Реабилитация неслышащих школьников после кохлеарной имплантации
консультация по теме

Федосеева Ирина Витальевна.

Сопровождение неслышащих школьников после КИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реабилитация учащихся с нарушением слуха  после кохлеарной имплантации  в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната II вида.


К ГБСКОУ СКШИ II вида №6 г.Хабаровск.

Федосеева И.В. учитель-дефектолог (сурдопедагог)

Самой трудной категорией детей при организации коррекционной помощи по формированию речевых и слуховых умений являются школьники, имплантированные в возрасте после 5 лет, до проведения операции не владевшие речью, по уровню развития близкой к возрастной норме. Поскольку появившийся у них физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью, к обучению в массовой школе они не готовы. Хотя кохлеарная имплантация и предоставляет глухим детям возможность слышать звуки окружающего мира, различать речь на фоне бытовых шумов и обеспечивает им полноценное общение, таким детям (я имею в виду поздно имплантированных) необходима длительная работа по формированию у них новых слуховых умений.

С 2012 года согласно распоряжению о присвоении общеобразовательным учреждениям статусов в инновационной инфраструктуре сферы образования Хабаровского края №149 от 11.02.2013 школа-интернат имеет статус краевой инновационной площадки по теме «Реабилитация учащихся с нарушением слуха при КИ».

Обучение поздно имплантированных школьников   основывается на:

  • изучении индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ;
  • совместном планировании речевого материала: учитель – дефектолог/учитель класса/воспитатель;
  • осуществлении преемственности в работе между педагогами;
  • активном включении родителей в процесс формирования речи;
  • включении имплантированных учащихся в активную учебную и внеурочную деятельность: игровую, трудовую.

У меня на сопровождении находятся 5 учащихся (4уч-ся -3класс; 1уч-ся-2класс) после кохлеарной имплантации,  имплантированы в возрасте 6,7 лет.  Сопровождение направлено на помощь ребенку и его родителям в преодолении трудностей, связанных с  реабилитацией ребенка, на повышение  педагогических возможностей родителей, на изменение социальной ситуации развития детей и создание для этого более благоприятных условий. Опираясь на результаты комплексной диагностики, заполняю паспорта коррекционного сопровождения и составляю индивидуальные коррекционно–развивающие программы. Создаю комфортные условия для проведения коррекционно–развивающих занятий с детьми с учетом их возраста и психофизических особенностей.

В апреле 2012года получила сертификат о повышении квалификации в ФГНУ « Институт коррекционной педагогики» РАО, г. Москва, по теме «Реабилитация при КИ»

Так как я являюсь членом творческой группы по инновационной площадке,  разработаны  продукты инновационной деятельности:

  • схемы и методики проведения индивидуальных занятий по формированию произношения и РСВ для детей младшего школьного возраста,  имеющих:

--   низкий уровень речевого развития до КИ;

--    другие  первичные нарушения, помимо нарушения слуха.

  • Авторские ЦОРы, разработанные для индивидуальных занятий по ФП И РСВ для учащихся после КИ  
  • Разработки уроков.
  • Разработана программа сопровождения детей после кохлеарной имплантации.
  •  Проводены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей.
  • Проведено консультирование родителей.
  • Для слушателей курсов профессиональной переподготовки при ХКИРО было проведено занятие мастер класс с учащимся 2 класса после КИ Громыко Иваном
  • Распространяю свой опыт работы через школьный сайт, сайты «Открытый урок», «Педсовет-орг», «1 сентября».

Слухоречевая реабилитация детей после КИ будет эффективной при условии взаимодействия родителей и специалистов: сурдопедагога, сурдолога, психолога, невролога, педиатра. Конечная цель сопровождения -   научить слышать, слушать, понимать речь окружающих, говорить, использовать речь для общения и познания мира.



Предварительный просмотр:

Реабилитация учащихся с нарушением слуха  после кохлеарной имплантации  в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната II вида.


К ГБСКОУ СКШИ II вида №6 г.Хабаровск.

Федосеева И.В. учитель-дефектолог (сурдопедагог)

Самой трудной категорией детей при организации коррекционной помощи по формированию речевых и слуховых умений являются школьники, имплантированные в возрасте после 5 лет, до проведения операции не владевшие речью, по уровню развития близкой к возрастной норме. Поскольку появившийся у них физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью, к обучению в массовой школе они не готовы. Хотя кохлеарная имплантация и предоставляет глухим детям возможность слышать звуки окружающего мира, различать речь на фоне бытовых шумов и обеспечивает им полноценное общение, таким детям (я имею в виду поздно имплантированных) необходима длительная работа по формированию у них новых слуховых умений.

С 2012 года согласно распоряжению о присвоении общеобразовательным учреждениям статусов в инновационной инфраструктуре сферы образования Хабаровского края №149 от 11.02.2013 школа-интернат имеет статус краевой инновационной площадки по теме «Реабилитация учащихся с нарушением слуха при КИ».

Обучение поздно имплантированных школьников   основывается на:

  • изучении индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ;
  • совместном планировании речевого материала: учитель – дефектолог/учитель класса/воспитатель;
  • осуществлении преемственности в работе между педагогами;
  • активном включении родителей в процесс формирования речи;
  • включении имплантированных учащихся в активную учебную и внеурочную деятельность: игровую, трудовую.

У меня на сопровождении находятся 5 учащихся (4уч-ся -3класс; 1уч-ся-2класс) после кохлеарной имплантации,  имплантированы в возрасте 6,7 лет.  Сопровождение направлено на помощь ребенку и его родителям в преодолении трудностей, связанных с  реабилитацией ребенка, на повышение  педагогических возможностей родителей, на изменение социальной ситуации развития детей и создание для этого более благоприятных условий. Опираясь на результаты комплексной диагностики, заполняю паспорта коррекционного сопровождения и составляю индивидуальные коррекционно–развивающие программы. Создаю комфортные условия для проведения коррекционно–развивающих занятий с детьми с учетом их возраста и психофизических особенностей.

В апреле 2012года получила сертификат о повышении квалификации в ФГНУ « Институт коррекционной педагогики» РАО, г. Москва, по теме «Реабилитация при КИ»

Так как я являюсь членом творческой группы по инновационной площадке,  разработаны  продукты инновационной деятельности:

  • схемы и методики проведения индивидуальных занятий по формированию произношения и РСВ для детей младшего школьного возраста,  имеющих:

--   низкий уровень речевого развития до КИ;

--    другие  первичные нарушения, помимо нарушения слуха.

  • Авторские ЦОРы, разработанные для индивидуальных занятий по ФП И РСВ для учащихся после КИ  
  • Разработки уроков.
  • Разработана программа сопровождения детей после кохлеарной имплантации.
  •  Проводены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей.
  • Проведено консультирование родителей.
  • Для слушателей курсов профессиональной переподготовки при ХКИРО было проведено занятие мастер класс с учащимся 2 класса после КИ Громыко Иваном
  • Распространяю свой опыт работы через школьный сайт, сайты «Открытый урок», «Педсовет-орг», «1 сентября».

Слухоречевая реабилитация детей после КИ будет эффективной при условии взаимодействия родителей и специалистов: сурдопедагога, сурдолога, психолога, невролога, педиатра. Конечная цель сопровождения -   научить слышать, слушать, понимать речь окружающих, говорить, использовать речь для общения и познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации

Доклад и  презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог

Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...

Открытое занятие учителя-дефектолога(сурдопедагога) с ребенком после кохлеарной имплантации в третьем периоде реабилитации. Тема "Общение"

Индивидуальное занятие с кохлеарно имплантированным ребенком. Имплантирован (поздно) в постлингвальном периоде.  Процесс реабилитации осуществляется в условиях ограниченного речевого общения (шко...

Мониторинг контроля результатов реабилитации/абилитации пациентов после кохлеарной имплантации

quot;Слухоречевая карта" - мониторинг результатов реабилитации/абилитации пациентов после кохлеарной имплантации создана и опробирована педагогами (учителями-дефектологами) в Излучинской школе-и...

Организация слухоречевой реабилитации обучающихся после кохлеарной имплантации

Статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с кохлеарноимплантированными обучающимися....