Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида
материал по теме

Щербинина Елена Богратовна

Материал к семинару логопедов  "Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида" в г. Краснодаре 30.01.14 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_rabota.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

« Логопедическая  работа

в коррекционной школе VIII вида».

                                                                         «Единственная настоящая роскошь —

                                                                                     это роскошь   человеческого общения».

                                                                                     Антуан де Сент — Экзюпери.

                                                                                     «Земля людей».

        Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития  ребенка с ОВЗ. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта  являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников школы VIII вида. Задача логопеда: научить ребенка слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. Важно взаимодействие специалистов школы (логопеда, дефектолога, психолога, учителя — предметника, воспитателя), обеспечивающих сопровождение детей с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями.

         Работа по развитию речи детей с нарушением интеллекта тесным образом связана с их эмоциональным и социально — личностным развитием, формированием представлений о себе, об окружающей социальной и предметной действительности.

учетом динамики продвижения ребенка.

         Коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения включает в себя следующие направления:

- в повседневной жизни, в процессе общения с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных элементов (развитие социальной направленности речи, коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

- в процессе сюжетно — ролевых и театрализованных игр;

- на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого слова с целью формирования пригодных для изображения представлений);

- на занятиях по развитию речи, построенных по типу моделирования коммуникативных ситуаций;

- в ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания;

- в процессе индивидуальной коррекционной работы (развитие звукопроизношения, фонематического слуха, лексико — грамматического строя речи).

               На развитие ребенка с нарушением интеллекта большое внимание оказывает окружающая среда, которая стимулирует развитие личности. В условиях коррекционной школы такой средой является и логопедический кабинет. Площадь моего кабинета   невелика, приходится прикладывать максимум творчества для эффективного использования данного пространства. Мой кабинет — специально оборудованное помещение для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащен наглядно — дидактическим материалом, компьютером, мебелью, кушеткой, магнитной доской. Имеется дополнительное освещение над зеркалом, пожарная сигнализация.

         По оснащению и применению кабинет разделен на центры:  индивидуальной работы, учебный, сенсомоторный, хранения наглядно — дидактических пособий и документации; рабочее место логопеда.

        Центр индивидуальной работы: находится в наиболее освещенном месте, около окна. На стене зеркало 55×75 см, перед ним — стол для индивидуальной работы. В закрытом контейнере хранятся инструменты для постановки звуков, для массажа языка. На полке — материалы для обработки — вата, спирт, салфетки. Здесь же имеются фотографии с фрагментами артикуляционных упражнений. Для массажа имеется кушетка.

        Учебный центр:  магнитная доска; ученические  одноместные столы и стулья; магнитная настенная азбука.

         Сенсомоторный центр: находится на нижних полках шкафа. Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания, различения неречевых звуков, лексико-грамматического строя речи (мозаики, шнуровки, звучащие игрушки, пазлы, кубики, пирамидки, настольные игры и т.д.).

        Центр хранения дидактических пособий и документации находится в шкафу возле стола логопеда, на верхних закрытых полках. Материал систематизирован по разделам: «Звукопроизношение», «Коррекция фонематического восприятия», «Коррекция лексико — грамматического  строя речи, связной речи», «Обучение грамоте». Материал по лексическим темам хранится в папках. На отдельной полке расположена учебно-методическая литература.

         Рабочее место учителя: стол, стул, ноутбук.  Компьютер с обучающими программами, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями расположен в отдельной зоне.

        У большинства детей, состоящих на логопедическом учете в нашей школе, имеющих диагноз «недоразвитие речи», наряду с общей соматической ослабленностью наблюдается  отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, неуверенность в выполнении движений, снижение скорости и ловкости выполнения физических нагрузок).

         Огромное  значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка  известно давно. Исследования ученых свидетельствуют, что «... чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь » ( В. М. Бехтерев, Г. А. Волкова, М. М. Кольцова). Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к  двигательной зоне, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. При повышении тонуса речевой зоны возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Коррекционная работа строится с учетом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивает интеграцию речевого и физического развития ученика. Деятельность учителя — логопеда, преподавателя  ЛФК, учителя физкультуры будет эффективна только в тесном взаимодействии. Хочу остановиться на таком виде работы, как «двигательно — речевые миниатюры». Это ритмические упражнения, которые помогают преодолеть недостатки и в области совершенствования движений, и в речевой области. В миниатюрах слово представлено в виде простых, доступных для понимания стихов. Их тематика широка и разнообразна, приближена к реальной жизни, способствует расширению кругозора, а значит и дальнейшей социализации детей. Благодаря разнообразию заданий и двигательной активности укрепляются мышцы детей, становится шире амплитуда движений. Частично исчезает зажатость плечевых и локтевых суставов, раскрепощаются кисти и пальцы. Все это способствует развитию тонкой моторики, подготовке руки к письму, а также речи детей. Так как ритмика стиха тесным образом связана с ритмичностью движений, не приходится специально разучивать стихотворный материал, он запоминается непроизвольно, одновременно с движениями. Двигательно — речевые миниатюры советую использовать учителям начальных классов, учителям труда, СБО, учителям физкультуры и ЛФК, воспитателям.

        Основной целью логопедической службы считаю оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи; социализации и адаптации и сохранению (коррекции) эмоционально-психологического здоровья. Отставание ребенка в речевом развитии, проявляющееся в неточности понимания многих слов, бедности словарного запаса, дефектах звукопроизношения; нарушении грамматического строя речи не позволяют полноценно справляться с программой коррекционной школы. В дальнейшем к этим недостаткам присоединяются нарушения письма и чтения. Специфические ошибки не удастся преодолеть без помощи учителя-логопеда. А ведь трудности в формировании, например, пространственно-временных представлений, усложнят усвоение программ по чтению, письму, ручному труду, физкультуре, рисованию. Эти проблемы проявятся при изучении геометрического материала и, как следствие, в ходе профессионально-трудового  обучения, географии, истории. Из-за нарушения чтения возникают трудности решения текстовых задач по математике. В геометрии наблюдается вербализм в усвоении понятий «площадь», «объем», «диагональ» и др. Недифференцированное восприятие ребенком схемы тела ведет к трудностям, как в бытовой пространственной ориентации, так и в ориентировке по сторонам света. Своевременная и грамотная помощь логопеда, индивидуальный подход к каждому ребенку, создание положительного психологического настроя у детей на занятиях — условия успешной коррекционной работы. Во время обследования ребенка, проводимого совместно с педагогом — психологом и учителем — дефектологом, помимо традиционного обследования речевого развития, включаем ряд гностико — практических функций. Это позволяет определить степень сформированности пространственной ориентации, наметить направления коррекционной работы. Учащиеся тренируются в определении степени последовательности предметов или их изображений (ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т. п.), а также графических знаков. Вычленяют одно из звеньев в цепи однородных предметов, изображений. Продолжением развития пространственной ориентации становится изучение темы «Предлоги». У учащихся коррекционной школы VIII вида наблюдается слабая ориентировка во времени.  В ход логопедических занятий  включаются специальные упражнения по ориентировке во времени. Уточняются понятия об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; определяется временная последовательность каких — либо действий и событий, определяется причина и следствие.

       В своей коррекционной работе мы, специалисты школы, применяем разнообразные      инновационные здоровьесберегающие технологии. Это помогает сделать занятия интересными и необычными. В коррекционно -  логопедической работе в нашей школе используются разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы психогимнастики, мимические упражнения, массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук. Внедряются здоровьесберегающие технологии — игро-, музыко -, фито- и аромотерапия (только с разрешения родителей и под контролем медсестры).

       Эффективно использование фитотерапии, аромотерапии в артикуляционной гимнастике. Для коррекции обоняния использую оригинальную находку, подсмотренную в игре моей дочери: различение предметов с закрытыми глазам, ориентируясь на тактильные и обонятельные ощущения. Задание заключалось в следующем: различить кофейное зерно и боб фасоли (одинаковые размер, вес, форма, но разный запах).

       Для формирования ощущения кончика, спинки, корня и боковых краев языка использую тактильную стимуляцию (стерильными разовыми шпателями), опираюсь на вкусовые ощущения, капаю  на кончик языка варенье, сок, мед. Для укрепления слабого кончика языка перекатываем языком у альвеол круглую конфету. В качестве средства в борьбе со слюнотечением рекомендую капнуть из пипетки на высунутый язык ребенка каплю фиточая, а затем предложить проглотить отвар.

      Массаж мышц артикуляционного аппарата провожу с помощью специальных логопедических зондов Е. В. Новиковой. Постоянно использую  постановочные зонды (традиционный набор) на индивидуальных занятиях. Не секрет, что это проблема в практике логопедов коррекционных школ. Дети ассоциируют нас с врачами, боятся. Растет чувство тревожности, которое усугубляет общее эмоционально-психологическое состояние школьника. Здесь приходит на помощь педагог-психолог. Его занятия предшествуют логопедическим. На логопедических занятиях дети выполняют изотонические упражнения (упражнения с сопротивлением, с противодействием. Они активизируют тонус мышц, если мышцы гипотоничны, то укрепляют их. Эти упражнения выполняются только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний!). Оборудование: шпатель с надетой на него соской и чистая марлевая салфетка. Комплекс включает упражнения для губ, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Используются в работе различные методы и способы снятия эмоционального напряжения и тревожности. Хорошо себя зарекомендовали пузырьковая колонна, кресло для релаксации,      Систематически провожу с детьми в игровой форме самомассаж лица, что позволяет в определенной степени преодолевать амимию у детей с нарушением интеллекта, корригировать эмоции и их проявления.

      Для выполнения массажа для кистей рук использую нестандартное оборудование: пластмассовые яйца из «Киндер — сюрприза», махровые перчатки, щетки разной жесткости, природный материал (шишки, каштаны, желуди), «сухой бассейн», наполненный не традиционными крупами, фасолью, горохом, а различными по форме и размеру предметами, которые используются в декоративно-прикладном творчестве; массажные мячи с шипами.

     В своей работе мы,  дефектологи, как никто другой, должны учитывать здоровьесбережение учащихся. В нашей школе поставлена задача логопедизации всех режимных моментов, так в последнее время увеличилось количество детей с тяжелыми речевыми дефектами. Мною разработаны рекомендации для учителей начальных классов, учителей старших классов, воспитателей.

      Основные здоровьесберегающие технологии, которые применяю в работе с детьми:

  1. Кинезиологические  упражнения А. Л. Сиротюк («Колечко», «Кулак — ребро — кулак», «Ухо — нос»). Кинезиология — наука о развитии умственных способностей посредством двигательных упражнений. Создаются новые нейронные сети, улучшается межполушарное взаимодействие. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить границы возможностей его мозга.
  2. Сенсо — моторные тренажеры (по В. Ф. Базарному), позволяющие сочетать движения головы, глаз, туловища. Для этого использую различные вертушки с заданиями. Они устанавливаются в любой точке кабинета. Внедряю режим непроизвольного зрительно — моторного скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается целостное восприятие, корригируется пространственная ориентация.
  3. Биоэнергопластика — содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков. Создает условия реабилитации детей с органическим поражением ЦНС, тяжелыми речевыми нарушениями . Использую «Театр пальчиков», куклы — перчатки.
  4. Применяю в работе элементы методики логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой, что позволяет корригировать темп и ритм речи заикающихся, развивает словарный запас, автоматизирует звукопроизношение. «Рассказывание » стихов с помощью рук вызывает у детей интерес, повышает эмоциональный тонус.
  5. Работаю с алфавитом телодвижений (по С. И. Веснецову). Дети на слух или зрительно воспринимают ту или иную букву и, используя мышечные движения, изображают ее. Соединяются представления о букве с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются, легче  воспроизводятся. Например: «Боксер» - сжать пальцы в кулак и кулаком вырисовывать букву за буквой. «Голубь» - скрестить кисти рук, взмахами ладоней нарисовать букву. «Пропляши букву» - по снегу, по полу.
  6. В рамках психолого-педагогического направления с целью коррекции психологического здоровья детей с ОВЗ использую различные приемы работы с эмоциями, ролевым поведением детей. Обучаю способам мышечного расслабления, что позволяет снижать агрессивность детей и тревожность.

         На каждом логопедическом занятии ставлю перед собой задачу коррекции мелкой моторики пальцев рук. Это необходимо для подготовки руки к письму. Перед началом занятия практикую расслабляющий массаж. Работу по развитию мелкой моторики провожу в виде игр и упражнений:

  • игры с крупой — опознавание предметов в крупе, поиск фигур в мелкой и крупной крупе;
  • игры с пуговицами;
  • работа с семенами и пластилином;
  • перекатывание «ежика» (щетки для волос);
  • игры со спичками, счетными палочками;
  • игры с бельевыми прищепками;
  • комкание листа бумаги или салфетки;
  • игры со шнуровками.

     Стараюсь превратить, по мере возможности, обучение в игру. Использую пальчиковый театр, куклы — перчатки. «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры».

   Для успешной логопедической работы важен целый ряд факторов. Это определенный уровень сформированности основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), познавательных интересов и  активности ребенка, общая, тонкая и артикуляционная моторика. К среде, несущей определенные коррекционные и развивающие возможности, можно отнести оборудование сенсорной комнаты. В нашей школе оно находится в кабинете педагога — психолога, с которым я работаю в тесном контакте. В начале логопедической работы многие ученики с нарушением интеллекта испытывают трудности в работе перед зеркалом, стесняются открыть рот, не понимают инструкцию. Большинство из них слабо ориентированы в схеме собственного тела. Научить детей расслабляться можно перед «Волшебным зеркалом». Активная работа мышц тела и лица, мимические проявления чувств обеспечивают разрядку эмоций детей, помогают им расслабиться.

Большая вариативность мышечного тонуса, двигательные расстройства у детей с ОВЗ требуют специальных упражнений с использованием «сухого бассейна».Такие упражнения расслабляют детей, снимают напряжение с мышц плечевого пояса и шеи, а при нагрузке на артикуляционный аппарат у них реже наблюдаются синкинезии и гиперкинезы. Разноцветные секторы «Сенсорной тропы» дают, закрепляют представления об основных цветах, развивают пространственные ориентировки.

          Использование полифункционального оборудования позволяет   подбирать специальные упражнения с учетом индивидуальных особенностей детей. Является дополнительным инструментом, значительно повышающим эффективность мероприятий коррекционной деятельности логопеда.

     

 Литература:

  1. Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
  2. О. А. Ишимова , О. А. Бондарчук «Логопедическая работа в школе».
  3. Тверская О. Н. , Костицына Н. П. «Планирование логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью».
  4. Черепанова И. Е. «Логопедическая служба как условие социальной адаптации и эмоционально — психологического здоровья учащихся».
  5. Добророднова О. В., Константинова С. А. Медведева Е. А. «Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников».
  6. Хворова Н. А. «Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей с нарушением зрения к письму».
  7. Гордеева И. В. «Полифункциональная среда сенсорной комнаты в практике логопедической работы».
  8. Мецлер Т. В. «Коррекционно — развивающая среда логопедического кабинета».
  9. Посягина Н. И. , Меркурьева О. Б. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия».
  10. Шевцова Т. И., Хоменко Н. А. «Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи».
  11. Шевченко И. Н. «Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников».
  12. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. «Исправляем произношение», Санкт — Петербург, 2007 г.
  13. Садовниква И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», М., 1997 г.
  14. Лифиц Е. А., Лифиц И. В. «Развитие речи, движения и мелкой моторики»,М., «Айрис пресс», 2010 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы ГПДв коррекционной школе VIII вида

Данный материал хочу предложить воспитателям группы продленного дня, работающих с детьми о ограниченными возможностями здоровья. В конце учебного года каждому из нас необходимо проанализировать с...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Педагогический коллектив школы в новом  учебном году обозначил в образовательно - воспитательной работе с обучающимися несколько направлений деятельности: позновательная, профориентационная,...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"

Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки.  Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

В данной презентации раскрыты особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

«Организация учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида»

В статье говорится об учебно-воспитательной работе в школе VIII вида, о коррекционной работе с данной категорией детей....

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....