Занятие в темной сенсорной комнате для детей средней группы с ограниченными возможностями "Путешествие воздушных шариков"
методическая разработка по теме

Шнычкина Ирина Вячеславовна

Данная разработка будет интересна психологам, педагогам-психологам и всем педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и умственно-отсталыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdushnye_shariki.odt14.19 КБ

Предварительный просмотр:


         Методическая  разработка  занятия

            в  темной  сенсорной  комнате

для  детей  средней  группы с ограниченными

возможностями

          «Путешествие  воздушных  шариков»

                       подготовила  педагог-психолог

                     Шнычкина  Ирина  Вячеславовна

2013 г.

                        СЕНСОРНАЯ  ТЕРАПИЯ

                   -КАК  МЕТОД  ТВОРЧЕСКОЙ

      РЕАБИЛИТАЦИИ  ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ

                               ВОЗМОЖНОСТЯМИ

       В  нашей  жизни  часто  встречаются  стрессовые  ситуации, умственное  и  физическое  переутомление.Все  это  приводит  к  нервному  напряжению. Снять  нервное  и  мышечное  напряжение без  медикаментов  и   стимуляторов  помогает  сенсорная  комната.

       Сенсорная  комната — это  высококачественное  оборудование,  направленное  на  релаксацию и  активизацию  психической  деятельности  человека.С  помощью  оборудования,  которое  воздействует  на  зрение, слух, обоняние, осязание  и  вестибулярные  рецепторы. Создается  искусственная  окружающая  среда,  позволяющая  почувствовать  себя  в  комфортной, спокойной  обстановке.

       Находясь  в  сенсорной  комнате  через 15 — 20  минут,  наступает  состояние  релаксации — состояние  нервного  и  мышечного  расслабления.

       Сочетание  разных  стимулов (музыки,цвета, запаха,  тактильных  ощущений)  оказывает  различное  воздействие  на  психическое  и  эмоциональное  состояние  человека — как  успокаивающее,  расслабляющее,  так  и  тонизирующее,  стимулирующее,  восстанавливающее.Поэтому  сенсорные  комнаты  не  только  способствуют  состоянию  релаксации,  но  и  позволяет  активизировать  различные  функции  центральной  нервной  системы:

  • стимулирует  все  сенсорные  функции (зрение,  осязание,  слух, обоняние);
  • создает  положительный  эмоциональный  фон  к  проведению других  лечебных  процедур;
  • возбуждает  интерес  к  исследовательской  деятельности;
  • корректирует  нарушение  высшие  корковые  функции;
  • развитие  двигательных  функций.

            Сеансы  в  сенсорной  комнате  можно  рассматривать  как:

                          .     самостоятельную  реабилитационную                                               
                                процедуру;

                          .     способ  подготовки  к  другим  медико-  психологическим    

                                 мероприятиям;

                          .       средство  оптимизации  реабилитационного  процесса.  

             В  результате  работы  в  сенсорной  комнате  наблюдаются:

                *снижение  агрессивного  и  беспокойного  поведения;

                *улучшение  эмоционального  состояния;

                *снятие  стресса,  снижение  тревожности;

                *развитие  спонтанности;

                *повышение  порога  сенсорной  чувствительности.

     

                                                  Занятие

                       Тема:» Путешествие  воздушных  шариков»

       Возраст  детей:  от 8-9 лет  до 10-12  лет;

       Продолжительность  занятия: 20-30 минут.

       Задачи:

  • развитие  эмоционально — чувственного  отношения  к  окружающему миру;
  • развитие  познавательной  сферы;
  • формирование  навыков  оздоровительного  дыхания;
  • воспитание  гуманного  отношения  к  окружающим.

     Этап  занятия-  Подготовительный  (5  минут)

        Ход  занятия:

                                1.»Какие  мы  разные!» Дети  сидят  по  кругу.

        Педагог-психолог: «Расскажите  о  себе,  какие  вы: какие  у  вас  волосы,  глаза;  какая  у  вас  одежда;  какое  у  вас  настроение». Дети  по  очереди  рассказывают  о  себе. Педагог:»Посмотрите  ребята,  у  каждого  из  вас  свои  особенности,  свое  настроение,  свой  характер».

       Этап  занятия-  Основной ( 15-20 минут)

                                    «Воздушные  шары».На  стене  развешаны  листы  бумаги  с  изображением  разных  по  форме  воздушных  шаров.Педагог-психолог:  «К  нам  сегодня  прилетели  в  гости  воздушные  шары!Посмотрите,  они  тоже,  как  и  вы  не  похожи  друг  на  друга.Но  что-то  они  мне  говорят,  о  чем- то  просят!»

                                 3   «Домики  для  шаров». На  полу  разложены  модули: круглой  формы,  красного  цвета;  квадратной  формы  синего  цвета;  треугольной  формы,  желтого  и  зеленого  цвета;  прямоугольной  формы,  зеленого,  и  синего  цвета.Педагог-психолог:»Ребята,  воздушные  шары  потеряли  свои  домики  и  просят  вас  им  помоч. Поможете  им? Тогда  будьте  внимательными! Этот  шарик  помнит,  что  живет  в  домике  красного  цвета.  Найдите  ему  домик!

 Этот  шар  помнит,  что  он  живет  в  домике  треугольной  формы,  но  не  зеленого  цвета.Найдите  ему  домик! А  этот  шарик  жил  в  маленьком  домике  зеленого  цвета,  но  не  треугольной  формы. Найдите  ему  домик!

      Спасибо  вам,  ребята!»

                                 4   «Ветер  и  шары». Ведущий — ветер (он  догоняет), а  остальные — шары (они  убегают).Педагог-психолог:»В  нашей  волшебной  комнате  происходят  разные  превращения,  давайте  сегодня  мы  превратимся  в  воздушные  шары! (У  каждого  ребенка  он  спрашивает,  в  какой  шар  он  превратлся.) А  теперь  поиграем!

        Выберем,  кто  будет  ветром,  а  остальные — воздушными  шарами. Шары, готовы? Когда  будет  звучать  музыка,  все  воздушные  шарики  будут  гулять  около  ветра,  а  он  будет  спать. Как  только  музыка  перестанет  звучать,  ветер  проснется  и  будет  догонять  их. Кого  поймает,  тот  станет  ветром. Шарики  могут  спрятаться  только  в  своем  домике,  там  ветер  их  не  достанет». (Игра  повторяется  2-3  раза)

                                  5   Дыхание. Педагог- психолог:»Шарики  устали  и  стали  меньше.  Давайте  надуем  их . Но  будем  надувать  осторожно,  чтобы  они  не  лопнули!»

                                  Дыхание  по  схеме:

                                  2+2 (2); 2+2 (2); 2+4 (2);

                                  2+4 (2); 4+4 (4); 4+4 (4).

  1. Релаксация. Педагог — психолог:»Какие  шарики молодцы!  Но  что  это  так  шумит?! А,  это  же  добрый  ветер! Он  приглашает вас  в  гости  к  волшебной  тучке. В  нашей  комнате  становится  темно ( общий  свет  выключается). Вы  видите  звездное  небо  ( панно  звездное небо). Волшебные  ворота  открываются  и  мы  с  вами  поочереди  забираемся на  тучку».Пуфик «Лежебока»  на  котором  расположены  фиброоптические волокна  с  боковой  подсветкой — дождинки. Дети  распологаются  на  пуфе  так,  чтобы  не  мешать  друг  другу.

                         

     Педагог-психолог:»Займите  удобное  положение  и  расслабьте  мышцы.Представте,  что  вы  летите  на  тучке,  а  добрые  дождинки  ласкают  ваши  руки  и  ноги. Закройте  глаза  и  представьте,  что  вы  воздушные  шарики  и  что  вы  летите  вместе  с  тучкой».

     Звучит  релаксационная  музыка.

     Включается  проектор «Жар- птица».

    Педагог-психолог:»Дождик  закончился,  и  к  вам  в  комнату  пришло  волшебное  солнышко! Посмотрите  на  него  и  понаблюдайте  за  приятным  вам  цветом. А  теперь  подойдите  и  поймайте  его!»

        Заключительный  этап ( 2 минуты)

           Педагог-психолог:»Какие  вы  молодцы! Вы  были  замечательными  шариками! А  теперь  превращаемся  обратно  в  ребят». Прощание  «Цветком»: «Мы  играли,  не  устали!  Отдыхали, но  не  спали! А  теперь  пришла  пора  всем  сказать «Пока!, пока!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты

В данном материале  представлен опыт использования интерактивного оборудования и среды темной сенсорной комнаты в работе с членами замещающих семей. ПРедставленный материал может быть использован...

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...

Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Конспект и анализ психологического занятия с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с ОВЗ «Наш клад»

Психологическое занятие с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для учащихся с ОВЗ...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...