Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
статья на тему

Стрельникова Наталья Валерьевна

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При наличии семантической дислексии у учащихся нарушается понимание прочитанного, что приводит к еще большему снижению познавательного интереса. Поскольку у учащихся коррекционной школы VIII вида познавательный интерес снижен, использование игровых приемов для формирования и поддержания познавательного интереса к обучению приобретает особо важное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyac.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШКОЛЫ VIII ВИДА

В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ

Формирование  познавательного интереса  очень важно не только для успешного усвоения программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации.   При наличии семантической дислексии у  учащихся нарушается понимание прочитанного, что приводит к ещё большему снижению у детей познавательного         интереса. Поскольку у учащихся коррекционной школы VIII вида познавательный интерес снижен, использование игровых приёмов для формирования и поддержания интереса к обучению приобретает особенно важное значение.

  Для формирования интереса к предмету нами используются  дидактические игры. Большой интерес у учащихся вызывают  различные лото. Для коррекции навыков чтения наиболее эффективно можно использовать  лото в следующей последовательности:

 - лото, состоящее из прямых открытых слогов,

- лото, состоящее из слов с прямыми открытыми слогами,

 -лото, состоящее из сочетаний слов с прямыми открытыми слогами.

   Виды работ с этой игрой:

- прочитать слоги  (слова, словосочетания) на карточке,

- найти на карточке и закрыть фишкой слог (слово, словосочетание), названные учителем,

- составить из слогов, написанных на карточке, как можно больше слов.

От игры целесообразно перейти к фонематическому анализу слогов изучаемой структуры.

   После отработки навыков чтения и осмысленного составления слов из прямых открытых слогов учащимся предлагаются следующие карточки лото.

 Целью этой игры является формирование навыка осмысленного беглого чтения слов, состоящих из прямых открытых слогов. Учащиеся достигают этой цели,  находя на карточке заданные учителем слова.  Учитель или ведущий ребёнок достаёт маленькие карточки с аналогичными словами из «волшебного» мешочка, а учащиеся закрывают на своих карточках слова фишками, т.е. играют в лото. По мере овладения навыком беглого чтения можно переходить к следующему заданию: найти слова среди букв, данных вразброс. Подобные задания целесообразно подбирать в соответствии со слого-звуковой структурой изучаемых слов. Так, например, после отработки навыка осмысленного чтения слов, состоящих из прямых открытых слогов учащиеся могут найти среди букв слова, состоящие из открытых слогов без стечений согласных.

Следующим этапом является чтение словосочетаний и предложений. Учащиеся получают карточки, которые сначала прочитывают, затем играют в них в лото, закрывая выпавшие из «волшебного мешочка» слова. Затем составляют из слов словосочетания, то есть подбирают слова, подходящие друг к другу по смыслу. Нами также подобраны  лото следующих видов:

 - слоги открытые и закрытые,

 - слова, состоящие из открытых и закрытых слогов,

   -словосочетания и предложения из слов, состоящих из открытых и закрытых слогов.

    Использование подобных игр на занятиях повышает интерес к обучению и способствует формированию навыка осмысленного чтения.

  Столь же интересны для учащихся абаки, используемые не только для формирования навыка осмысленного чтения, но и морфемного анализа и синтеза слов. При помощи лент абаков, которых написаны корни слов, приставки, суффиксы и окончания, учащиеся моделируют различные слова и объясняют их значение.

  С помощью кубиков, на которых напечатаны различные слоги, учащиеся не  только закрепляют навыки звукопроизношения, но и составляют слова. Этой же цели служат и слоговые домино.

  Разнообразные формы и методы работы помогают длительное время поддерживать интерес учащихся к обучению, не только исправлять  нарушения речи, но и воспитывать любовь к родному языку.

 

Использованная литература.

1.Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Москва, «Дом педагогики», 2000 г.

2.Логопедия под ред.Волковой Л.С. М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида

Материал к семинару логопедов  "Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида" в г. Краснодаре 30.01.14 г....

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

В данной презентации раскрыты особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Консультация для педагогов на тему: " Сецифика работы учителя - логопеда в МБДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"

Данный материал содержит информацию о том, какими дополнительными компетенциями должен владеть учитель - логопед, работающий  в детском саду для детей с нарушением зрения, акцентирует внимание пе...