Русский фольклор как средство коррекции и развития речи детей с ОНР
методическая разработка на тему

Гуськова Алевтина Александровна

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики  является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания  к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский фольклор как средство коррекции и развития речи детей с ОНР

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.  У детей с ОНР отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода -  системы логопедической работы; формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики; коррекции и развитие психических функций.

Основные направления логопедической работы представлены в программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М.: 1991). Коррекционная работа по данной методике обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики  является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания  к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

        «Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти возрастные психические особенности, взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, меняется по мере развития ребенка от рождения до отрочества» - отмечает М.Ю. Новицкая (7).

        Детский фольклор – это особенная область детского народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки,  любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

        Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

        Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащается знания о природе.

        Вот что писал о силе народного слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как  не смог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которые, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу» (9).

        В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели. Первая – развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Вторая цель -  учит ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность  доступность содержания. В круг чтения великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей. Третья цель – практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки.

        С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве колыбельной песни. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Свое название пестушки получили от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворения приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни: пестушка пальцами, ручками, ножками.

        Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Затейливый мир прибаутки так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овес, куют в кузнице, пасут скотину и т. д. Поэзия прибауток – поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах.  Здесь все перевернуто, все наоборот: загорелось сине море, полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал. Одним словом, это путаница, но в ней все легко расставить по своим местам. Невероятное - источник смешного. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту.

        В прошлом ребенок рано привыкал делить заботы взрослых. На улице он выучивал заклички и приговорки. Закличка – это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка – обращение к мышке, чтобы дала новый крепкий зуб вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; это передразнивание птиц; слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода, и надо было, чтобы она вылилась. В отличие от заклички приговорка исполнялась не хором, не группой, а каждым отдельно. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят «Поливай ковшом», солнцу «Выгляни в окошечко», радуге «Не давай дождя, давай солнышка!». Среди приговорок много подражаний птичьему крику. Воробей будто бы чирикает: «Чин чина больше!», а перепелка вечером кричит: «Спать пора! Спать пора!».

Скороговорка – тип словесной игры, надо быстро и четко, не запутавшись, выговорить фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произношения образом. Соревновательное игровое начало привлекательно для детей. Скороговорки – это упражнения для улучшения артикуляции и выработки хорошей дикции.

 «Скороговорки – крошечные художественные произведения. На это работают и формы ритмической организации, и подчеркнута игра звуков, и многообразие сюжетных ситуаций» - пишет о скороговорке М.Ю. Новицкая (8).

        И. Г. Сухин отмечает: «Анализ скороговорок, собранных В. Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логические и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетании звуков. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии» (2).

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления.(1)

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразные эпитеты и сравнения. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Синтаксические особенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными. «Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать строй русской речи в ее многообразных проявлениях. Загадка не просто «скользит» в речевой сфере, - она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме, вдуматься в нее. Загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость» - отмечает Ю. Г. Илларионова. (5)

Пословицы и поговорки – распространенный и очень важный жанр устного народного творчества. Их часто называют золотыми зернами, маленькими жемчужинами мысли. Сокровищами народной мудрости и народной философии. Источником пословиц и поговорок были жизненные наблюдения и трудовой опыт, наблюдения над природой, земледелием, домашними животными. Пословицы и поговорки отличаются меткостью, образностью, яркостью. Во всем блеске и совершенстве в них развернулась живость народного ума, смекалка, находчивость, способность подмечать в предмете или явлении самые характерные черты. В краткой форме пословицы ясно и доходчиво передают большую и сложную мысль, речь благодаря им приобретает остроту и выразительность.

Пословицы и поговорки интересны и полезны тем, кто работает над своей речью. 

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

М. Ю. Новицкая отмечает: «Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для  детского устного творчества, унаследованные от плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания; четкий ритм, рифма; динамичность сюжетного действия, эффектная предметность изображения, простая и выразительная игровая атрибутика» (8).

Вот что говорит о значении игры в двигательной терапии Г. А. Волкова: «Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка» (3).

Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игру или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям, реже – словесный текст составляют простое пояснение ходу действия.

        Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме – это счет. Счетом решали, кому водить. Счет в считалке условный, понятный только играющим. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

Мы считаем, что народный русский фольклор может находить широкое применение в логопедической практике по коррекции и развитию речи детей с ОНР.

1. Использование фольклорного материала для формирования основных компонентов речевой системы – звуковая культура речи, лексико-грамматический строй речи, связная речь:

- артикуляционная гимнастика;

- автоматизация и дифференциация звуков.

- загадки;

- пословицы.

2. Использование фольклорного материала для развития моторной и эмоционально-волевой сферы:

-  развитие мелкой моторики рук;

-  развитие общей моторики, координации речи и движений, темпа и ритма речи;

- подвижные игры.

Потешки, приговорки для проведения артикуляционной  гимнастики.

Логопед читает потешки и приговорки, а ребенок выполняет артикуляционные упражнения. В дальнейшем ребенок сам читает потешку, а затем выполняет артикуляционное упражнение.

 «Дудочка»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

(Вытянуть губы вперед трубочкой).

 «Грибок»

Гриб-грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Гриб на грибу,

А мой наверху!

(Присосать широкий язык к твердому небу).

«Лошадка»

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

 (Щелкать языком в быстром и медленном темпе).

«Горка»

Ты, мороз, мороз, мороз

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки.

(Рот открыт. Кончик языка опускается за нижние зубы, средняя часть языка выгибается вперед).

«Кошка лакает молоко»

Как повадился коток

Ко старушке в погребок-

По сметану, по творог.

Как увидели кота

Таня с Маней из окна.

Они хлопнули окном,

Побежали за котом.

Как догнали кота

Посреди двора,

Постегали кота хворостинкою

«Вот, тебе, коток

И сметана, и творог,

И сладкое молоко».

(Кончик языка опускается за нижние зубы, а затем резким движение подбрасывается вверх. Движения выполняются  несколько раз)

«Дождик»

Дождик, дождик, дождик лей -

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастим.

(Кончик языка ударяем о твердое небо и произносим Д-Д-Д-Д).

Приговорки птицам для  тренировки артикуляционного аппарата

Ти-ти-кирь,

Фти-фти.

Ти-ти-кирь,

Фти-фти.

Зуек, ти-ли-ти,

Гнездо вити.

Курли, курли, курли,

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Руси!

По Руси!

Ики, ики, ики, ики-

Крики! Крики! Крики!

Икли, икли, икли—

Это журавли! Это журавли!

Ты-латы, ты-латы,

С высоты! С высоты!

То-то-та, то-то-та,

Журавли идут в дома!

Кукушечка,  кукушечка,

Серая рябушечка,

Покукуй в лесу: ку-ку-

Сколько лет я проживу?!

Уд-удод, уд-удод,

Не летай в огород,

Не пугай народ,

Садись на кочку

Проплачь всю ночку.

Перепорхушка-ярок,

Скок-скок, клеек-клек.

Пой в голосок –

Дадим колосок!

Затоковал

Глухарь-болтарь:

Карь-карь, карь-карь!

На току слышен ор –

Глухаревый хор-хор-хор!

Гусь-усь-усь,

На Русь! На Русь!

Клинь-клинь-клинь,

Летим клином синь.

То-то мы ли, то-то мы

Во домы, домы, домы!

Сокол-ёкол долог нос,

Прось-прось-прось, сей, сей, сей,

Овес засей – получишь мышей!

Приговорки для проведения дыхательной гимнастики

Мотылек-вителек,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Ветерок-ветерок,

Натяни парусок,

Гони мой баркас

На всех парусах!

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони стружок

С запада на восток.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Кораблик гони –

До Волги – реки!

Ветер-ветерцо,

 Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения свистящих звуков (С, З, Ц),

        Скок, сорока,

Скок, сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока

Дрозд, дрозд.

Прост, прост,

Кованый нос

Железный хвост.

Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец два молота.

Тук, тук, тук,

Да ударил разом вдруг.

Коси коса,

Пока роса.

Роса долой,

Косец домой.

Солнышко,- колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

Береза, моя березонька,

Береза, моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые;

Под тобой, березонька,

Травка шелковая.

Ой - ты, зоренька-заря,

Заря вечерняя.

А кто зореньку найдет,

Тот и вон пойдет.

Свили цапли гнездо из пакли.

С хмурого неба закапали капли.

В гнезде из пакли промокли цапли.

Бегают две курицы прямо по улице.

Весна красна цветами,

А осень – снопами.

Тройка тронулась от околицы

С колоколицами.

Огурцы молодцы зеленобелогубы.

Побила меня маменька уздой

Перед избой, перед околицей.

Около кола вьюн и хмель

Вьются за плетень,

Вьются, плетуться,

Заплетаются, расперезаветаются.

Коса в покосы,

Прокосы косит косо.

Спроси спросу

Косить в росы,

Запокосопрокосишь.

При прохождении лексической темы «Весна» можно использовать следующий фольклорный материал.

Загадки

Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил во всю реку,

А пришла молода –

Весь мост размела. (Мороз и весна)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)

Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья,

Для всякого зелья. (Весна)

Доброе хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

Сели детки на карниз

И растут все время вниз. (Сосульки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (Сосулька)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручей)

НА ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки. (Почки)

Пословицы

Весенний день год кормит.

Весна все покажет.

Весна и червяка оживит.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Весна ленивого не любит, она проворного голубит.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

Весной час прогуляешь – неделей не наверстаешь.

Весною сутки мочит, а час сушит.

Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет.

Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

Кто весной потрудится, тот осенью повеселится.

Кто спит весною – плачет зимою.

Не пугай, зима: весна придет.

Обнадейчива весна, да обманчива.

Одна ласточка весны не делает.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Поздняя весна не обманет.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

С осени кисель да блины, а весной сиди да гляди.

Увидел грача – весну встречай.

Приговорки, заклички для проведения  упражнений на развитие мелкой моторики рук

Ласточка, ласточка, (На каждую строку большой палец соединяется дважды с пальцами, начиная с указательного, одновременно нам обоих руках)

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

Иди весна, иди, красна, (Пальчики «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок, (Поочередно загибают пальцы на обеих руках,  начиная с большого)

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край!

Приговорки, заклички для проведения упражнений на развитие общей моторики, темпа и ритма речи

Весна, весна красная! (Ритмичные хлопки)

Приди, весна с радостью, (Ходьба на месте)

С радостью, с радостью. (Ритмичные хлопки)

С великою милостью: (Прямые руки вытянуть перед собой)

Со льном высоким, (Поднять руки вверх, покачать)

С корнем глубоким, (Опустить руки вниз,  покачать)

С хлебами обильными! (Поднять руки вверх, плавно покачать)

А уж солнышко (Руки скрестить над головой)

Припекло, припекло. (Ритмичные хлопки)

И повсюду золото (Руки скрестить над головой)

Разлило, разлило. (Руки вперед, в стороны)

Ручейки по улице (Волнообразные движения кистями рук перед собой)

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают (Руки в стороны, плавно помахать – «летят птицы»)

И летят и летят.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Матушка-весна

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и говорят:

Идет матушка-весна

Отворяй-ка ворота!

Первый март пришел,

Всех детей привел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май -

Сколько хошь теперь гуляй!

Пройдя через ворота, дети делятся на две команды. Одна команда говорит другой:

Ходит матушка-весна

По полям, лесам одна

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После переклички команды меряются силой, перетягивая веревку или пачку.

Родничок

Дети стоят, обхватив друг друга руками за пояс, в ряд у черты - «ручья» и говорят:

Разлился родничок,

Золотой рожок У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой. У-ух!

По мхам, по болотам,

 По гнилым колодам. У-ух!

Спев песню, боком перепрыгивают через «ручей» на другую сторону. При этом дети друг другу мешают, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из ребят коснется «воды» - выбывает из игры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. лит-ра. 1986.
  2. Веселые скороговорки для непослушных звуков. / Авт.-сост. Г.И. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д. Солертовские – М.: ООО «Гамма – С. А.», ООО «Гамма Пресс 2000», 2000.
  5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Литвинова М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс. 2004.
  7. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) – М.: АРКТИ, 1999.
  8. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения – М.: 1974, т.1.
  10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора на декабрь .

Использование фольклора в развитии речи малышей всегда актуально. Перспективный план поможет использовать его в работе с детьми в системе....

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Консультация на тему "Влияние детского фольклора на развитие речи детей"

Истоки народного песенного творчества восходят к глубокой древности. Еще задолго до появления письменности у народов были свои обычаи и обряды, заговоры и заклинания, песни и поверья, трудовые ...

Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...