Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.
методическая разработка по психологии на тему

Кузнецова Лариса Николаевна

     Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете школы на тему:

“Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.

Цель: разработка и координация действий педагогов, которые помогут младшим подросткам быть успешно адаптированными в новых условиях обучения.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать запас знаний  педагогов по вопросам возрастных особенностей младших подростков.

2. Разработать систему совместных действий педагогов,  для обеспечения успешной адаптации пятиклассников.

План:

I. Информационный блок.

1. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при переходе в среднюю школу.

2. Возрастные особенности младшего подростка.

3. Итоги диагностики уровня тревожности учащихся 5-х классов (рекомендации психолога).

4. Характеристика классных коллективов, особенности педагогической работы  с классом, а также индивидуальные характеристики обучающихся  (рекомендации учителей начальных классов, обучавших будущих пятиклассников).

II. Практический блок.

1. Разработка системы совместных действий и корректировка требований, предъявляемых к детям для обеспечения успешной адаптации младших подростков.

III. Выводы. Рефлексия.

I. Информационный блок. 

1. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при переходе в среднюю школу.

2. Возрастные особенности младшего подростка.

Возраст перехода из начальной школы в основную является  поворотным пунктом в развитии ребенка. Ребёнок переходит из эпохи детства в эпоху подросткового возраста.

Какие психологические особенности характерны для детей младшего подросткового возраста? (Обсуждение с педагогами).

1) Главное личностное новообразование: постепенное обретение чувства взрослости. Это особая форма самосознания проявляется в потребности равноправия, уважения, самостоятельности, в требованиях серьёзного, доверительного отношения к ребёнку. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех. Внешне это отчуждение выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, словам, чувствам взрослых. Противоречие и даже кризис в связи с этим новообразованием состоит в том, что потребности в равноправии, самостоятельности и уважения не подкрепляются социальным статусом. Часто в глазах взрослых он остаётся всё тем же ребёнком, материально и морально зависящим от них и нуждающемся в опеке, контроле и наказании. Таким образом, потребности, вызванные психическим новообразованием «чувство взрослости» не удовлетворяются, что обостряет негативные черты подросткового кризиса.

2) Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности. Интерес к себе, к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя. Так формируется представление подростка о собственной личности.

3)  Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Учебная деятельность в 5-6 классах безусловно остаётся важной, но коммуникативная деятельность становится более значимой, чем в начальном звене, и постепенно занимает ведущее место. Успеваемость подростка в большей степени начинает зависеть от успешности его взаимодействия с одноклассниками, учителями, родителями. Познание другого в процессе общения даёт возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чужого поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.

4)  В связи с особенностями физиологического развития и полового созревания, для подростков характерны рост агрессивных проявлений, и крайняя эмоциональная нестабильность. У ребят отмечается некоторая неуравновешенность характера, повышенная возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроения. Это способствует возрастанию количества конфликтов в классе, спонтанным дракам на переменах, крикливости, несерьёзности,  и пр., косвенно агрессия проявляется в неряшливости, забывании что-либо сделать: принести тетрадь, выполнить учебное задание, подготовиться к уроку. Такие качества, как произвольность, и сформированность волевых процессов, способность к саморегуляции находятся в стадии формирования. Многие ещё не владеют достаточным уровнем самоконтроля.

5)  Для пятиклассников характерна высокая умственная активность, это наиболее благоприятный период для развития познавательной активности, интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. Но способности развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.  Эмоциональное благополучие или неблагополучие подростка, его школьная успешность или неуспешность, существенно влияют на мотивацию учения. Для детей 10-11 лет характерна частая смена интересов, «метания» из стороны в сторону. Такое непостоянство, нередко расцениваемое педагогами и родителями как легкомыслие и поверхностность, в действительности очень желательно, т.к. даёт детям реальный опыт деятельности в разных областях и направлениях науки, искусства и знания.

6) Значимой особенностью мышления подростка является его критичность – появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще.

3. Итоги диагностики уровня тревожности пятиклассников.

Обсуждение результатов диагностического обследования. Рекомендации психолога по особенностям работы с обучающимися на основании результатов обследования.

4. Характеристика классных коллективов, специфика педагогической работы  с классом, а также индивидуальные характеристики обучающихся  (рекомендации учителей начальных классов, ранее обучавших будущих пятиклассников).

II. Практический блок.

1. Разработка системы совместных действий и корректировка требований, предъявляемых к детям для обеспечения успешной адаптации пятиклассников.

Работа в группах. Педагогам предлагается обсудить следующие вопросы:

Какие вы используете способы, приёмы и методы, чтобы способствовать адаптации пятиклассников?

Какими действиями педагогов можно снизить выявленные трудности в адаптации и признаки дезадаптации детей?

Ваши предложения по оптимизации процесса адаптации пятиклассников (обсуждение в группах – 15- 20 минут) - высказывания представителей от каждой группы.

Методические рекомендации:

1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)

2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.

3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.

Обобщение работы групп. Разработка памятки педагогам.

III. Выводы. Рефлексия.

Разработанную памятку педагогам по повышению уровня адаптивных способностей пятиклассников, предполагается использовать в дальнейшей работе.

Чем запомнилась данная встреча?

Какие моменты оказались наиболее полезными?

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • ПАМЯТКА
    для  классных руководителей и педагогов-предметников,
    работающих с младшими подростками.

Рекомендации педагогам с учетом физиологических особенностей пятиклассников:

Информация "Динамика работоспособности"

3-5 минут - врабатывание, 15-20 минут - оптимум, с 20-й минуты - утомление.

Вспомните приёмы, какие вы используете на уроке, чтобы снизить утомление сообразно с природными биоритмами. Хотя учителя обычно не находят времени для пауз на уроке.

  • Чередование нагрузок на уроке (сложные и легкие задания чередуются).
  • Смена видов деятельности на уроке (минимум 3 вида деятельности).
  • Вводить минутки отдыха на уроке, когда дети могут отвлечься, снять напряжение.
  • Помочь разобраться и справляться с большим потоком информации (проверить, насколько дети умеют пользоваться справочниками, словарями).
  • Общие требования всех учителей (единство требований):

а)         обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;

б)        организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты и т.д.);

в)         отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Это позволяет снизить тревогу ребенка, которому приходится приспосабливаться к требованиям разных педагогов-предметников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации педагогам с учетом личностных особенностей:

  • Уделять внимание каждому, поддерживать, относится с теплотой. Это отличная возможность установления хороших отношений с учениками, которые иногда определяют отношение к учебному предмету.
  • Во многом установлению контакта с учениками помогает чувство юмора.
  • Дать возможность проявлять свою самостоятельность в приемлемых рамках.
  • Избегать  упреков, т.к. они  могут вызывать активное сопротивление,  агрессию, грубость.
  •  Если не удается найти контакт с ребенком, пока он находится в группе, лучше подождать до конца урока и найти возможность индивидуальной беседы, индивидуальной работы.
  • Создавать благоприятный эмоциональный фон на уроке.
  • Отмечать успехи (пусть даже незначительные) каждого ученика.
  • Создавать ситуацию успеха на уроке для каждого.
  • Поощрять проявление познавательного интереса учащихся.
  • Ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом (чем он мог бы гордиться перед друзьями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Доклад на педагогическом совете школы

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната» ...

Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...

Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Воспитание  толерантной  ли...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...