Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.
статья на тему

 

 

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

 Воспитание  толерантной  личности -  процесс  сложный, осуществляется  он  всей  социальной  действительностью  окружающей ребенка, обществом,  в  котором  растет и развивается человек.   Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. 

Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.  Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.).   Для того чтобы  сформировать  толерантные черты  личности  необходим  целенаправленный   процесс  и  организованная  педагогическая деятельность .   Для  достижения наибольшей  результативности      формирования основ толерантности  необходимо знать  методологию  формирования  данного  процесса, методы и приемы  воспитания толерантности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы

 воспитания толерантности

Толерантность  (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям.  На сегодняшний день толерантность рассматривается  в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

Воспитание  толерантной  личности -  процесс  сложный, осуществляется  он  всей  социальной  действительностью  окружающей ребенка, обществом,  в  котором  растет и развивается человек.

Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Для того чтобы  сформировать  толерантные черты  личности  необходим  целенаправленный   процесс  и  организованная  педагогическая деятельность.

Для  достижения наибольшей  результативности      формирования основ толерантности  необходимо знать  методологию  формирования  данного  процесса, методы и приемы  воспитания толерантности.

В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук) выделяют следующие методы воспитания толерантности.

  • Метод убеждения и самоубеждения (формируется при воздействии на интеллектуальную сферу ребенка)
  •  Стимулирование (мотивационная сфера)
  • Метод внушения и  самовнушения (эмоциональная сфера).
  • Метод воспитывающих ситуаций.  (предметно практическая среда)
  • Метод коррекции поведения (сфера саморегуляции)
  • Метод развития инициативы настойчивости ( волевая сфера).
  •  Метод дилемм и рефлексия (экзистенциональная сфера)

Методы воспитания толерантности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

Внушение. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.

Метод внушения может реализовываться через использование цитат, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Метод стимулирования, может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

Методы требования и упражнения.

По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:

требование – совет; требование – игра; требование – просьба; требование – намёк; требование – одобрение.

К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Для воспитания толерантности гораздо менее эффективны прямые требования.

Метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В предметно – практической сфере  необходимо  развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков  с точки  зрения  моральных  норм. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором  способа  отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое – либо задание учителя. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Экзистенциальная сфера  помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволяют вести себя непорядочно бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души».

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, то есть педагогически оформленных действий.

Приемы, через которые можно формировать толерантность.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в группе.

Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали воспитанники разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение.

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций воспитанников с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.

Педагогических приемов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Каждый педагог из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. При этом важно чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности  учащиеся были активны и проявляли эмоционально личностную заинтересованность в правильном поступке.

Формировать толерантность нужно постоянно, в течение продолжительного времени. На всех уроках, в процессе игровой деятельности на примере жизненных ситуаций близких детям на внеклассных занятиях, при проведении режимных моментов. От педагога постоянно требуются огромные усилия тщательная подготовка к каждому уроку мероприятию.

Темы этических бесед: «Совесть», «Умей уважать других», «Что значит жить с достоинством», «О равнодушии и добре»,  «Счастье и труд» и др.

Стереотипы толерантного поведения вырабатываются  не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сосуществовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их  формирования является, прежде всего, повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь должна стать объектом внимания педагогов.  Научить детей конструктивно решать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе равенства и согласия – актуальнейшая  задача школьных учителей, воспитателей.

В чем же смысл деятельности педагога в воспитании толерантности?

Она сводится к следующим моментам:

  • К организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявлять, а другие увидеть хорошее в ком то или в чем то;
  • К проявлению самими  педагогами толерантности - это существенный фактор, воспитывающий толерантность  у учеников;
  • К организации внеклассной работы, направленной  на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.
  • К организации встреч  школьников  с иными культурами, можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

 Толерантный  класс, в котором:

  • Умеем внимательно слушать и слышать не перебивая и не отвлекаясь.
  • Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания кличек;
  • Готовность принять и дать совет, предложение;
  • Умение хвалить, соглашаться, утешать;
  • Благожелательность друг к другу;
  • Уважение личности друг друга. Общение без подавления угроз, без осуждения, и критики;
  • Умение сопереживать не обвиняя и не упрекая;
  • Стремление поддержать друг друга, подбодрить;
  • Признание права каждого быть самим собой;
  • Советуем и предлагаем;
  • Желаем, сочувствуем, сопереживаем;
  • Обеспечиваем всякую поддержку;
  •  Где царит согласие;
  • Есть стремление во всем разобраться.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обсуждение сказки «Гадкий утенок»

Цели:

  • Развитие способности оценить самобытность персонажа сказки.
  •  Осознание учащимися на примере сказочного персонажа того, что отдельные люди могут  отличаться друг от друга.
  • Обучение терпимости к другому, непохожему на всех.
  •  Формирование навыков определения самобытности и личных свойств.

Форма: перекрестный опрос мнений и резюмирование.

Ход:

  1. Педагог задает вопросы, учащиеся по очереди высказывают свое мнение.
  2. Педагог предлагает детям сделать выводы из совокупности мнений.

Вопросы и примеры ответов первоклассников.

1.Опишите внешность утенка, который вылупился из яйца последним.

-Он был некрасивым, и все хотели его поклевать.

- Все утята были желтенькими, а он был серый, некрасивый, гадкий, уродливый.

-Он был ужасно велик и не похож на остальных.

2.Как относилась к нему мама утка?

-Она его любила и говорила что у него доброе сердце.

-Она его хвалила, что он лучше всех плавает.

-Утка говорила, что он вовсе не дурен, как посмотришь на него хорошенько. Она его любила ,как и всех остальных утят.

3.Что ответила утка мать о нем старой утке?

- Он некрасивый, но у него доброе сердце.

-Он со временем выровняется и станет поменьше.

-Со временем окрепнет и пробьет себе дорогу.

4. Как вели себя жители двора,  когда увидели этого утенка?

- Обзывали, клевали его, смеялись над ним и говорили  что он гадкий и безобразный.

-Его клевали, толкали и дразнили решительно все и утки и куры.

5. Обидно ли было утенку, что к нему так относились?

- Конечно, обидно.

-Конечно. Его обзывали, били, а он этого не заслуживал. Другим он ничего плохого не сделал.

6. Как бы вы отнеслись к этому утенку?

-  Я бы пожалела его

- Я бы заботилась о нем.

7.Какой бы вы дали совет птицам?

-Представьте, что вы находитесь на его месте.

-Подумайте, что делаете и говорите, обижать других нельзя,  его нужно было любить и оберегать.

8.Изменилось ли отношение  окружающих через год? Почему?

-Изменилось, он стал прекрасным лебедем и все восхищались им.

-Старые лебеди склонили перед ним головы, они его приветствовали .-Птицы хотели избрать его вожаком.

9.Какое чувство испытывал утенок?

- Он был счастлив. Он радовался, у него из груди вырвался ликующий крик.

 -Он был счастлив, но нисколечко не возгордился.

10. Какими чертами характера он обладал?

-Он был добрый, он никого не обижал.

-Все терпел, он не был злым.

11.Чему нас учит эта сказка?

- Доброте.

- Быть терпеливым к окружающим. Уважать других

12. Каков же вывод?

Лебедь много вытерпели за год потому он смог лучше оценить свое счастье

 Надо быть терпеливым к окружающим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Слайд 2

Экзистенциональная сфера Стимулирование Мотивационная сфера Метод убеждения и самоубеждения Метод внушения и самовнушения Эмоциональная сфера Интеллектуальная сфера Метод коррекции поведения самокоррекция Сфера саморегуляции Волевая сфера Предметно – практическая среда Методы формирования толерантных установок Метод воспитывающих ситуаций Метод дилемм и рефлексия Метод развития инициативы, настойчивости

Слайд 3

Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.

Слайд 4

Три группы приёмов воспитания толерантности Первая группа связана с организацией деятельности детей в группе . Приём «Эстафета». Приём «Взаимопомощь» . Приём «Акцент на лучшее». Приём «Ломка стереотипов» Приём «Истории про себя». Приём «Общаться по правилам». Приём «Ролевая маска». Приём «Прогнозирование развития ситуации». Приём «Обнажение противоречий». Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д. Приём «Сочини конец истории». Приём «Любимые книги товарища». Приём «Любимые книги товарища».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Выступление на педагогическом совете школы "Воспитание у учащихся культуры толерантности"

Тема толерантности актуальна в каждой школе. В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей. У нас многонациональная школа, многонациональный город и многонациональная страна. Наша задача...

Доклад на педагогическом совете школы

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната» ...

Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.

   Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не тол...