Главные вкладки

    Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»
    методическая разработка по психологии на тему

    Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС. Задачи:          создание благоприятных условий для работы группы;          углубление процесса самопознания. Участники: 12-15 педагогов, психолог. Оборудование: школьный колокольчик, магнитофон, аудиокассета с записью шума моря, маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл разработка25.41 КБ
    Файл презентация81.64 КБ
    Файл раздаточный материал61.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей (слайд)

    «Учитель экспериментатор – это…»

    Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС.
    Задачи:

    • создание благоприятных условий для работы группы;
    • углубление процесса самопознания.

    Участники: 12-15 педагогов, психолог.
    Оборудование: школьный колокольчик, магнитофон, аудиокассета с записью шума моря, маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Вводная часть. Приветствие.
    Упражнение – «Приветствие по кругу» (игрушка)
    Ведущий (предлагает закрыть глаза) Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
    Ознакомление с темой тренинга, его целью (слайд)
    Ведущий. Тема нашего занятия: «Учитель-экспериментатор — это...». Почему я взяла эту тему? Вы все знаете, что мы являемся пилотной площадкой, соответственно, все мы работаем в эксперименте. И я хотела бы, чтобы все вы сегодня подумали лишний раз, провели самоанализ, расслабились.  Цель занятия: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента при введении ФГОС. В ходе занятия мы попробуем проанализировать те качества, которыми мы все безусловно обладаем, и что нам понадобится в дальнейшем. Для работы в группе нам необходимо принять правила.

    Правила группы (слайд)

    • Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.
    • Все активны.
    • Взаимная вежливость.
    • Безоценочность суждений.
    • Искренность.
    • Доверительный стиль общения.


    Ведущий. Для того чтобы начать самоанализ, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение. (карточки)
    Предложения на карточках:
    Я доверяю людям, которые...
    Самая большая радость для меня — это...
    Я люблю, когда...
    Мне радостно, когда...
    Я горжусь тем, что...
    Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...
    Думаю, что самое важное для меня...
    Мне особенно приятно...
    Человек, которому я могу доверять...
    Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
    Мои друзья...
    Самое большое достижение в моей жизни...
    Я ценю в людях...
    Я чувствую себя уверенно, когда...
    Человек считается успешным, если...
    Игра «Атомы»
    Ведущий. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Атомы». Представим себе, что все мы — атомы. Атомы все время хаотично движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. И тогда атомы должны объединиться в молекулы.
    Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга руками).
    сядьте так, как вы сейчас разделились по группам (3):

    Основная часть

    Участники занимают места за столами.
    Задание "Каким должен быть учитель-экспериментатор?" (слайд)
    Ведущий. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор. Выберите три наиболее важных для вашей группы качества и расположите их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты.
    Варианты качеств: коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.

    Честолюбие справедливость
    Смелость дружелюбие
    Бодрость нежность
    Чистоплотность благие намерения
    Ум доброта
    Склонность к рассуждению полезность
    Храбрость честность
    Творчество верность
    Любознательность опрятность
    Энергичность организованность
    Энтузиазм оригинальность
    Настойчивость спокойствие
    Дипломатичность упорство
    Общительность правдолюбие
    Пунктуальность заботливость
    Склонность к риску понимание
    Чувствительность остроумие
    Сила талант
    Умение слушать другого альтруизм

    По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения.
    Решение проблем (карточки0
    Участникам предлагаются три варианта проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе эксперимента. На решение проблемы отводится три минуты, после этого — обсуждение.
    Возможные варианты проблемных ситуаций

    1. Во время проведения эксперимента возникают различные проблемы. Одна из таких проблем на начальном этапе эксперимента — овладение навыками работы на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас возникли затруднения в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации?
    2. В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?
    3. Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников? Обсуждение.

    Советы по снятию эмоционального напряжения (раздаточный)
    Ведущий. Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса.
    Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.
    Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю» (музыка)
    Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.
    Ведущий. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.
    Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.
    Вам пора возвращаться. Вот вы опять на Скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту — какой-нибудь жест — и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.
    Упражнение “Подарок” (игрушка)

    Участники тренинга встают в круг, и психолог предлагает каждому участнику подарить следующему участнику подарок, передавая мячик, но подарок должен быть эмоционально окрашен, например: “Ольга Ивановна я дарю вам доброту, потому, что мы с вами добрые люди, а Ольга Ивановна говорит я согласна или не согласна и дарит следующему участнику подарок в виде эмоции, пожелания…”

    Завершение. Рефлексия (игрушка)
    В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.

    Подведение итогов
    Ведущий. По окончании нашего занятия мы можем утверждать, что учитель-экспериментатор — это… (далее приводятся выводы, к которым пришли группы во время занятия):

    • личность с развитыми качествами (перечислить качества);
    • учитель-экспериментатор способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но интересы школьника;
    • это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха...

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Эффективный тренинг»).
    2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В. и [др.]; под общей ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Практикум по психологии»).
    3. Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.,Генезис, 1997.
    4. Кривцова С.И., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.:Генезис, 1997.
    5. Поляков С.Д. Психопедагогический тренинг-практикум //Материалы Второй Всероссийской недели школьной психологии. 
    6. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб, 1995.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель психологии: Марина Викторовна Биксина практическое занятие с элементами тренинга «Учитель экспериментатор – это...»

    Слайд 2

    Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС. Задачи: создание благоприятных условий для работы группы; углубление процесса самопознания каждого педагога.

    Слайд 3

    Правила группы: Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Все активны. Взаимная вежливость. Безоценочность суждений. Искренность. Доверительный стиль общения .

    Слайд 4

    Качества педагога: коммуникабельность , готовность к диалогу , гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм , уверенность в себе, эмпатийность , толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.

    Слайд 5

    Честолюбие справедливость Смелость дружелюбие Бодрость нежность Чистоплотность благие намерения Ум доброта Склонность к рассуждению полезность Храбрость честность Творчество верность Любознательность опрятность Энергичность организованность Энтузиазм оригинальность Настойчивость спокойствие Дипломатичность упорство Общительность правдолюбие Пунктуальность заботливость Склонность к риску понимание Чувствительность остроумие Сила талант Умение слушать другого альтруизм

    Слайд 6

    ВЫВОДЫ: учитель-экспериментатор — это… личность с развитыми качествами; учитель-экспериментатор способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но интересы школьника; это человек, владеющий навыками саморегуляции : может продуктивно работать и находить время для отдыха...

    Слайд 7

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



    Предварительный просмотр:

    Что делать, чтобы не сгореть на работе?

    1. Соблюдать баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

    1. Ходить в спортзал, заниматься бегом, танцевать или просто гулять (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Главное, чтобы вам нравилось!

    1. По возможности спите столько, сколько хотите. Хотя бы в выходные.

    1. Планируйте очередность, срочность выполнения дел, управляйте своим временем. Устраивайте частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные.

    1. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

    1. Разделяйте ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами и так далее. Умейте иногда говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».Описание: http://www.osoznan.com/images/lofthumbs/emocionalnoe_vigoranie.jpg

    1. Разнообразьте свой досуг. Не сидите у телевизора вечерами.

    Подготовила: педагог-психолог М.В.Биксина 


    Пять способов сохранить себя от «выгорания»

    1. Оглядывайтесь вокруг. Даже в давно знакомых людях так много непонятного, интересного и даже опасного. Что же говорить о незнакомцах?

    1. Не забывайте, что кроме офиса, автомобиля и дачи есть уголки удивительной природы. Попробуйте хоть раз в полгода прикоснуться к ней, пусть и краем. Подольше не бросайте давнюю привычку заглядываться на красивых женщин, это тоже «дикая природа».

    1. Будьте любознательны и любопытны. Не стесняйтесь задавать глупые вопросы – они, как ни странно, молодят.

    1. Совершенствуйтесь в своей профессии – учитесь. Но не бойтесь потратить время на, казалось бы, ненужные, занятия: изучайте историю, рисуйте, фотографируйте, играйте на баяне. Всякая учеба – целебна.

    1. Вспомните о родственниках. Составьте свое генеалогическое древо. Вы всего лишь ветвь на нем, но без вас нет древа.

    Описание: http://www.osoznan.com/images/fbfiles/8.jpg

    Подготовила: педагог-психолог М.В.Биксина 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

    Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

    Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

    Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

    Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

    Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

    Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

            Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

    Психологическое занятие с элементами тренинга "Подготовка к ЕГЭ"

    Разработанное мною психологическое занятие с элементами тренинга позволяет старшеклассникам отработать стратегии поведения в период подготовки к егэ, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля....

    Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

    Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...