доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
методическая разработка по теме

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности  слепых и слабовидящих детей.  

Указаны разделы программы с кратким описанием каждого раздела по этим предметам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet_2013g.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов».

Педсовет.

ТЕМА:

«Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

Учитель-дефектолог

Чумаченко Т.А.

11.01. 2013г.

Материалы медико-педагогической комиссии по приему детей в первый класс свидетельствуют о том, что с каждым годом растет число детей морально и физически неподготовленных к школе. Многие из них не посещают дошкольные учреждения. В связи с этим дети плохо ориентируются в окружающем мире, мал запас имеющихся знаний, недостаточно развиты речь, внимание, память и мелкие мышцы. У детей не сформирована эмоционально-волевая сфера, порой отсутствует интерес к учебной и игровой деятельности.

Известно, что значительные нарушения зрительной функции у слабовидящих детей отрицательно сказываются на их познавательной деятельности. В связи с этим в нашей школе созданы наиболее благоприятные условия для их развития и обучения. Перед школой слабовидящих наряду с задачами по обучению и воспитанию стоит важная задача коррекции, т. е. восполнение пробелов в представлениях у слабовидящих, расширение кругозора и речевого развития, памяти, мышления, внимания и развитие умения пользоваться остаточным зрением, каким бы малым оно ни было.

Выпадение функций зрения приводит к качественному и количественному изменению психики. Количественное ведет к резкому сокращению восприятий, сужению круга представлений. Качественное — к замедлению развития психических функций, их искажению. Адаптационные процессы протекают медленно.

Эти причины и обусловили необходимость создания в школах 3, 4 видов коррекционных уроков.

В нашей школе среди ряда коррекционных предметов особое место занимают: «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» и «Развитие мимики и пантомимики». Оба эти предмета являются важными и необходимыми в школе для детей с нарушенным зрением. Один из них «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Развитие же мимики и пантомимики предусматривает формирование неречевых средств общения, развитие коммуникативных навыков общения слепых и слабовидящих детей не только между собой, но и в среде зрячих.  Оба предмета в определённой степени развивают познавательные процессы.  

Программа курса развития зрительного восприятия  решает задачи развития зрительной реакции на предметы окружающего мира, она включает в себя

8 разделов:

1. "Формирование сенсорных эталонов".

2. "Формирование предметных представлений и способов обследования".

3. "Развитие предметности восприятия".

4. "Развитие восприятия сюжетных изображений".

5. "Развитие восприятия глубины пространства".

6. "Развитие навыков ориентировки".

7. " Развитие движений".

8. "Упражнения на активизацию зрительных функций".

На протяжении всего обучения во всех разделах  используются задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, творческого воображения.

В разделе "Формирование сенсорных эталонов» дети учатся различать и замечать

- форму предметов (происходит знакомство не только с плоскими геометрическими, но и с  объемными фигурами (шаром, цилиндром, кубом - в 1 кл., конусом, призмой – в 3 кл.), (игры: «Подбери по форме», «Тамграмм», задание «Преврати геометрическую фигуру в предмет» и т.д.)

 - цвет и его оттенки (игры и упражнения на сравнение и отличие, локализацию нужного цвета из множества, подбор нужного цвета), (игры: «Тёплые и холодные цвета», «Составь узор», «Мозаика» и т.д.) );

- размер, величину предметов (высота, длина, ширина, толщина предметов).

В разделах "Формирование предметных представлений и способов обследования" и "Развитие предметности восприятия".

применяются упражнения, направленные на формирование зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, осязательных ощущений, закрепляется у детей умение анализировать основные признаки предметов.  Важным является формирование зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов. (Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай предмет на ощупь», «Определи по вкусу, по запаху», «Какой предмет лёгкий, какой тяжёлый, мокрый, скользкий» и т.д. );

В разделе "Развитие предметности восприятия"- применяется работа с силуэтным и контурным изображением, перекрытием контура развивает память, внимание (Задания: «Чья это тень?», «Назови, что изображено на картинке», и т.д.), игры по формированию представлений о фруктах, овощах, животных, растениях и других предметах окружающего мира с включением наибольшего числа анализаторов.;

В разделе "Развитие восприятия сюжетных изображений" используются задания на выработку внимания, мышления, творческого воображения («Воспроизведи по образцу», « Цветное панно», мозаичная работа с крупой, поделки с природного материала, складывание разрезных картин, пазлов, сюжетных кубиков);

 В разделе "Развитие восприятия глубины пространства" развивается глазомер, внимание, память (Описание изображения, рисование с признаками глубины и удалённости пространства «Моя улица», «Родной край», узнаём предметы на расстоянии);

 В разделе "Развитие навыков ориентировки" – задания на развитие памяти, мышления, внимания (Называние расположения предметов в пространстве, ориентировка во времени и пространстве – на парте, фланелеграфе, классе, экскурсии за пределы школы, работа на приборе «Ориентир»);

 В разделе " Развитие движений". Из-за нарушения зрения у слабовидящего ребенка возникают сложности в формировании двигательных умений: снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Для развития двигательных умений используются трафареты, силуэтные изображения для обводки, раскрашивания и штриховки — это способствует уточнению зрительных образов предметов: их формы, величины, цвета. (даются различные задания на рисование по трафаретам, работа с палочками – выкладывание фигур);

 В разделе "Упражнения на активизацию зрительных функций" – Развиваем зрительную память, мышление, воображение, наблюдательность (Работа с конструктором, со строительным материалом, с настольными играми, работа с элементами мозаики, использование оптических средств, просмотр телевизора и пересказ увиденного и т.д.).

Коррекционная работа по зрительному восприятию решается в комплексе во взаимодействии с врачом-офтальмологом, учителями- предметниками на всех уроках и внеклассных занятиях.

А теперь немного расскажу об уроках «Развитие мимки и пантомимики».

Поступая в школу, многие дети с нарушенным зрением не владеют основными неречевыми средствами общения, которые являются доступными нормально видящим детям уже к пятилетнему возрасту.

        Развитие неречевых средств общения у ребенка с  нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с глубоким нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладеть неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию.

        Невозможность зрительного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводят к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта. У детей, лишённых возможности зрительного восприятия окружающей действительности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. Особо необходимо отметить трудности в общении детей с нарушением зрения с нормально видящими сверстниками и взрослыми, которые отражаются на активности и самостоятельности, на продуктивности их деятельности, способствуют возникновению различных негативных свойств личности и в отдельных случаях приводят к сепаратизму психики, отчуждению личности в целом.

        Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для слепых и слабовидящих детей основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

        Урок по развитию мимики и пантомимики посещают дети с 1-го по 12 класс.

Программа включает  8 разделов.

  1. «Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений». (Зеркала)
  2. «Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела». (Схемы тела, пиктограммы, фоторобот)
  3. «Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте – на себе, на другом человеке».
  4. «Формирование умения определять значение мимики, жеста на объектной картинке» (слабовидящие дети).
  5. «Обучение умению определять формируемые эмоциональные  состояния персонажей в сюжетном изображении» (слабовидящие дети)
  6. «Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности» (пантомима).
  7. «Формирование умения управлять своими эмоциями».
  8. «Культура общения».

На уроках мимики и пантомимики ребята больше узнают новых сказок, стихов (начальные классы) запоминают и проигрывают их пантомимой и со словами. В старших классах учащиеся знакомятся с языком жестов, глаз, языком телодвижений, с жизнью театра и деятельностью артистов пантомимы. Впитывая информацию с уроков, проигрывая жизненные ситуации, имитационные игры и игры импровизированные, ролевые, сюжетные  у детей развивается  не только мышечный аппарат лица и всего тела, пластика движений, артистичность, умение сопереживать и сочувствовать, но также и познавательные процессы: память, мышление, творческое воображение, внимание.

        

Практика показала, что при систематической коррекционно-развивающей помощи на коррекционных уроках и во внеурочной деятельности  интеллектуальная задержка преодолевается, дети успешно овладевают мыслительными операциями, становятся более внимательными, у них хорошо развивается творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

Создание тифлопедагогических условий обучения на занятиях по развитию остаточного зрения и зрительного восприятия

Курс коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия и связанных с ним психических функций в начальных классах рассчитан на 4 года,   посещают его  дети от 6 до 11 лет сл...

Доклад на педагогическом совете школы

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната» ...

Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...

Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Воспитание  толерантной  ли...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.

   Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не тол...

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и...