Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду.
учебно-методический материал на тему

Беркович Анна Олеговна

Условия психологически комфортного пребывания, создание атмосферы тепла,внимания и т.п.,этапы и практические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_komfortnogo_prebyvaniya_adaptatsiya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧТЕНИЯ УШИНСКОГО».

март 2013 г.

г. Ярославль

Беркович Анна Олеговна

учитель-дефектолог МДОУ детский сад № 209

« УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОГО ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ  В ДЕТСКОМ САДУ.

Поступление ребенка с ОВЗ в детский сад - всегда стресс, причем сильнейший: нарушается его привычное восприятие мира, ломаются стереотипы; рядом нет родителей, кругом чужие дети, предъявляются требования к соблюдению режима дня, поведению, ограничиваются свобода и желания и т.д.  Ребенку, тем более с нарушением интеллекта, очень сложно перестроиться на новый для него принцип существования: не весь мир- для него, а он- для всего мира.

Последствия стрессовой ситуации, которую переживает ребенок, мы можем наблюдать в неадекватной агрессии, нарушении поведения, сна, аппетита, в возникновении необоснованных страхов, ребенок может даже заболеть. Для того, чтобы избежать этого, необходимо создать соответствующие условия для психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду.

1.       Первым необходимым условием является установление контакта с родителями. От них педагоги могут узнать об особенностях поведения их ребенка, о его привычках, склонностях, особенностях эмоциональных реакций на те или иные раздражители. Для того, чтобы родители не передавали ребенку свое беспокойство по поводу его пребывания в детском саду, необходимо ознакомить их с группой, распорядком дня, программой обучения, обсудить с ними какие-то вопросы, которые их беспокоят и, самое главное ,внушить им, что  ребенку будет хорошо, и ему желают только добра, т.е. дать им установку на положительное восприятие ребенком детского сада, педагогов и детей.

  1. Педагоги должны создать благоприятную атмосферу в группе. Это может быть:
  • интерьер, близкий к домашнему (удобное расположение предметов мебели, уютные уголки, места для игр и занятий, уютная спальня, яркие рисунки на стенах);
  • наличие живых растений в красивых горшочках, аквариума или птичек в клетке, что также создает ощущение уюта и покоя;
  • спортивный уголок;
  • свободный доступ детей к игрушкам, к карандашам и бумаге ( изо уголок);
  • поделки родителей (неплохо, когда родители могут что-то сделать для группы своими руками, т. к. ребенок, зная об этом, чувствует незримое присутствие своих близких в сделанных ими предметах;
  • мы полагаем, что на период адаптации не следует насильно кормить ребенка, укладывать спать с угрозами, заставлять заниматься тем, чем он не хочет, так как это может сказаться не лучшим образом на периоде адаптации и  в дальнейшем, на само восприятие ребенка  режимных  моментов;
  •  стараться как можно больше с детьми просто общаться, брать на руки, гладить по голове и ладошкам и т.п.;
  • создать предметно - развивающую среду:

раздевалка (шкафчики с именем ребенка и картинкой, удобные диванчики для переодевания, зеркало, стенд, на котором отражаются различные достижения воспитанников в разных областях деятельности, красивые картины по временам года, изображения мультипликационных  героев);

книжный уголок;

уголок манипулятивных игр (пирамидки, мозаика, вкладыши, емкости для кубиков, для шариков и т. д.);

строительный уголок (конструктор, игрушки для обыгрывания построек, транспорт);

изо-уголок или уголок изо - деятельности;

уголок с природным материалом и различными сыпучими продуктами;

музыкальный уголок;

уголок для ролевых игр  (детская мебель, детская кухня, детская посуда, т. е. то, что может отразить быт взрослых и некоторые профессии);

настенный материал (сенсорное панно, сенсорные коврики, стенды для демонстрации детского творчества).

   Но все вышеперечисленное может не иметь значения, если в группе детского сада будет отсутствовать самое главное: атмосфера тепла, внимания, доброты и сопереживания, которую создают, конечно, педагоги. При наличии такой атмосферы, ребенок  чувствует себя в группе психологически комфортно и тем самым у него сформируется стойкая положительная установка на пребывание в детском саду.

         

           Каким образом можно создать такую атмосферу на занятиях у дефектолога и воспитателя? Эту задачу можно разделить на два этапа:

  1. установление личностных контактов;
  2. установление психологического комфорта непосредственно в образовательной деятельности;

Для 1-го этапа существуют следующие практические приемы:

  • наблюдение за ребенком (за его поведением в группе, как он общается со сверстниками, как говорит, как играет и т.д.) Ребенку необходимо привыкнуть к присутствию педагога в группе.
  • Педагогам следует узнать от родителей, какие мультфильмы любит их ребенок, в какие игрушки играет, какие сказки, телепередачи ему нравятся, какие предпочтения у ребенка в еде (эти знания могут быть использованы и на занятиях, и при установлении контакта с малышом).
  • Постепенное вступление в контакт: для начала педагогу можно просто спокойно сидеть, заниматься какими-то делами, или играть в настольную игру с кем-то из детей, при этом иногда взглядывать на интересующего вас ребенка и улыбаться ему. После того, как он подойдет к педагогу, следует откликнуться, спросить, как дела, как зовут (прокомментировать имя - «Какое красивое у тебя имя!»), удивиться внешним качествам ребенка: «Ты совсем большой!»; «Какая красивая у тебя кофточка!».
  • Использовать способ «приваживания»: улыбнуться и отвести взгляд в сторону, т.е. как бы ускользнуть от общения с ребенком, чтобы он мог почувствовать свою собственную активность в установлении контакта; связать себя с приятными для него впечатлениями, например, играть вместе с ним в машинку или складывать пазлы;
  • Иногда можно  отвлечь внимание ребенка на звуки или действия, происходящие вокруг: «Смотри, как Вова играет с машинкой!»; «Смотри, Даша упала! Пойдем, поможем ей встать!»
  • Присесть или встать на колени так, чтобы наши глаза находились на уровне глаз ребенка. Но для этого нужно дождаться подходящего момента, когда ребенок будет готов к общению с вами; голос при этом должен быть мягким, негромким, необходимо также прикоснуться к ребенку, взять за ладошку, погладить по руке или плечу.
  • Не должно быть активных попыток привлечь внимание малыша, пристального взгляда, настойчивых вопросов и предложений, т.е следует избегать навязчивости в установлении контакта. Ребенок должен понять, что нам он симпатичен и интересен.
  • Неплохо научиться повторять в совместной деятельности и при общении с малышом его слова или жесты, т.е. в какой-то степени ему подражать.
  • Использовать тактильное установление личностных контактов: обнять, погладить, взять на руки, покружить (так мы показываем ребенку, что с нами хорошо).
  • Поведение и речь самого педагога должны быть понятны и предсказуемы.
  • Сопереживать: если ребенок пытается что-то рассказать педагогу или поделиться впечатлением, необходимо выслушать его, подбодрить, и если надо, успокоить: «Ничего страшного»; «Все будет хорошо».

   Для II этапа (установление психологического комфорта непосредственно в образовательной деятельности) необходимо следующее:

  • привлекательный сенсорный материал, который ребенок может пощупать, потрогать, поиграть.
  • Создание непринужденной обстановки ( вместо столов и стульев- напольные подушечки).
  • Быть с детьми «одного роста», т.е наши глаза должны находится на уровне глаз ребенка.
  • Подбирать к инструкциям понятные слова.
  • Поддерживать приятные моменты во время занятий (похвала : «Ай, какой молодец!» « Ребята, посмотрите, как у вас здорово получилось!»; (аплодисменты, маленькие сюрпризы).
  • Стремиться к совместному эмоциональному сопереживанию, т. е. видеть в незначительном - удивительное, удивляться вместе с детьми, восторгаться, радоваться мелочам: «Смотрите, какая кукла! Какое у нее платье с оборочками. И у Юли такое же платье с оборочками. Очень красиво! А глазки какие у куклы? Как у Тани, такие же большие, голубые... Как здорово вы нарисовали, надо всем показать!» и т.д.
  • Очень важна похвала за малейший успех, неудача должна побудить ребенка постараться сделать лучше, исправить ошибку. Для этого надо выполнять задание вместе с ним, как бы подражая ребенку или «рука в руку»; «Давай попробуем вместе!»
  • Использование игрушек или сказочных персонажей на занятиях в качестве соведущего или образа, у которого есть проблемы, которые могут решить только дети.  Можно все занятие построить от лица конкретного персонажа.
  • Дать детям возможность переживать побольше положительных эмоций, это мотивирует их на успех.

     

          Таким образом, с помощью этих практических приемов мы можем рассчитывать на создание атмосферы психологически комфортного пребывания ребенка в группе детского сада компенсирующего вида, способствующей положительному восприятию ребенком нового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование системы толерантных отношений как условия комфортного пребывания учащихся и учителей»

Воспитание толерантности – общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об...

Создание психологических комфортных условий пребывания ребенка в школе- интернате.

 При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном...

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...

Ребенок с дизартрией в детском саду

Как узнать ребенка с дизартрией среди других детей в детском саду....

Рекомендации для родителей "«КАК СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ У РЕБЕНКА ПОСЛЕ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс?...