пальцеходы по дорожкам), либо развивая графические навыки (соединение точек, проведение дорожек различной траектории и формы). «Помоги кузнечику спрятаться в траву от стаи летящих птиц!» (Ребенок направляет кузнечика по нарисованной точечной траектории произнося многократно и с различной частотой, в соответствии с характером дорожки, звук «Ц»). Наступает утро, а летучие мыши потеряли свою пещеру. Помоги им, прошепчи куда нужно лететь

Што - шту - шты, шма - шмо - шму.. произносит ребенок цепочку слогое по заданию педагога в зависимости от этапа автоматизации звука). Маленькие рыбки (мальки) запутались в водорослях, поможем им выбраться! (Ребенок ведет дорожки, произнося слоговые дорожки с мягким звуком Л). «Помоги Колобку спастись от хитрой лисы». (Колобок спрыгивает с лисьего носа:«ЛЛЛЛЛЛллллллл...», катится по тропинке к пеньку, напевая песенки Ла - ла - ла, лэ,лэ, лэ, ло - ло

  • ло и т.д.) В далекой галактике живут жители других планет - инопланетяне. Они очень хотят познакомиться с землянами, поможем им погрузиться в летающую тарелку. Переправим их в специальной капсуле через открытое космическое пространство. Ребенок «погружает» каждого инопланетянина в прозрачный марблс - сплющенный стеклянный шарик, сопровождая полет слоговыми дорожками типа: Дра - дро - дру, бра - бро - бру и т.д.) «Ловля рыбы»: ребята ловят рыбу удочками с разноцветными лесками: ля - ля, ля -ля - ля, ли - ли, ли - ли - ли,... ля - ли - лю.., слоги различного типа, объединенные в дорожки, произносятся с различным темпом, ритмическим рисунком, голосовыми характеристиками. «Любопытная чайка» очень любит все фотографировать, починим фотоаппарат и поможем ей! (Ребенок обводит предложенные предметы/объекты в рамочку, сопровождая действия повторением слоговых дорожек типа: ачк, очк, учк, чта, что, чту и др...) Тигренок хочет стать храбрым - помоги ему выбраться из джунглей! (Сначала тигренок бежит до зарослей папоротника: рь - рь - рь - рь..., затем, переждав несколько секунд, бежит к маме -тигрице: Р-Р-Р-РРРРРРРРР...)

Для детей старшего дошкольного возраста с это целью используются фонетические лабиринты и лестницы, в которых помимо автоматизации звука в различных речевых структурах, соотносятся звук и буква, закрепляется её зрительный образ, различаются понятия слог и слово; определяется место звука в слове, осуществляется дифференциация звуков, близких по способу и месту образования. Речевые упражнения сопровождаются не только движением пальцев рук, но и развитием графических навыков. Работая фломастером на глянцевой поверхности дети соединяют точки в сложные дорожки. Траектория меняется в зависимости от возрастных особенностей: так можно прописать буквенные дорожки либо тропинки из геометрических фигур, элементов письменных букв. Помоги лягушонку выбраться из болота - нарисуй овальные кочки (кла - клы - кло - клу...). Помоги малышу построить башню, нарисуй кубики, напечатай в них слоги (па - ба, по - бо...) Помоги гномику-лесовичку с мешком сокровищ подняться по крутой горе к своему домику. Гномик поднимается, вздыхает: «Шта - што - шту - шты... ста - шта, сто - што, сту - шту... Можно предложить ребенку напечатать слоги на каждой ступени длинной лестницы. Таким образом, речевой материал логопедического занятия подбирается и меняется в зависимости от поставленной цели.

Также прекрасно дисциплинируют «язычка - спортсмена» так называемые, логопедические тренажеры. Картинно - речевой материал в сочетании со слоговыми разбежками на каждый изучаемый звук подбирается в зависимости от типа отрабатываемого слога, вводимого в слова. Так, язычок отправляется в тренажерный зал или спортивную школу, где перед выполнением каждого упражнения (произнесения слова с автоматизируемым звуком) ему необходимо совершить пробежку, подняться/спуститься по лестнице, влезть по канату... ла - ла - ла - лама, ласточка и лак. Ла - ла - ла

  • ландыш, ласты и ска - ла. Ал - ал - ал
  • палка, скалка и пенал. Елка - елка - елка - сидит на ветке белка. Таким образом, к каждому слову или серии слов подбираются разбежки в виде слогов, что облегчает процесс автоматизации и вырабатывает положительные эмоции, связанные с достижением поставленной цели.

Разработанная система фонетических упражнений и логопедические тренажеры, направленные на автоматизацию звука изолировано, в слогах, словах и словосочетаниях, связанных с движениями пальцев рук, сопровождается развитием прослеживающей функции глаза, концентрации внимания и эмоционально - волевых качеств, что является очень важным для детей с дизартрией.

Многие специалисты в области коррекционной педагогики согласятся с тем, что эффективность логопедической работы по преодолению речевых нарушений, осложненных дизартрией у детей во многом определяется личностными качествами как логопеда, так и ребенка. Что является необходимым для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. Так, от учителя-логопеда требуется стремление к пониманию первопричины речевого нарушения и учет психологических особенностей ребенка с дизартрией, нестандартный индивидуальный подход в работе и поэтапное формирование прочных артикуляционных навыков. У ребенка необходимо сформировать мотивацию к коррекционным занятиям, волевые качества и потребность пользования фонетически правильной речью.

Применяемая  методика по развитию артикуляционного праксиса, как основа формирования фонетико - фонематического компонента является достаточно эффективной. За счет дифференцированной подготовки органов артикуляционного аппарата значительно сокращаются сроки постановки и автоматизации звуков. Данные направления логопедической работы позволяют не только преодолеть выявленные речевые нарушения, но и предупредить вторичные отклонения в психическом развитии у дошкольников с дизартрией различной степени выраженности и проявления, осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, разнообразить коррекционно - образовательный процесс.

Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. С-П «Детство - Пресс».2005г.
  2. Ануфриев А.А. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось - 89». 1998г.
  3. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов./ Волкова Л.С., Шаховская С.Н. - 3-е издание. М. «Владос». 2002г.
  4. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В.

Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-П. «Союз».2001 г

  1. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических заведений. М.: «Академия». 2000г.
  2. Нищева        Н.В. Система коррекцион- ной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. С-П.: «Детство - Пресс». 2004г.
  3. Основы логопедии: Учебное пособие для педагогических институтов/ Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. М.: «Просвещение». 1989г.
  4. Поваляева М.А. «Справочник логопеда». «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002г.
  5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Е.:»Литур».2001 г.
  6. Смирных С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.// Дошкольная педагогика. - 2003. - №5. - с. 7-9.
  7. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи. М.: «МГОПИ» 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»

Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»...

Особенности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у учащихся с ЗПР.

В статье рассматриваются направления коррекционной работы, методы и приемы формирования грамматического строя речи у учащихся с ЗПР....

Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей коррекционной группы

      Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обуч...

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...

"Дифференциация звуков Т - ТЬ". Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию фонетической стороны речи.

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-ТЬ  в слогах, словах и предложениях, их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить опред...