«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»
учебно-методический материал по теме

Беркович Анна Олеговна

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧТЕНИЯ УШИНСКОГО».

г. Ярославль

март 2013 г.

Беркович Анна Олеговна

учитель-дефектолог МДОУ детский сад № 209

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»

     Как известно, для развития у детей с ОВЗ устойчивого познавательного интереса к учению, перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е.  материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у умственно-отсталых дошкольников мотивацию к учебному процессу. Все это  способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышают качество обучения. Решению этой задачи содействует использование в коррекционной работе компьютера - как основного элемента информационных технологий.

     Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.

    В этом плане эта новая игрушка, включающая в себя неограниченные возможности для использования, имеет ряд преимуществ:

1.Повышение познавательной мотивации детей (за счет привлекательной формы передачи информации).

2. Возможность самореализации детей  (ребенок подсознательно с помощью игр ищет тот вид деятельности, который доставлял бы ему наибольшее удовольствие. Одни дети предпочитают  игры - пазлы, другие отдают предпочтение играм на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертым нравятся раскраски и т.д.

3. Индивидуализация (при подборе обучающих компьютерных программ мы ведем учёт глубины дефекта,компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития). Кроме того,обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях ребенка,его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.

4. Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей воспитанника, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).  

5. Отсутствие давления  со стороны педагога.  ( Компьютер терпелив. Не ругает за ошибки и ждет, когда ребенок сам их исправит. Компьютер поощряет ребенка за решение проблемной задачи. Кроме того,  ребенок может сам регулировать темп и количество решаемых познавательных задач). В процессе работы за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

6.Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.

7.Дидактическое оснащение образовательного процесса(исключается необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).

     Активное проникновение персонального компьютера в жизнь-дошкольника  с овз  накладывает определенный отпечаток на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния:

1. Занятия детей на компьютере важны не только для интеллектуального развития, но и для формирования хороших моторных навыков. В любых играх, от самых простых до сложных, дети должны уметь управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости.

2. Занимаясь  на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д.

3.  В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети с ОВЗ, в частности дети с  у.о. обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для  ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

4. Компьютерные упражнения  и игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Это  воспитывает волевые качества,  а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

5. Занятия на компьютере  могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире ( избавление от чувства неполноценности, т.к. то, что не получается у ребенка в реальной жизни, легко реализуется в жизни виртуальной. Нередко компьютерные герои  в эмоциональном плане дают ребенку то, что он, к сожалению, не всегда может получить от родителей и педагогов.

    Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы коррекционного обучения является интерактивность, благодаря которой дети с ОВЗ могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.
    Для того чтобы обучение ребенка с помощью компьютерных технологий было успешным, оно должно быть также включено в доступные и интересные ему виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку.

    Следует отметить, что компьютер нужно рассматривать  как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях  (СанПин 2.4.1.2660-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91.)

1. Непосредственная образовательная деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет проводят в отдельном помещении не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю;

2.  Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет- 10 минут,  6-7- лет- 15 минут.

3. Необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

4. Экран монитора должен находиться  на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см.

5. После работы с компьютером проводят гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

    Знакомство детей с компьютером включает в себя следующие задачи:

1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:

2. Познакомить детей с правилами поведения и правилами безопасной работы на компьютере.

3. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:

· познакомить с клавиатурой;

· познакомить с манипулятором "Мышь".

-познакомить с электронными носителями информации

- подготовить к работе (первое самостоятельное включение)

-обучение самостоятельному запуску и завершению программы.

-познакомить с основными возможностями компьютера (компьютерные презентации и обучающие игры)

-знакомство с графическим редактором Point

-формирование навыков работы «мышью», перетаскивание объектов с помощью «мыши».

-формирование навыков пользования клавиатурой.

  Эти задачи мы можем выполнять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях, где используется компьютер.

  Что касается непосредственно нашей деятельности, как учителя - дефектолога, то мы в своей работе применяем такие виды информационных  технологий, как компьютерная презентация.  В частности на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, по конструированию и сенсорному развитию. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении занятий. Например, цикл презентаций по ознакомлению с окружающей средой охватывает большой объем программного материала: времена года, одежда, обувь, виды транспортных средств, овощи, фрукты и т.д. То есть, те темы, которые мы изучаем на занятиях. Занятие строится таким образом: сначала идет демонстрация презентации, где могут быть различные проблемные ситуации, которые детям предлагается решить, затем идет закрепление полученных знаний в дидактической игре.

   На занятиях по ЭМП мы используем готовые компьютерные презентации, где материал дается в игровой форме, сопровождается мультипликацией и музыкой. С их помощью дети очень любят решать элементарные математические задачи, с удовольствием учатся считать, сравнивать, осваивать различные сенсорные эталоны. Во многих презентациях могут быть использованы сказочные персонажи, которые попали в трудную ситуацию. Дети с удовольствием готовы им помочь и для этого решают поставленные задачи.

    Помимо специально созданных программ, учителя – дефектологи могут и самостоятельно набирать необходимые для занятий программы – презентации. Используя программу Power Point, учитель - дефектолог может создать целое занятие или серию занятий по определенной теме.

   Огромным плюсом данного вида новых информационных технологий является то, что презентации, созданные при помощи Power Point, возможно использовать на фронтальных занятиях при помощи воспроизведения на экране через мультимедийный проектор или интерактивную доску,  а  также  на подгрупповых или индивидуальных занятиях с помощью монитора или планшета. При этом легко можно что-то убрать или, при необходимости, добавить какой-либо материал.

   Таким образом, использование информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютер позволяет ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.   Кроме того, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка с ОВЗ, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, освобождает от рутинной ручной работы.  Это большая область для проявления творческих способностей для дефектологов, логопедов, методистов, психологов, воспитателей, всех, кто хочет и умеет работать, может понять детей с ОВЗ, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
                                                                                      

 



Подписи к слайдам:

Психологические аспектыиспользования информационных технологийв образовательной деятельностидетей с ОВЗ.
Автор:БЕРКОВИЧ А.О.Учитель-дефектолог МДОУ детский сад № 209
Основная задача педагога:создание интересного, насыщенного и занимательного занятия.компьютер(информационные технологии).
*
Компьютер для ребенка это-новая игрушкапознавательная мотивация,произвольные память и вниманиепсихологическая готовность к обучению.
*
Преимущества компьютера:Повышение познавательной мотивации.Возможность самореализации.Индивидуализация.Развивающий характер.Отсутствие внешнего давления.Возможность изменения содержания.Дидактическое оснащение.
*
Психологические аспекты влияния компьютера.
Формирование моторных навыков.Развитие знаковой функции сознания.Улучшения памяти и внимания.Формирование произвольного поведения.Адаптация ребенка в окружающем мире.
*
Что нового?ИНТЕРАКТИВНОСТЬ.Управление.Содержание, форма, размер, цвет, расположение в пространстве, освещенность и другие манипуляцииНАГЛЯДНОСТЬ.
*
Санитарно-эпидемиологические требования:
1.Отдельное помещение.2. Одно занятие в течение дня не более трех раз в неделю.3. Продолжительность: 5лет- 10 минут, 6-7 лет-15 минут.4. Рациональная организация рабочего места.5. Экран монитора не ближе 50 см.6. Офтальмотренаж.
*
Знакомство с компьютером.Задачи:Что такое компьютер?Правила поведения и безопасной работы.Формирование начальных навыков работы:что такое?Клавиатура.«Мышь».CD-диск и флеш-карта.Как? Включение, запуск и завершение программы.Компьютерные презентации и игры.Графический редактор Point.Навыки работы «мышью».Навыки пользования клавиатурой.
*
*
*
*
*
Первые пробы( графический редактор Point.)
*
Информационные технологии учителя-дефектолога:
компьютерные презентацииОзнакомление с окружающим.ЭМП. Конструирование. Сенсорное развитие.Построение занятия:-демонстрация презентации-проблемная ситуация-дидактическая игра.
*
*
*
Компьютерные презентации POWER POINT:
Возможность самостоятельного создания презентации.Воспроизведение через мультимедийный проектор, «интерактивную доску»,монитор, планшет.Возможность редактирования.
*
Развивающий эффект достигается с помощью:Дизайна программы.Доступности для ребенка с ОВЗ.Соответствия уровню развития.Наглядности.Познавательных и творческих задач.Игры- как ведущей деятельности.
*
Значимость информационных технологий для педагогов:Объективная оценка знаний и способностей ребенка с ОВЗ.Поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения.Освобождение от рутинной ручной работы.Возможность проявления собственных творческих способностей.
*
Спасибо за внимание!
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

«Использование информационных технологий в образовательной деятельности»

Использование компьютерных технологий наданном уроке позволяет сделать следующее: 1.обобщить и повторить большой объем лексического и грамматического материала по теме «Мой рабочий день»;2....

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Активное использование информационных технологий в образовательной деятельности в рамках проекта ИНФОУРОК.

Золотая грамота, благодарность и свидетельства о публикации методических разработок на сайте infourok.ru....

статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ«ЗНАКОМСТВО С ДРЕВНЕЙШЕЙ НАУКОЙ.АСТРОНОМИЯ...