«Этикет»
план-конспект урока по теме

урок по социально- бытовой ориентировке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx770.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Этикет» ( 6 класс)

Цели.

-  познакомиться с историей этикета;

-  понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

-  высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

  Задача:

-  развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

-        карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

-        приложение с иллюстрациями.

                                                  Ход урока.

    1. Организация класса.

     2. Работа по теме.

      Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером,  чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

                  Всем приветствиям знакомым

                  Наш народ сердечно рад.

                  Слово доброе зовем мы

                  Половиною добра.

         -  «Добрые слова» –  что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

       -    Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

        -  Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (Высказывания детей: вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

                 Отправляясь в школу

                 С ранним ветерком попутным,

                 Всем, кто встретится, подряд

                 Говорю я «С добрым утром».

                 И пока я здесь играю –

                «Добрый день» друзьям желаю.

                 А с вечерними лучами

                 В дом вхожу я со словами:

                 «Добрый вечер!

         - Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

    (Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

    Учитель:

    - Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

 Дети:

    - Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

-А мама с папой, бабушкой и дедушкой твердят:

    “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”.

    Учитель:

    - Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

    (Дети высказываются.)

    Учитель:

    - С возмущением Петя восклицает...

Ø     А кому нужны эти хорошие манеры?

Ø     Не все ли равно, как есть?

Ø     И вообще, кто все это выдумал?

    Учитель:

    - Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… Но прежде ответь те мне на вопросы:

    1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

    2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

    3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

    (Дети дают ответы.)

    Учитель:

    - Что для этого надо знать?

    (Выслушиваются предположения детей.)

    Учитель:

    - Вы правы. Вы назвали мне сейчас правила поведения.  Всё это называется вместе - этикет.

ЭТИКЕТ

 Учитель:

    - А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

   ( Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:)

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

    Учитель:

    -Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло  давным  - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами):

    -5, 4, 3, 2, 1…

   ( Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.)

    Учитель:

    -Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

   ( Детям предлагается объяснить понимание девиза.)

    Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

    Учитель:

    -В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

  (  Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.)

    Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

    Учитель:

    - В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

 (   Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

    Учитель:

    Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

(Дети высказывают свое мнение.)

-Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: В наших современных условиях тоже много правил определяющих поведение человека. И первое правило, которому обучают ребенка – умение здороваться.

Как люди приветствует друг друга?

•    монголы – здоров ли Ваш скот?

•     зулусы – я тебя вижу

•     китайцы – ели ли Вы сегодня

•     на Востоке - салам - алейкум

•     русские – здравствуйте

 - Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

А вы, очень часто пробегая по коридору прокричите не то «дрысь», не то «брысь». От таких слов ни здоровья, ни радости у человека не прибавится.

Но приветствовать людей можно не только словами, но и жестами.

Жесты - приветствия

•    прикладывают руку ко лбу

•     прикладывают руку к сердцу

•     прикладывают руку к голове (военные)

•     машут рукой

•     жмут руку

Конкурс знатоков хороших манер

Кто здоровается первый, если встретились младший и старший? (младший)

А кто подает руку первый: старший - младшему или младший – старшему? (Старший)

А кто подает руку первым женщина или мужчина? Женщина.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли тебе здороваться? (Да)

В автобус вошли 4 человека. Кому вы уступите место?

А) Знакомой девочке

Б) Своему другу

В) Женщине с маленьким ребенком

Г) Пожилому мужчине с тростью

Вы вошли в переполненный автобус с задней площадки и увидели своего друга у передней двери.

А) Кивнете головой

Б) Громко окликните

В) Помашете рукой

Г) Поздороваетесь за руку

Вы позвонили другу. Как вы начнете разговор?

А) Алло, а кто это?

Б) Позовите, пожалуйста, Петю

В) Здравствуйте. Это Света. Позовите, пожалуйста, Петю

Г) Здравствуйте. Это Света. Позовите Петю

Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) Извинившись, спиной к сидящим

Б) Боком к сидящим

В) Лицом к сидящим

Г) Извинившись, лицом к сидящим

Вот видите, ребята, мнения Ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. «Первый здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь

Учитель:

 - Вспомните пословицы и поговорки о хороших манерах.

1.            Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2.            Береги платье снову, а честь смолоду..

3.            У Сидора обычай, у Карпа свой.

4.            В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5.            Мил тот гость, что недолго гостит.

6.            Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7.             У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8.            Не дорог подарок – дорога любовь.

9.            О пустяках спорить – дело упустить

10.         По одежде не суди, по делам гляди.

11.         Слово – серебро, молчание – золото.

12.         Хоть не богат, а гостям рад.

13.         От слова спасенье, и от слова погибель.

14.         На незваного гостя не припасена и ложка.

15.         От одного слова, да навек ссора.

На доске зашифрована пословица о правилах поведения. Предлагается детям её расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.

5,16,2,18,29,11   17,16,19,20,21,17,16,12    15,10,12,16,4,5,1      15,6      17,18,16,17,1,5,7,20

(Добрый поступок никогда не пропадёт)

Учитель:

  - Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Ряд правил воспитанного человека

•    первым здоровается тот, кто вежливее

•     уступайте друг другу

•     следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей

•     надо уметь не мешать друг другу

•     быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Этикет не этикетка,

И не новенький костюм.

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого,

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо стеречь.

жизнь устроена мудро:

это вовсе не трудно –

берегите, пожалуйста, речь!

        Рыцарь.  «Верность, мужество, отвага».

Древняя Греция.

«Жить разумно, просто, избегая излишеств».

Джентельмен с хорошими манерами.

          Ряд правил воспитанного человека.

- первым здоровается тот, кто вежливее.

-уступайте друг другу.

-следите за собой всегда и везде, помните: что вы среди людей.

-надо уметь не мешать друг другу.

-быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...