Конспект и анализ психологического занятия с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с ОВЗ «Наш клад»
план-конспект урока по психологии (5 класс)

Психологическое занятие с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа»

Конспект и анализ психологического занятия с элементами тренинга

 с использованием ресурсов сенсорной комнаты

для детей с ОВЗ

«Наш клад»

Пояснительная записка

     С каждым годом всё больше обучающихся имеют ОВЗ. В нашей школе в классах-комплектах обучаются дети с умственной отсталостью. Для данной категории учеников необходимо создавать специальные условия психологического сопровождения. По программе «Доступная среда» в школе была оснащена сенсорная комната. В 2016 году, с целью систематизации занятий в сенсорной комнате мной было написано и зарегистрировано на МЭС методическое пособие «Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях».2016г.

Занятия по данному пособию помогают ненавязчиво включить детей с ОВЗ в развивающую среду, способствуют укреплению физического и психического здоровья, пробуждают интерес к занятиям с психологом.

Детям с умственной отсталостью легкой степени присущ ряд особенностей развития эмоционально-личностной сферы:

   -недостаточная дифференцированность чувств;         

-чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся.  У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;

-неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам;  

- часто наблюдаются проявления агрессивности;

-самооценка детей данной категории отличается рядом особенностей. Чаще всего она неадекватна, в сторону  завышения,  и  полностью зависит   от внешних  оценок.  У умственно отсталых детей не сформированы правильные   представления о своих личных и  физических  качествах,  возможностях  и способностях.  Они  не  способны  критично  оценить  свои  действия  и  поступки,  соотнести  их  со  знаниями  морали. 

-часто проявляется ленность и отсутствие волевой саморегуляции, но на изготовление продукта творчества в разных формах работы они мотивированы больше, нежели на умственную и письменную работу.

Ежегодно в класс-комплект (5-7кл) приходят новые ученики, что создает ситуацию постоянной адаптации к новым одноклассникам и условиям обучения. Для ребят с умственной отсталостью характерны такие проявления, как обзывание, физическая и словесная агрессия, зависть, ревность, жадность.

Все это требует коррекции и формирования новых позитивных отношений в коллективе.

Таким образом, тема и цель занятия являются актуальными и востребованными.

                ФИО педагога-психолога

Леонтьева Елена Николаевна

Место работы (наименование образовательного учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа»

Возрастная группа

5-6кл.

Образовательная область

Программа

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) в период адаптации

Методическое пособие Леонтьевой Е.Н. «Использование ресурсов сенсорной комнаты»

Тема занятия

«Наш клад»

Форма занятия

Время

Психологическое занятие с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты

35-40мин

Предварительная работа с обучающимися

Диагностическое обследование:

Проективная методика «Наш класс»

Социометрия

Тест ЦТО

Рисунок «Я и моя школа»

Дидактическое обеспечение занятия, ИКТ

Сенсорная среда: Панно «Ёж», фибероптическая панель «Гроза», кубики с буквами, кубик «настроение», юнгианская песочница, Цветовой песочный стол, прозрачный мольберт, тактильная дорожка, релаксационный модуль «Ромашка»,  ТИР, лампа «Костёр», цветные палочки,  проектор с жидким колесом, проектор, отрывок мультфильма «Клад», видео «Релакс».

Структура занятия

1.Эмоциональный настрой

2.Мотивационный момент, введение в тему

3.Активная часть (развивающие упражнения)

4.Релаксационная часть

5.Инсайт, подведение итога.

6.Рефлексия

Цели и задачи занятия

Цель:  оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи:

1.Создать позитивную эмоционально-раскрепощенную обстановку.

2.Способствовать формированию позитивного самовосприятия и восприятия одноклассников, повышению самооценки и уверенности в себе.

3.Снизить уровень школьной тревожности.

4.Развивать  коммуникативные навыки, навыки работы в команде,  навыки самоконтроля.  

5.Способствовать снижению мышечного и эмоционального напряжения.

Методы и приемы

1.Здоровьесберегающие технологии: релаксация, музыкатерапия, цветотерапия.

2.Гуманно-личностная технология: работа со словом, ресурсные упражнения, рефлексия.

3.Информационно-коммуникативная технология.

Использованная литература

  1. 1. Битянова М.  Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено . Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.

2.Методическое пособие «Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях», Леонтьева Е.Н.: г. Ангарск, 2016.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.

Содержание занятия

Этапы работы

Задачи

Содержание этапа

Время

1.Эмоциональный настрой

1.Способствовать созданию атмосферы вовлеченности, эмоционального комфорта, раскрепощения.

Доброе утро, ребята.

Сегодня вы впервые в этой волшебной комнате. Осмотритесь (следить, чтобы не разошлись по комнате) .

А теперь предлагаю вам подойти к нашему Ёжику, который всегда рад гостям, и  выбрать картинку, похожую на ваше настроение.  (Панно «Ёж») Прикрепите её на Ежа.

1минута

2.Мотивационный момент, введение в тему

1.Настроить на тему занятия, стимулировать интерес.

2.Мотивировать на выполнение заданий.

3.Расширить ассоциативный чувственный словарь.

Отрывок из мультфильма «Клад».

Сегодня мы отправимся на поиски клада. Но найти его смогут только смелые, внимательные, добрые ребята. Вы такие ? (Да) Тогда в путь!

Но,  для начала,  давайте определим, что возьмем с собой.

На песочном столе написаны слова.

«Успех, терпение, страх, злость, активность, вера»

Оставьте нужные нам слова, а те, что нам не пригодятся – аккуратно  сотрите.

1-2мин

3.Активная часть (развивающие упражнения)

1. Развивать  коммуникативные навыки, навыки работы в команде,  навыки самоконтроля.  

2. Способствовать формированию позитивного самовосприятия и восприятия одноклассников, повышению самооценки и уверенности в себе.

3.Развивать внимание и терпение.

4.Формировать чувство ответственности за общий результат.

5.Способствовать развитию рефлексии.

6.Развивать мелкую моторику руки.

Итак, первое ваше испытание – это болото, которые вы сможете преодолеть  по мостику. (Тактильная дорожка)  Если кто-то упадет, задание придется начать сначала.

(Одна нога связывается) На секторе могут стоять только двое, таким образом,  нужно пройти всю дорожку.

Здорово, еще так ловко никто не справлялся с этим заданием!

Что вы сейчас делали? (помогали друг другу, были осторожными, внимательными)

Вы справились  и получаете первую букву-подсказку. (Д)

Мы прибыли к волшебным пещерам.(Тир)  Каждая пещера принимает только хорошие слова. Ваша задача оставить о себе самые хорошие воспоминания. У каждого три попытки. Вам нужно бросая мячик, говорить другому участнику что-то хорошее. Если вам удастся оставить о себе волшебные воспоминания, вы получите следующую подсказку. (А)

Как вы думаете, что, кроме ласковых слов,  человеку приятно слышать всегда? (Это его имя)

Подумайте, как бы вы хотели,  чтобы к вам обращались одноклассники?

А теперь возьмите  цветные палочки и выложите свое имя вокруг нашего костра.

Мы немного устали, давайте сделаем привал. Разожжем костер.

Упражнение энергизатор «Костер» (Лампа «Костер»).

Послушайте внимательно, какие действия нужно изобразить.

По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра",
по команде
"руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде
"ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде
"искры полетели" - хлопать в ладоши,
по команде
"костер нас объединил" - взяться за плечи и обняться.

Что вы делали сейчас? (отдавали свое душевное тепло)

Молодцы, вот ваша следующая подсказка.(Р)

Ребята, я что - то слышу. По – моему,  приближается гроза. Фибероптическая панель «ГРОЗА» и музыка

Нам нужно срочно нарисовать себе зонтики.

Рисование на прозрачном  мольберте .(фломастеры)

Один из вас будет рисовать, а второй должен повторять все  движения, чтобы получился точно такой же зонтик.

Чему вас научило это упражнение?    ( Быть внимательными к своему партнеру, проявлять терпение, не торопиться) Вы здорово справились.  У вас появляется еще одна подсказка (Б)

3-4мин

2-3мин

2-3мин

1-2мин

3мин

4.Релаксационная часть

1.Способствовать снижению мышечного и эмоционального напряжения.

Ну,  вот теперь нам дождь не страшен. А иногда даже приятно представить себя под нежными капельками дождя.

Я предлагаю лечь под нашу тучку (Мягкие модули)  и расслабиться.(Звучит релаксационная музыка, на экране видео «Цветотерапия»).

«Дождик капает на нас

Мягко он коснется глаз, глазки сразу же уснут и почувствуют уют

Наши руки рисовали, так устали, так устали

Расслабляются они, вверх тихонько их тяни,  расслабляются они

Наши ноги все скакали, так устали, так устали

Расслабляются они, ты носочки вверх тяни, расслабляются они.

Расслабляется спина, очень мягкая она

На животик повернись и как кошечка прогнись

Расслабляется живот, дышит наш спокойно рот

Мы летаем в облаках, их качаем на руках

Мы дотянемся до туч и достанем солнца луч

Дождик трогает лицо, улыбается оно

Дождик трогает глаза, просыпаться им пора.»

2-3мин

5.Инсайт, подведение итога

1.Создать ситуацию для инсайта и успеха.

2.Способствовать повышению уровня самооценки.

3.Развивать тактильные ощущения.

4.Развивать умение анализировать.

5.Развивать мелкую моторику руки.

6.Сформировать чувство единения.

7.Воспитывать уважение друг к другу.

8.Подвести итог занятия.

Ну, что ж, пока мы расслаблялись, забыли про клад.

Смотрите  внимательно  на движущиеся картинки . (Проектор с жидким колесом.) Как только увидите предмет, в котором обычно прячут клад, хлопните в ладоши. За вашу внимательность - очередная подсказка (У)

Какой это предмет? (сундук). А где чаще всего прячут сундук? (зарывают в песке)

Быть может, наш клад тоже зарыт в песке?

Подойдите к песочнице.

Упражнение «Пальцы»

Посмотрите на свои ладошки. Давайте вспомним названия наших пальцев. (повторяем)

Я прошу вас осторожно зарыть руки в песок. Какой он? Теплый или прохладный, мягкий или твердый. Мелкий или крупный, приятный или нет.

Я буду называть вам палец, а вы его высовывать из песка. Будьте внимательны.

1.Мизинец правой руки. (прячем)

2.Большой палец правой и указательный левой.(прячем)

3.Безымянный левой руки и средний палец правой. (прячем)

4.Указательный и мизинец левой руки.(прячем)

Молодцы, вы справились, ваша последняя подсказка (Ж) зарыта в песке, ищите.(сундучок с буквой)

Вы помните, что клад найдут только очень внимательные ребята.

Подведем итог. Вспомним, что мы сегодня делали, что преодолели.

Что же это за клад, при котором люди внимательны друг к другу, помогают, поддерживают, уважают, направляют, слушают, радуются и проводят время вместе?

Возьмите все свои буквы и выложите  из кубиков слово, которое и будет обозначать ваш клад.

Слово – Дружба.

Звучит  «Песня про дружбу»

Давайте встанем в круг и произнесем важные слова.   «Обещаем беречь наш клад».

А с чего начинается дружба? С улыбки и  теплоты.

Повернитесь друг к другу парами, улыбнитесь.

Повторяйте за мной

«У меня в руках тепло (греют руки дыханием)

Я дарю тебе его (прикасаются ладонями к ладоням соседа )

И на сердце тепло (прикладывают ладонь к груди)

Я дарю тебе его (прикладывают ладонь к груди пары)

 И в душе тепло (обхватывают себя руками, трут предплечья)

Я дарю тебе его» (обнимают друг друга)

Но, у меня, за вашу активную работу,  есть для вас еще один клад. (Сундучок)  Выберите наклейку. Вы можете оставить ее себе или  подарить другу.

5-8мин

2мин

6.Рефлексия

1.Равивать рефлексивные навыки.

А теперь,  давайте, с помощью кубика настроения,   определим ваше настроение в конце путешествия.

Спасибо.

До новых встреч!

2мин

Анализ занятия.

        Данное занятие проведено в рамках регионального фестиваля открытых уроков по гуманно-личностной технологии.

       Занятие разработано для специфической категории детей. Это обучающиеся класса-комплекта 5-6,  для детей с умственной отсталостью. Ежегодно в класс поступают новые  ученики. В связи с этим возникает необходимость в психологическом сопровождении процесса адаптации. Обучающиеся с данным диагнозом имеют свои особенности: часто проявляют  вербальную и невербальную агрессию, они эмоционально незрелы, но очень любят, когда их хвалят, в поведении одни слишком развязны, другие чересчур скованы, не любят прикасаться друг к другу, внимание неустойчивое, самоконтроль и волевые качества  снижены.

     Занятие разработано на основе авторского методического пособия «Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в образовательных учреждениях» 2016г, тема является актуальной и востребованной.

Цель:  оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи:

1.Создать позитивную эмоцинально-раскрепощенную обстановку.

2.Способствовать формированию позитивного самовосприятия и восприятия одноклассников, повышению самооценки и уверенности в себе.

3.Снизить уровень школьной тревожности.

4.Развивать  коммуникативные навыки, навыки работы в команде,  навыки самоконтроля.  

5.Способствовать снижению мышечного и эмоционального напряжения.

В соответствии с поставленными задачами было задействовано оборудование активной и релаксационной зоны сенсорной комнаты.

Технологии и методы:

   Структура занятия разработана в соответствии с применяемыми технологиями: здоровьесберегающей и гуманно-личностной.

Здоровьесберегающие технологии используются мной  для разрешения личностных проблем обучающихся, преодоления повышенной эмоциональной нестабильности, развития  навыков эффективного общения и саморегуляции поведения. В данном занятии: это релаксационное упражнение, пальчиковая гимнастика, ходьба по тактильной дорожке, цветотерапия, музыкатерапия, коммуникативные упражнения.

Основные установки в гуманно-личностной технологии: отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности, вера в возможности каждого ученика, поощрение детей, работа со словом через духовность.

На занятии наблюдалась доброжелательная, доверительная атмосфера, ребята были активными и открытыми. Большое значение было уделено работе со словом «дружба», с именем каждого ребенка, постоянно применялась форма устного поощрения, а в конце занятия и практического.

Использование ИКТ в виде показа видео-материала дало возможность формирования целостного восприятия, эмоционального отклика. На данном занятии применяются такие  методы как: цветотерапия, релаксация, упражнения «энергизаторы», ресурсные упражнения, рефлексия. В начале и конце занятия используются традиционные упражнения на создание эмоционального настроя. Что позволяет решить диагностическую задачу, а также способствует раскрепощению группы, созданию легкой психологической атмосферы.

     Упражнение на песочном столе помогает нацелить ребят на плодотворную деятельность, а форма путешествия с преодолением препятствий и загадками  формирует правильную мотивацию и интерес к итогу занятия.

     Важным моментом являются вопросы после каждого упражнения. Они помогают формировать правильное понимание деятельности, а также дают дополнительную подсказку.

    После совместного преодоления трудностей, ребятам предлагается похвалить друг друга. Командное упражнение работает на сплочение коллектива.

    Большой трудностью является то, что дети часто не хотят вставать, сидеть,  ложиться  рядом или браться за руки. Но упражнение возле костра в виде активной разминки, снимает все зажимы.

    Работа в паре - это еще одно испытание, которое ребята  преодолевают не с первой попытки.

    Активная работа над собой предполагает расход эмоциональных ресурсов. Поэтому логично переместиться в зону релаксации. Ученики данного класса очень любят упражнения на мягком модуле. Проектор с жидким колесом на данном этапе является и релаксирующим и активизирующим внимание приемом.

    Когда подсказки практически получены и уже предполагается правильный ответ, хочется поскорее «докопаться» до сути. В этом помогают упражнения в песке. Здесь важно следить, чтобы упражнение не переросло в баловство.

    Итак, ребята готовы сделать вывод! Для подведения итогов и рефлексии использованы «кубики с буквами» и «кубики эмоций». А закрепить результат важно ритуальным упражнением. Мной выбрано доступное  и очень душевное упражнение «Тепло».

Занятие прошло «на одном дыхании». На протяжении работы все были активно включены в процесс, все поставленные задачи были реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Психологическое занятие с элементами тренинга "Мои ресурсы"

Психологическое занятие с элементами тренинга«Мои ресурсы»            Цель: психологическая подготовка учащихся к ОГЭ....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для детей ОВЗ, «Путешествие в страну мирного атома».

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для детей ОВЗ, «Путешествие в страну мирного атома»....