Открытое занятие учителя-дефектолога(сурдопедагога) с ребенком после кохлеарной имплантации в третьем периоде реабилитации. Тема "Общение"
план-конспект занятия (7 класс)

Шитик Ольга Николаевна

Индивидуальное занятие с кохлеарно имплантированным ребенком. Имплантирован (поздно) в постлингвальном периоде.  Процесс реабилитации осуществляется в условиях ограниченного речевого общения (школе-интернате). Занятие проводятся по авторской Программе. Тема "Общение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие с обучающимся 7 класса  после кохлеарной имплантации в 3 периоде реабилитации.

Тема: «Общение»

Задачи:

Коррекционные: различать на слух(исключая зрение) голоса людей (детский, мужской), звучащие с компьютера, и живые разные женские голоса с расстояния от 1 до 4 метров. Восприятие на слух шёпотной речи с расстояния – 2,5 метра. Изучать понятие ФМ-системы, её возможности использования совместно с кохлеарным имплантом.

Учебные: автоматизировать в речи звук «Р» во всех позициях ; развивать письменную речь на материале организационных и учебных фраз;  выделять на письме и голосом словесное и логическое ударение; составлять диалог с помощью табличек, при выборе из 3-х, данный женским голосом; вести диалог, говорить, внятно, четко, соблюдая орфоэпию, интонационную структуру речи; использовать в общении со взрослыми речевые обороты (фразы), изученной ранее темы «Хорошие манеры».

Воспитательные: воспитывать желание общаться речью, вступать в диалог с мало знакомыми людьми, применять в речи речевые конструкции «вежливого общения», обращаться за помощью, благодарить, контролировать поведение в стрессовой ситуации (присутствии большого количества людей на занятии), не теряться, вступать в диалог, отвечать на вопросы.

Подробный конспект урока.

речь учителя

речь обучающегося

деятельность

Доброе утро.

Доброе утро.

Слухозрительно (сл/зр)

Поздоровайся с гостями

Доброе утро, гости.

сл/зр

Сегодня у нас на занятии много гостей. Значит, будет возможность потренироваться в общении с разными людьми. Не забудь использовать в речи «вежливые слова»

 Хорошо.

сл/зр

Какая тема урока?

Тема урока – «Общение»

сл/зр

Слышишь хорошо? Послушай план урока.

Да. Я слышу хорошо.

Исключительно на слух.

Расстояние 3м

1 Сегодня на уроке ты будешь слушать голоса людей и повторять звуки, словосочетания, предложения.

2. Затем нужно будет написать словосочетания и расставить ударения в словах. Словосочетание для тебя прочитает один из гостей.

3.Потом ты будешь слушать другого гостя и составлять диалог.

4. Выберешь себе  нового собеседника и разыграешь диалог с ним.

За каждое задание  ты будешь получать фрагмент картинки. В конце занятия составишь все фрагменты и расскажешь гостям, что изображено на картинке и зачем это нужно.

Ты хорошо поняла план урока?

Тогда повтори кратко, что ты будешь делать сегодня на занятии.

Да, я хорошо всё поняла.

 

Сегодня на занятии я буду слушать разные голоса людей. Повторять звуки, словосочетания, предложения. Составлять диалог. Беседовать с гостями. В конце урока расскажу о том, что нарисовано(изображено) на картинке.

Обращайся.

Позвольте Вас спросить.

Всем понятно, что я говорила?

Обращается к гостям

Гости отвечают.

Отойди на три шага к двери.

Послушай и скажи, что ты услышала?

Даётся инструкция (чётко отработанная фраза)

С экрана ПК «Apple» звучит детским голосом звуки( Ф, К, Ж, О, Р, Ц) – ребенок повторяет.

Молодец! Всё верно.

Я слушала и повторяла звуки.

Чей голос ты слышала?

Я слышала детский голос.

Беседа слухозрительно

Продолжим. Слушай ещё.

Мужским голосом звучат скороговорки на звук «Р». Ребенок повторяет.

 Если есть недочёты – по ходу речи сразу исправляется.

Чей голос ты слышала?

Я слышала мужской голос.

Что ты слушала?

Я слушала скороговорки.

Какой звук в словах повторялся чаще?

Я думаю, это звук «Р»

Молодец! Всё верно.

Ребёнок за выполненное задание получает фрагмент картинки.

Сейчас ты будешь писать и ставить ударение. Возьми всё, что тебе нужно.

Ребенок берёт бумагу, но ручку не находит.

Можно Вас попросить.

Да, я слушаю.

 И.О. учителя, дайте мне, пожалуйста, ручку.

Возьми.

Спасибо.

Берет из рук учителя ручку.

Слушай внимательно. Сейчас один из гостей будет говорить тебе что писать.

Выполни задания, а затем скажи: кто из гостей тебе читал? Готова?

Да.

Гость уходит на максимальное расстояние (4м) и читает ситуации.

1.Попроси взрослого пропустить тебя  вперед, ты очень спешишь.

2. Двое взрослых разговаривают, а ты хочешь что-то спросить у одного из них.  

Примерные фразы: «пропустите меня, пожалуйста, я очень спешу»;

«извините, можно вас перебить?...»

Ребенок пишет и ставит ударение в словах.

Я написала и поставила ударение.

Хорошо, прочти, что ты написала.

Ребенок читает, соблюдает ударение, паузы, интонации. По ходу, если необходимо, учитель может откорректировать речь.

Чей голос ты слышала? Кто тебе читал задание? Всё верно. Молодец!

Получи ещё фрагмент картинки.

Я слышала голос М.А.

Получает фрагмент картинки

А сейчас ты немного отдохнешь, и будем заниматься диалогом.

Исключительно на слух.

Расстояние 3м

Встань к двери и повернись ко мне правым боком.

Подними руки вверх, опусти.

Повернись ко мне левым боком. Сделай глубокий вдох носом, медленный выдох ртом. Не забывай про диафрагму. Повтори ещё 2 раза. Сядь.

ФИЗМИНУТКА

Исключительно на слух.

Расстояние 3м

Ребенок выполняет инструкции.

Пока ребенок дышит, педагог приготовил таблички с фразами диалога и наборные полотна, фигурки людей (на подставках)

А сейчас выбери сама гостя, который будет читать тебе диалог. Попроси вежливо.

И.В., можно Вас попросить прочитать мне фразы.

Спасибо.

Обращается к гостю.

Гость читает диалог. Ребенок выбирает из предложенного речевого материала речевые конструкции и раскладывает на наборные полотна (2 шт). Лишние таблички убирает в сторону.

Я составила диалог.

Хорошо. Тебе нужно прочитать ещё раз, чтобы ты проверила?

Да, пожалуйста. Или «Нет, спасибо».

В зависимости от ситуации.

Выбери нужные фигурки и попроси поучаствовать с тобой диалоге кого пожелаешь.

И.О. взрослого (кого выбрала сама) – «Не могли бы Вы прочитать со мной диалог»? Спасибо.

Выбирает нужные фигурки, одну отдаёт взрослому.

Как ты думаешь? Ты правильно составила диалог?

Да, я думаю, что у меня получилось верно.

По ситуации, возможно исправление.

Хорошо. Молодец!

Получи ещё фрагмент картинки. Теперь у тебя вся картинка. Собери её.

Я собрала.

Собирает.

Что у тебя изображено на картинке?

У меня на картинке изображена ФМ-система для кохлеарного импланта.

Сл/зр

Скажи гостям, зачем она нужна?

Она нужна для того, чтобы улучшать восприятие речи людей в шумных местах и на большом расстоянии.

Рассказывает то, что знает про ФМ-систему. Отвечает на вопросы гостей.

Скажи, ты выполнила план урока?

Да, я выполнила все задания и собрала картинку.

Сл/зр

Ты меня сегодня очень порадовала. Я довольна тобой. Урок окончен.

О.Н., спасибо за занятие.

Поблагодари гостей за помощь и попрощайся

Спасибо за помощь. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заниматься с ребенком после кохлеарной имплантации.

Неправильно предполагать, что глухой человек,  который получил кохлеарный имплант, автоматически способеннаучиться слушать и говорить.   Необходимо систематическим образом научить имплантиро...

Реабилитация неслышащих школьников после кохлеарной имплантации

Сопровождение неслышащих школьников после КИ...

Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации

Доклад и  презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог

Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...

Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)".

 Методическая разработка   " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия    учителя-дефектолога (сурдопедагога)"....