Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.
учебно-методический материал по теме

 

 Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка.
         У детей с ОВЗ в структуре дефекта наблюдается несформированность базовых психических функций (дети с интеллектуальной недостаточностью) и недостаточное развитие базовых психических функций (дети с ЗПР) в связи с этим необходима организация специальной коррекционной работы.
Необходимо при знакомстве с текстом произведения подбирать задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному развитию разных сторон психической деятельности ребенка. Рекомендации также представляют содержание и организацию непосредсвенно образовательной деятельности при ознакомлении с художественной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

         Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка.

         У детей с ОВЗ в структуре дефекта наблюдается несформированность базовых психических функций (дети с интеллектуальной недостаточностью) и недостаточное развитие базовых психических функций (дети с ЗПР) в связи с этим необходима организация специальной коррекционной работы.

         Необходимо при знакомстве с текстом произведения подбирать задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному развитию разных сторон психической деятельности ребенка.

         Для развития речи – словарного запаса, грамматического строя – использовать задания, направленные на:

- освоение значения авторской лексики;

-образование новых форм слов (с уменьшительно-ласкательным суффиксом, единственного и множественного числа);

-подбор синонимов, антонимов, средств художественной выразительности;

работа над связной речью:

-составление предложений с заданным словом;

-составление коллективного пересказа (каждый ребенок рассказывает об определенном эпизоде с использованием наглядности, а затем без нее);

-составление индивидуального пересказа по серии картинок, расставленных в нужной последовательности взрослым;

-самостоятельное определение последовательности картинок и составление пересказа  по 2 – 5 и более картинкам.

         Для развития мышления и внимания использовать задания, направленные на:

-анализ имеющихся рисунков, образцов, схем, предметов;

-находить черты сходства и различия;

-выполнять задания по аналогии;

-выполнять определенные закономерности;

-классифицировать,  группировать, обобщать,

-экспериментальная деятельность;

-обведение понравившихся персонажей указательным пальцем ведущей руки по контуру.

         Для развития творческого воображения использовать задания, направленные на :

-по придумыванию версий для нетрадиционного использования различных предметов;

-выкладывание из палочек  геометрических фигур и различных предметов, а затем  придумывание на что это похоже;

- дорисовывание до предмета из геометрической фигуры;

-словесные упражнения «Если бы я был (солнцем, облаком, цветным карандашом и т.д.);

-придумывание загадок, сказок с новым сюжетом.

         Для развития зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений:

-узнавание контурных изображений;

-узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга и недорисованных контурных изображений;

-узнавание изображения предмета по его части;

-выбор недостающего фрагмента изображения;

-складывание разрезных картинок;

-игры с лабиринтами;

-нахождение одинаковых изображений предметов;

-игры типа «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй…», «Что не назвали?», «Круговые жмурки», «Верно покажи», «Я скажу, а ты положи».

         Для укрепления мелких мышц руки:

-упражнения для кистей и пальцев рук;

-обведение трафаретов по контуру;

-проведение линий различной конфигурации (горизонтальных, вертикальных, волнистых, наклонных, пунктирных, петлеобразных) в ограниченном и не ограниченном пространстве, с изменением направления и без;

-штриховка в различных направлениях;

-конструирование из спичек, палочек, веревочек, крупы.

Содержание литературного уголка в детском саду.

         Младший дошкольный возраст (или дети с умственной отсталостью, группа ранней диагностики): познакомить с уголком книги, его устройством и назначением, приучать рассматривать книги и картинки только в определенном месте, познакомить с правилами обращения с книгой (брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр, класть книгу на место после просмотра).

         

         В средней группе (или группа с задержкой психического развития 5 - 6 лет) основные умения самостоятельно и аккуратно обращаться с книгой необходимо закрепить, чтобы выработать привычку. В данной группе необходимо научить способам ухода за книгами (подклеивание книг: сначала наблюдение за починкой книг, а затем участие в ней).

         В книжной витрине для младших детей необходимо выставлять 4-5 книг (воспитателю иметь в запасе дополнительные экземпляры этих же книг), так как маленькие дети склонны к подражанию. Выставленные книги должны быть знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг выставляются картинки для рассматривания на близкие темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.) Особое предпочтение отдавать книжкам-картинкам: «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.Васнецова; «Детки в клетке» С.Маршака с рисунками Е.Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л.Толстого с рисунками А.Пахомова; «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рисунками В.Лебедева и др. Данные произведения помогают наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот, иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту.

         На первых порах воспитатель учит рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, затем воспитатель обращает внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)

         Начиная со средней группы можно выставлять детские журналы с целью ознакомления детей с периодикой, а также азбуки (поэтические, прозаические, художественные).

         В старших группах (или группа с задержкой психического развития 6 – 7  лет) каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию, поэтому необходимо помещать одновременно 10-12 книг: это могут быть 2-3 сказочных произведения; книги со стихами и рассказами о Родине, сегодняшней жизни; 2-3 книги о жизни природы, животных, растениях; произведения с которыми в данное время знакомят на занятиях; юмористические книги со смешными картинками; книги, которые дети приносят из дома; «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного времени. Кроме книг необходимо помещать разнообразные альбомы для рассматривания: специально созданные художниками альбомы на определенные темы и составленные воспитателем совместно с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя.

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

         В старших группах необходимо организовывать тематические выставки, целью которых является необходимость углубить литературные интересы детей, сделать для детей особо значимой, актуальной ту или иную литературную тему.

         Что необходимо учитывать при организации выставки:

  • тема выставки должна быть важной и актуальной для детей, она может быть посвящена творчеству отдельных писателей, художников-иллюстраторов; предстоящему празднику или событию; отдельному жанру (сказкам, юмористическим рассказам, энциклопедиям); произведениям с одинаковым названием, но разных авторов; выставка произведений, которые положены в основу мультфильмов; выставка детских журналов; выставки произведений о труде, природе; выставка конкретного произведения, которое проиллюстрировано детьми; выставка книг, принесенных детьми из дома и т.д.;
  • книги должны быть тщательно отобраны  с точки зрения художественного оформления;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени: 3-4 дня.

Литература

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… - М.: Линка-Пресс, 2003.

Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя. – М.: Чистые пруды, 2005.

Леонова Л.А. Как выбрать книгу для дошкольника. – Вентана-Граф, 2004.

Волкова И.Н., Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем. Рабочая тетрадь 1, 2 для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2005.

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3, 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006.

О.А. Новиковская Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет, 2007.


Содержание работы по ознакомлению с художественной литературой

детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Организация непосредственно образовательной деятельности  по ознакомлению с художественной литературой.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви  к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст.

Содержание литературного образования и воспитания дошкольника

Учебный материал 

Формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы.

 детская художественная литература

Воссоздающее воображение: вообразить словесные картины, нарисованные писателем (действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения) – зависит глубина осмысления текста

Познавательная деятельность:

Осознать смысл произведения (понять действия героев, их поступки, переживания, уяснить причины событий.

Эмоциональная восприимчивость литературного произведения: ребенок активно внутренне содействует героям, переживает происходящие события.

Планирование задач занятия:

  • Обучающая задача – довести до сознания детей художественную значимость литературного произведения, замысел автора.
  • Развивающая задача – развитие и коррекция познавательных процессов, речи,  эмоционально-волевой сферы детей.
  • Воспитательная задача – воспитание положительного отношения к книгам, событиям и явлениям окружающей жизни, описанным в литературе.

Структура занятий по литературным произведениям

Первая часть занятия:

  • Познакомить детей с произведением, обеспечить полноценное первоначальное восприятие текста (перед чтением провести небольшую беседу, мобилизующую жизненный опыт детей).

Вторая часть занятия:

  • Беседа о прочитанном произведении.

Категории вопросов, задаваемых после чтения:

  • вопросы, выявляющие эмоциональное отношение детей к явлениям, героям;
  • вопросы, выявляющие основной замысел произведения, его проблему;
  • вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей;
  • вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности;
  • вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
  • вопросы, побуждающие к элементарным обобщениям и выводам.

Третья часть занятия:

  • Повторное чтение произведения или понравившихся детям эпизодов с установкой на запоминание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Принципы организации коррекционно-развивающей работы

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20  План прове...

тематический план работы по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 год обучения

занятия по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 года обучения для детей с ОВЗ...

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...