Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
материал

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются характеристики вариантов нарушений чтения и письма, а также универсальные рекомендации по коррекции речи обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями проводится целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение  обучающихся,  что  является  неотъемлемой частью коррекционно-развивающей  работы. Выделяют  следующие  формы такого  взаимодействия:  комплексное  обследование  учащихся,  построение коррекционной  работы  с  учетом  рекомендаций  специалистов (психолог, дефектолог,  медик, логопед,  соц. педагог) планирование  и  реализация индивидуальных  комплексных  программ  коррекции  и  развития, взаимодействие  специалистов  в  рамках  школьного  психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Практически все дети, поступающие в коррекционную школу, имеют различные речевые нарушения, и эти нарушения оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности в целом, на формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации.

В связи с этим в процессе обучения учащихся проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение, которое реализует специфические задачи. Логопедическая работа начинается с момента поступления ребенка в школу и осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача - обеспечение качества необходимой помощи. Эта работа направлена как непосредственно на обучающихся (обследование, планирование и реализация программ коррекции и развития, отслеживание динамики в состоянии речи), так и консультативно-просветительская работа для педагогов.

  1. Общая характеристика нарушений речи  

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т. е. страдает речь как целостная система. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Несформированной оказывается как импрессивная, так и экспрессивная речь. Практически у всех детей у учащихся начальных классов отмечаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;  нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой). Требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Расстройства речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Изучая документацию ребёнка, сопровождающую его при поступлении в школу, педагоги обращают внимание на логопедическое заключение, характеризующее уровень недоразвития речи.

Существует 3 уровня системного недоразвития речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью:

-системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости (в этом случае отмечается отсутствие нарушений звукопроизношения или нарушен один звук; фонематические процессы в основном сформированы, имеются лишь затруднения в определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в самостоятельной речи лишь единичные аграмматизмы, более выраженные нарушения выявляются при специальном исследовании (употребление сложных предлогов, согласование  существительных и прилагательных в косвенных падежах, сложные формы словообразования); в пересказах имеются основные звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, имеются нерезко выраженные нарушения чтения и письма)

-системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости (часто отмечается у детей с умеренной умственной отсталостью)

-системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости (отмечается у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью)

Анализируя состав обучающихся в нашей школе с позиции речевого недоразвития, можно отметить следующее:

СНР лёгкой степени

СНР средней степени

СНР тяжёлой степени

107

37

37

 

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру, разнообразны по проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное недоразвитие речи, но и локальной патологией зон, имеющих отношение к речи. У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, алалия и т.п.)

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. 

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

Ринолалия - это расстройство речи, обусловленное анатомическими деформациями органов артикуляции в виде расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба. 

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. 

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

Указанные формы речевых нарушений в определённых количествах отмечаются среди обучающихся нашей школы. Ещё один вариант специфического состояния речи – у детей с расстройствами аутистического спектра. Своеобразие речи этих детей проявляется варианте полного отсутствия коммуникации до владения отдельными эхолаличными фразами.

  1. Отдельно необходимо остановиться на таком объёмном разделе речевых нарушений детей с умственной отсталостью, как нарушение чтения и письма

Нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) очень распространены среди учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Дислексии – это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и в предложении, аграмматизмы на письме.

Детально анализируется уровень сформированности письменной речи, начиная со 2 класса. Как правило, к этому времени уже определяется общая картина проявления ошибок – на уровне буквы, слога, слова и фразовой речи. В зависимости от характера ошибок делается вывод, какая форма нарушения письменной речи имеется у учащегося.

Артикуляторно-акустическая – в основе лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, неправильное проговаривание.

Акустическая (фонематическая) – обусловлена расстройством дифференциации фонем и проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи произносятся правильно).

Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса (узнавание), анализа и синтеза, пространственных представлений. Происходят замены и искажения букв, зеркальность письма.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – нарушения деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа, искажение структуры слова и предложения.

Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического строя речи, может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Дисграфия у детей с умственной отсталостью проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.

Характеристика учащихся по видам нарушения письменной речи (2-8 класс)

Нерезко выраженная

Сложная

Артикуляторно-акустическая

На почве нарушения язык.анализа и синтеза

Акустическая

Оптическая

аграмматическая

20

54

2

30

11

Наиболее распространёнными ошибками письменной речи являются замены, пропуски букв и слогов, перестановки, вставки, слитное или раздельное написание, а также ошибки на орфографические правила.

Не останавливаясь на специфических деталях логопедической работы, хотелось бы напомнить универсальные рекомендации по коррекции речи у\о детей.    

1.В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми (контроль и коррекция и в старших классах).

2.Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс коррекционной работы направлен, в первую очередь, на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, оптико-пространственные и временные представления, внимание и память.

3.Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности.

4.Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук (особенно актуально для учащихся начального звена).

5. Ознакомление с требованиями единого орфографического режима, постоянный контроль за выполнением его. Классным руководителям регулярно контролировать наличие необходимых канцелярских принадлежностей (наличие их и нахождение в годном состоянии).

6. На уроках чтения или относящихся к блоку обучающего чтения контролировать правильность прочтения детьми – исправление искажения флексий, чтение по догадкам, недочитывание, другие ошибки. Не допускать неисправленных ошибок.

7. В устной речи, при оречевлении своих действий, построении самостоятельных высказываний, в вопросно-ответной речи чётко контролировать полноту и грамматическое построение предложения (опора на вопросное слово, на план, на глагольные опоры). По возможности добиваться полного ответа. Чаще практиковать хоровые ответы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью

Слайд 2

Задачи логопедического сопровождения: Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

Слайд 3

Общая характеристика нарушений речи носят системный характер ( страдает речь как целостная система) нарушены все операции речевой деятельности (потребность в речевом общении, смысловое программирование речи, контроль за речью) нарушены уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой , сенсомоторный. Наиболее недоразвиты сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Слайд 4

3 уровня системного недоразвития речи системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости

Слайд 5

Состав учащихся МОУ С(К)ОШ №15 по речевым нарушениям СНР лёгкой степени СНР средней степени СНР тяжёлой степени 107 37 37

Слайд 6

Виды дисграфий Артикуляторно-акустическая – в основе лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, неправильное проговаривание. Акустическая (фонематическая) – обусловлена расстройством дифференциации фонем и проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи произносятся правильно). Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса (узнавание), анализа и синтеза, пространственных представлений. Происходят замены и искажения букв, зеркальность письма. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – нарушения деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа, искажение структуры слова и предложения. Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического строя речи, может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Слайд 7

Характеристика учащихся по видам нарушения письменной речи (2-8 класс) нерезко выражен-ная сложная артикуля-торно-акустичес-кая на почве нарушения языкового анализа и синтеза акустичес-кая оптическая аграмматическая 20 54 2 30 11

Слайд 8

Рекомендации по коррекции речи умственно отсталых детей на уроках 1. Формирование мыслительных операций : анализа, синтеза, сравнения, обобщения; оптико-пространственных и временных представлений, внимания и памяти; 2. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности;

Слайд 9

Рекомендации по коррекции речи умственно отсталых детей на уроках 3. Активное использование упражнений на развитие тонких движений рук (особенно актуально для учащихся начального звена); 4. Постоянный контроль за выполнением единого орфографического режима , наличия необходимых канцелярских принадлежностей;

Слайд 10

Рекомендации по коррекции речи умственно отсталых детей на уроках 5. К онтроль правильности прочтения детьми – исправление искажения флексий, чтение по догадкам, недочитывание, другие ошибки. Не допускать неисправленных ошибок. ________________________________________ 6. В устной речи, при оречевлении своих действий, построении самостоятельных высказываний, в вопросно-ответной речи - чёткий контроль полноты и грамматического построения предложения (опора на вопросное слово, на план, на глагольные опоры). По возможности добиваться полного ответа . Чаще практиковать хоровые ответы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....

Выступление на педагогическом совете школы "Контроль успеваемости обучающихся на уроках музыки"

Представлен материал из опыта работы учителя над данной проблемой...

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Система мониторинга эффективности уроков физкультуры обучающихся с умственной отсталостью в ГКОУ СО «Кировградская школа-интернат»

Клинические наблюдения и  практический опыт показывают, что ученики  специальных (коррекционных) школ 8 вида нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений моторики и р...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....