"Гимнастика мозга" в коррекции речи.
презентация к уроку на тему

Рыжкова Алла Анатольевна

 

К современным способам развития высших психических функций относится наука «Кинезиология», созданная американскими учеными Полом и Гейлом Деннисонами в 70-е годы прошлого столетия, и, которая отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Более того, могут быть подобраны конкретные упражнения для рук, ног, глаз, языка и пальцев, способствующие как формированию, так и активизации работы конкретных зон коры головного мозга, в частности, чтения, речи и письма.

 

Упражнения Гимнастики Мозга, разрешенные к использованию Министерством Образования России , способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга (в том числе центров устной и письменной речи), поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии.

Я активно использую в своей работе упражнения из "Гимнастики мозга" по пособию С.Масгутовой. После недели регулярных занятий появляется стабильно нарастающий результат при коррекции самых различных речевых патологий. В приложении лишь некоторые упражнения гимнастики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С. Масгутова Пособие по Гимнастике Мозга для педагогов и родителей

ДВИЖЕНИЯ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА, - это те упражнения Гимнастики Мозга, которые помогают использовать оба полушария гармонично и постоянно улучшать их «перекрестную» работу.

1.        Перекрестный шаг

В этом упражнении, похожем на шаг на месте, учащийся делает встречное или, наоборот, расходящееся движение одной рукой и противоположной ей ногой, а затем - другой рукой и противоположной ей ногой. «Перекрестный шаг» возбуждает оба полушария головного мозга одновременно, поэтому это - идеальное «разогревающее» упражнение для последующего развития всех навыков, требующих пересечения серединной, латеральной линии тела.

Инструкции

Попейте воды и сделайте упражнение «Кнопки Мозга».

Для активизации кинестетических ощущений поочередно дотрагивайтесь руками до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.

Вариации.

Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.

Руки к противоположным ногам в разных направлениях (?), за спиной.

Делайте перекрестный шаг медленно, прыжками (такой шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс), с закрытыми глазами, под разную музыку и разные ритмы.

Активизирует мозг для:

Пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;

Движения глаз слева направо;

Улучшения бинокулярного зрения.

Учебные навыки - правописание, письмо, слушание, чтение и понимание.

Связь поведения и позы тела:

Улучшает координацию движений левой и правой сторон тела, укрепляет дыхание и повышает жизненные силы, развивает координацию и осознание пространства, улучшает слух и зрение.

Связь с движениями: ленивые восьмерки, кнопки Мозга, думающий колпак.

Перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга. Деннисон обнаружил, что перекрестный шаг является эффективным движением, стимулирующим как «воспринимающее», так и «самовыражающее» полушария и дает возможность интегрировать учение.

2.        Ленивые восьмерки.

Рисование знака бесконечности способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля без перерывов, необходимого при чтении, активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля.

Инструкции.

Встаньте напротив центра и рисуйте восьмерку на уровне глаз, ноги на ширине плеч.

Начните рисовать левой рукой, чтобы активизировать правое полушарие ( влево -вверх- центр - вправо -вверх).

Следите глазами за траекторией.

Сделайте по три 8-ки каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе (можно использовать цветной мел).

Вариации.

Активизируйте слух и сопровождайте рисование левой и правой рукой словами «Вверх, влево по кругу, пересечение средней линии, вверх по кругу, вниз и снова в центр».

Упражнение делается с закрытыми глазами, в воздухе, на плакате, песке и т.д.

Произнося звук «М-м-м» для большего расслабления тела.

Рисуйте, увеличивая их размер: на доске - большие, на столе - малые.

Энергетические 8-ки - руки идут от центра одновременно в стороны - каждая рисует свою окружность, далее пересекают центр и рисуют другую ее окружность в противоположном зрительном поле. Движение рук медленное, внимание направляется одновременно на оба зрительных поля и контролирует движения рук.

Активизируют мозг для:

Пресечения средней визуальной линии и повышения межполушарной интеграции;

Улучшения бинокулярного и периферического зрения;

Повышения координации движений мышц глаз (особенно при прослеживании).

Учебные навыки.

Механизмы чтения (движения глаз слева направо);

Распознание символов письменного языка;

Понимающее чтение (работа долговременной ассоциативной памяти).

Связь поведения и позы тела.

Расслабляет глаза, шею и плечи при сосредоточении, улучшает восприятие глубины, улучшает центрацию, баланс и координацию.

Связь с движениями: Перекрестный шаг, Кнопки мозга, Двойные рисунки.

Зрительное и кинестетическое следование за знаком бесконечности малых размеров используется в образовательной терапии для развития осознания кинестетических и тактильных ощущений учащихся, испытывающих серьезные проблемы с учебой. Такого рода учащиеся обычно проявляют нейрологическую незрелость при пересечении среднего визуального доля. Это упражнение помогает избавиться от перевернутого и зеркального письма и чтения. Деннисон давал учащимся рисовать восьмерки на доске, чтобы включить в работу крупные мышцы тела и развить навыки слежения глаз. У этих учащихся быстрее развивались навыки различения символов и лево-правосторонней ориентации.

3. Двойные рисунки.

Это билатеральное рисование в среднем поле (листа бумаги), предназначенное для осознания направления движения и ориентация тела в пространстве. Если у учащегося развито чувство различения левой и правой сторон в процессе рисования или письма, то он ощущает центр своего тела и соотносит движения (вперед, назад, вверх и вниз) по отношению к нему. Это чувство развивается у ребенка главным образом тогда, когда он неумело водит рукой и создает различные формы по памяти. «Двойные рисунки» ощущаются лучше при работе крупных мышц рук и плеч. Встаньте за учащимся, возьмите обе его руки в свои и нарисуйте ими что-нибудь несколькими простыми, движениями. Научите его выполнять упражнение, соотнося движения с центральной, линией тела.

Сопровождайте движения совами: «В сторону, вверх, к себе, вниз». Пусть учащийся сидит, расслабившись, когда обе его руки движутся свободно зеркально симметрично по отношению друг к другу.

Инструкции.

Сначала свободными движениями обеих рук оформите в пространстве перед собой окружности. Начните с больших движений на доске. Обращайте внимание на процесс своей работы, а не результат. Избегайте при этом оценочного отношения позитивного или негативного. Поощряйте новые варианты выполнения упражнения и демонстрируйте рисунки свои и учащихся.

Вариации.

Перейдите от рисования двумя руками на доске к рисованию на маленьком листке бумаги, прикрепленном к доске или полу, различными материалами.

Рисунки в воздухе при работе с группой.

Выполняйте упражнение двумя пальцами  поочередно прикасаясь остальными пальцами руки к большому, (на песке)

Изобразите «Двойные рисунки» в воздухе плечами, локтями, кистями рук или ногами, всеми конечностями одновременно.

Активизирует мозг для:

Координации «руки-глаза» в разных зрительных полях;

Пресечения средней кинестетической линии;

Осознание пространства и зрительного различения.

Учебные навыки. Письмо, правописание, математика.

Способность следовать глазами за движением рук в разных направлениях;

Декодирование и кодирование зрительных символов;

Связь поведения и позы тела.

Помогает осознанию работы левой и правой сторон тела, улучшает периферическое зрение, помогает осознанию тела, координации и специализации связи «руки-глаза».

История движения

Доктор Геттман, оптометрист, специалист в области развития зрения, описал билатеральное рисование в своей книге «Как помочь становлению интеллекта вашего ребенка».

«Двойные рисунки» способствуют развитию навыков совместной работы глаз, координации «руки-глаза», работе рук, конвергенции глаз и активизируют движения в средней зоне тела. Когда зрительная функция улучшается, параллельно растут и учебные достижения.

4. Алфавит восьмерками.

Модификация «Ленивых.восьмерок». Упражнение можно использовать для написания букв алфавита – Упражнение интегрирует движения, необходимые для написания букв алфавита, и позволяет пишущему бесконфликтно пересекать среднее визуальное поле. Каждая буква располагается в той или иной окружности восьмерки.

Центральная разделительная линия либо заканчивает букву, либо начинает ее. У большинства учащихся, уже освоивших печатание букв с помощью этого упражнения, улучшается и письмо.

Инструкции.

Это активизирует большие мышцы рук, плеч и грудной клетки.

Активизируйте аудиально-визуально кинестетическую и тактильную интеграцию, сопровождая написание словами «вверх, вокруг и вниз».

Пишите на песке, с закрытыми глазами, произнося звук «М-м-м».

Активизирует мозг для

Повышение осознания периферического восприятия;

Улучшения координации «руки-глаза»;

Повышения способности узнавания и различения символов.

Связь поведения и позы тела.

Расслабляет мышцы глаз, шеи, плеч во время письма.

Повышает сосредоточенность во время письма.

Улучшает навыки координации «руки-глаза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие упражнения.Гимнастика мозга

Сегодня метод "Гимнастика мозга" успешно используется во всех школах, спортивных секциях, психологических консультациях. Это комплекс несложных упражнений, каждое и которых поможет обучающему  и ...

гимнастика мозга

Коллеги! Разработка не моя - найдена в интернете, но надеюсь, моя находка будет полезна. Огромное спасибо авторам!!!...

Гимнастика мозга

Гимнастика мозга, как эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья...

Презентация на тему: "Гимнастики мозга для улучшения учебных навыков письма и чтения"

К открытому уроку логопедического занятия для учеников 2 класса....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

Гимнастика мозга

Презентация содержит комплекс упражнений для занятий с детьми. В помощь воспитателям, родителям, логопедам, дефектологам, психологам....