Глоссарий
материал по теме

Донских Елена Валентиновна

Объяснение некоторых терминов, встречающихся в статьях по дефектологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glossariy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ

АГРАММАТИЗМ (от греч. аgrammatos – нечленораздельный) – нарушение речевой деятельности, выражающаяся в неправильном использовании грамматических систем языка. Различают импрессивный аграмматизм – ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный аграмматизм – ошибки в грамматическом оформлении активной речи.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребности. У маленьких детей носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto – приспособляю и socium – общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т.п.). социальная адаптация существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.

АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА – аномалия внутриутробного развития, вызванная алкогольной интоксикацией. Дети отличаются замедленным ростом, микроцефалией с рядом черепно-лицевых аномалий, повышенной возбудимостью, нарушениями психомоторного развития. Сопутствующие симптомы: сердечно-сосудистые дефекты, скелетные аномалии, болезни внутренних органом и др.Для большинства детей характерны отклонения в интеллектуальной сфере (от ЗПР до глубокой умственной отсталости).

АМБИДЕКСТРИЯ (от лат. ambo – оба и dexter – правый) – способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. В некоторых случаях обусловлена врожденными особенностями функционирования ЦНС; чаще является результатом успешной тренировки правой руки у страдающих леворукостью.

АМБЛИОПИЯ (от греч. amblus – тупой и   ops – глаз) – ослабление зрения при отсутствии органических поражений систем глаза. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. Иногда является следствием острых аффективных переживаний (истерическая амблиопия)

АМИМИЯ (от греч. a – приставка со значением отрицания и mimicos – подражательный)  - полное отсутствие выразительных движений лица; крайне выраженная форма гипомимии.

АНАЛИЗАТОР – сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие. Анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие введена И.П. Павловым в 1909г. Функционирование анализатора в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех отделов – периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра.

АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминание) -  совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезней, получаемых от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. Анамнез аномальных детей, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельности.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (от греч. anomalos – неправильный) – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к категории аномальных. В зависимости от вида аномалии выделяют следующие категории аномальных детей, подразделяемые на группы и степени выраженности и времени наступления дефекта: дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, ослепшие), дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, оглохшие), дети с нарушениями интеллекта (олигофрены,  дети с задержкой психического развития), дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с эмоциональными нарушениями, а также дети со сложными видами нарушений.

АСТЕНИЯ (греч. asthenia – слабость) – болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (острые инфекции, ревматизм и др), физическими и психическими перегрузками, а также функциональной или органической неполноценностью головного мозга (церебрастения). Для последнего случая характерны признаки истощения нервной системы, проявляющиеся главным образом в эмоциональной и интеллектуальных сферах. Это повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость или, наоборот, вялость, пассивность. Часто наблюдается пониженное настроение с ощущением физического дискомфорта. Интеллектуальная истощенность проявляется в неспособности длительной концентрации внимания, ослаблении памяти, замедлении темпа умственной деятельности. Дети, страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушается аппетит и сон; работоспособность падает к концу учебного дня (недели, четверти). Длительная астения может сопровождаться ЗПР.

АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ (от греч.  a – приставка со значением отрицания и sphygmos – пульс) – кислородное голодание плода в момент родов. При асфиксии происходит нарушение функций ЦНС вследствие недостатка снабжения кислородом головного мозга. Длительная асфиксия (5-7 минут) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем к проявлениям умственной отсталости, речевых нарушений, ДЦП.

АУТОАГРЕССИЯ – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. Проявляется к склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда -  в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях – в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции – психотерапия.

АФФЕКТ (от лат. affectus – душевное волнение) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях, как «аварийный» способ реагирования. Для аффекта характерны сужение сознания на породившие аффект обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень аффекта – аффект патологический.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ – устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности. Для него характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности. Дети в состоянии аффекта неадекватности становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессивным реакциям.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ (от греч. hydor – вода и kephale – голова) – заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания. Характерные особенности детей, страдающих гидроцефалией – сниженная умственная работоспособность, частые вспышки эйфории или гнева, склонность к резонерству.

ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч. hyper – чрезмерно и dynamis – сила), синдром двигательной расторможенности  - наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях. Наиболее выражен у детей, страдающих церебрастенией, у которых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с гипердинамическим синдромом требуют особого подхода – дозирования нагрузок, смены видов деятельности.

ДЕФЕКТ (от лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие дефект – центральное для дефектологии – детально разработано в трудах Л.С. Выготского.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и  логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К дефектологии относятся специальная психология, изучающая психологические проблемы аномального детства, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства коррекции и компенсации сенсорного дефекта.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ аномальных детей – организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в зависимости от характера и степени выраженности дефекта. Направление ребенка в учреждение того или иного типа осуществляется на основании комплексного обследования.  

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) – отставание в развитии психической деятельности ребенка, вследствие незначительного поражения центральной нервной системы. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Как правило, к педагогически запущенным относят детей, не страдающих аномалиями развития, но не обладающих знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. В ряде случаев педагогическая запущенность приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (ЗБР)   -  расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским, который считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, когда оно, согласно Выготскому, идет впереди развития, пробуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в ЗБР. ЗБР дает представление о потенциальных возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет определить научно-обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отбельного ребенка. Определение актуального и потенциального уровня развития, а также ЗБР составляет то, что Выготский назвал нормативной возрастной диагностикой.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis – детский) – сохранение в организме и психики человека особенностей, присущих раннему возрасту. Физический инфантилизм вызван инфекционными заболеваниями, интоксикациями, неполноценным питанием и т.п. Проявляется в задержке роста, которая впоследствии, как правило, компенсируется. Психический инфантилизм представляет собой отставание в личностном развитии, преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ – возмещение (замещение или перестройка) недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ -  выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого. Проявляется в том, что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и перебирает ножками, улыбается, вокализирует. При нормальном развитии проявляется на втором месяце жизни. Отсутствие или парадоксальное проявление комплекса оживления может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, комплекс оживления не проявляется при врожденных дефектах зрительного и слухового анализаторов, а также при РДА.

КОРРЕКЦИЯ – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. 

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА -  система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогами-дефектологами. Организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка.

ЛЕВОРУКОСТЬ – предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. Чаще носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА  - отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефектов.

МАКРОЦЕФАЛИЯ (от греч. macros – большой и kephale - голова) – непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных (в 1,5 – 2 раза выше нормы) размеров головного мозга или гидроцефалии.                

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ  - орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения (областного, городского или районного), врачи (психоневролог или дет психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. В необходимых условиях привлекаются отоларинголог, офтальмолог, ортопед (либо рассматриваются их письменные заключения). С помощью различных психолого-педагогических методов проводится комплексное обследование ребенка. Его результаты в совокупности с данными анализа соответствующей документации служат основанием для направления ребенка в образовательное учреждение того или иного типа.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на развитие потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, на выработку привычек поведения, его корректировку и исправление.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования.

МИКРОЦЕФАЛИЯ (от греч. micros – маленький kephale – голова) значительное уменьшение размеров черепа (соответственно – головного мозга) при сохранении нормальных размеров других частей тела. Возникает в результате врожденного недоразвития или внутриутробного заболевания мозга, в частности вследствие перенесенных матерью в первые месяцы беременности вирусных заболеваний. При микроцефалии рост головы замедлен, черепные швы сужены, лицевая часть черепа преобладает над мозговой. Сопровождается интеллектуальной недостаточностью, как правило, глубокой (имбецильность и идеотия).

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЕЦИЯ (ММД) – нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов. Наиболее частое  проявление ММД – гипердинамическим синдром.

ОЛИГНОФРЕНИЯ – недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального  развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от олигофрении структуру дефекта). При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям психического развития ребенка, но имеет специфические особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. perseveratio- упорство) – навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли ил переживания. Может выступать одним из проявлений речевых, двигательных и эмоциональных расстройств, в частности при поражении головного мозга, а также при глубокой умственной отсталости (в виде однообразных движений и действий, повторения слов и т.п.)

ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ – термин, принятый в международной классификации психических заболеваний для обозначения состояния между нормальным психическим развитием и легкой дебильностью. Основывается на количественном измерении интеллекта: к категории страдающих её лиц относят тех, чей коэффициент интеллекта – 75 – 80% .

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ – целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций,обеспечивающих необходимые условия для его развития.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии личности.

ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ – болезненные нарушения характера, возникающие на почве травм и инфекционных заболеваний ЦНС, перенесенных в детском возрасте. Проявляются в повышенной раздражительности, двигательной расторможенности в сочетании со сниженной работоспособностью. Не затрагивают основных структур личности и в меньшей мере снижают социальную адаптацию.

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitas – восстановление пригодности, способности) – система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Осуществляется с помощью медицинских средств, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития.

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas – чувствительный) – этап возрастного развития ребенка наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

СИНДРОМ (от греч. syndrome – скопление, стечение) – определенное сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ- это способ деятельности личности и её общения с окружающим, в процессе чего воспитываются привычки, установки, определяются нормы взаимоотношений в семье, с родственниками, соседями, развиваются умения организовывать бытовой труд, свободное время, направлять его на поддержание здоровья, удовлетворения духовных запросов.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОЛРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ – учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) – приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения (компьютерная техника, звукопроизводящая и кино-диапроекционная аппаратура, звукоусиливающая аппаратура  и др).

ТРЕМОР (от лат. tremor – дрожание) – непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела. Выступает симптомом паркинсонизма и некоторых эндокринных нарушений. Иногда возникает вследствие переутомления. Препятствует целенаправленной двигательной активности.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – внешнее выражение деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio- обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, которые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Возникает в ситуации конфликта. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т.п. и таким образом дезорганизует поведение. Длительное и частое пребывание в состоянии фрустрации может привести к формированию и закреплению отрицательных черт характера.

ЭЙФОРИЯ (от греч. euphoria) – эмоциональное состояние, для которого характерна беспричинная веселость и беспечность, снижение критичности, моторное возбуждение. Иногда наступает при кислородном голодании, а также в результате введения в организм небольших доз наркотических веществ. Нередко является одним из симптомов травм мозга (главным образом лобных долей), а также некоторых психических заболеваний. Иногда отмечается при олигофрении.

ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (от греч. enkepxalos  - головной мозг и patxos – болезнь) – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера. Возникает вследствие перенесенных травм, интоксикаций, инфекционных и сосудистых заболеваний головного мозга. Характеризуется рядом симптомов: головная боль, раздражительность, снижение умственной работоспособности и др. в детском возрасте нередко приводит к снижению памяти и интеллекта (вплоть до имбецильность), иногда – к эпилептиформным припадкам.  

ЭПИЛЕПТИФОРМНЫЙ СИНДРОМ, эписиндром – комплекс психических нарушений, внешне похожих на эпилепсию, но имеющих органическое происхождение. Практически не приводят к специфическим изменениям личности. Является симптомом поражения ЦНС, вызванного травмами и опухолями мозга, воспалительными заболеваниями и т.п.

ЭХОЛАЛИЯ – автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа обращенный повторяет услышанный к нему вопрос. Иногда встречается у детей на ранних этапах становления речи, не выступая симптомом патологии; впоследствии исчезает; наиболее выражена при РДА и шизофрении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводный глоссарий для учащихся средней школы с 1-11 классы

Сводная таблица слов, которые учащиеся должен усвоить активно и пассивно....

Русско-английский глоссарий по теме "Семья и родственники"

Представленный материал даст возможность учителю систематизировать материал по теме....

Глоссарий по спецпредметам теоретического обучения сварщиков

В помощь обучающимся по профессии "Электрогазосварщик", основные термины и определения....

Глоссарий по Истории Церкви

Краткий словарик для подготовки материала по Основам православной культуры (раздел "История церкви")...

Глоссарий по истории России IX-XVII вв и сборник проверочных тестов

Предлагаю свои наработки за много лет. Пока размещаю свои мысли. и планы. В процессе проектной деятельности ребята совершенствую свои знания в определенной научной области, развивают свои интеллектуал...

Глоссарий по теме "Предложение. 9 класс"

Словарь лингвистических терминов, понятий по теме "Простое и сложное предложение. 9 класс"...

ГЛОССАРИЙ по дисциплине "Защита растений"

для студентов очного и заочного обучения по специальностям агрономического цикла...