Путешествие по зимнему лесу
план-конспект занятия по теме

Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_zimnemu_lesu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня

Тема: «Путешествие по зимнему лесу»

Образовательная область «Коммуникация»:

Коррекционно-образовательные:

закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи, учить подбирать однокоренные слова к слову «снег», продолжать согласовывать имя существительное и прилагательное в роде, числе, падеже; закреплять правильное произношение звуков в чистоговорках.

Коррекционно-развивающие:

развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений.

Образовательная область «Познание»:

закрепление умений обобщать представления детей о зиме, о зимних месяцах, о снеге; расширение знаний детей об обитателях зимнего леса.

Образовательная область «Социализация»:

 формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Образовательная область «Музыка»:

Продолжать развивать музыкальную память детей во время слушания музыки; развивать чувство ритма; правильно передавать мелодию во время пения, передавать настроение  песни; совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», шкатулка с белым конфетти; снежок, нарисованные следы животных, птиц и человека. 

 

1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг.)

Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебная снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

Дети: Доброе утро, Дима. Доброе утро, Карина и т.д.

2. Загадка

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Логопед: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

Дети: О зиме.

Логопед: Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Зимние месяцы.

Логопед: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Логопед: Верно. Назовите признаки зимы? (Презентация, Слайд 1)

Дети: Снег, мороз, холод, вьюга, и т. д.

Логопед: А теперь подумайте и отвечайте

 Игра: «Какой? Какая? Какое?»

- Если зимой много снега, то зима какая? …(снежная)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? ..(морозная)

-Если часто метет метель, то зима какая? …( метельная)

- Если часто гуляет вьюга, то зима какая?..( вьюжная)

- Если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая? (ранняя)

- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят, что зима ..(поздняя)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая?..(студеная)

Логопед: Посмотрите в окно – у нас на самом деле зима

– Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, обливаем руки прохладной водой, едим чесночную пасту, принимаем витамины, кислородный коктейль, делаем массаж «Неболейка»)

3. Массаж биологически активных зон «Неболейка» (под музыку)

(Для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

 

Логопед: Сегодня, я предлагаю отправиться в зимний лес, а как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на самолете) А я вам предлагаю отправиться в путь на тройке лошадей.

4. Речевая игра “Едем на  лошадке”, Т. Тютюнниковой

Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой.


Дети цокают языком/

Санки скрипят,

Произносят “Ш!, Ш! ….”

Бубенчики звенят,

“Динь-динь!” в высоком регистре,

Дятел стучит,

“Тук – тук!... ” - в среднем,

Вьюга свистит,

Звук [с] на продолжительном выходе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны,

Белка на елке
Орешки грызет,

“Цок! Цок!” коротко и остро,

Рыжая лисичка
Зайца стережет.

“Ф… Ф…” сердито и энергично,

Холод, холод

“В…” на продолжительном выдохе ,

Стужа, стужа.

“Бр-р …”,

Снег пушистый
Кружит, кружит…

“О…”, несколько раз, поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний.

Ехали мы, ехали,
Наконец доехали:

Цокают языком.

С горки – ух !
В ямку – бух !
Приехали !

Произносят “У-ух!” делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;

“Бух !” - в нижнем регистре

Мы на санках едем в лес        

5. Исполняют песню «Едут, едут наши сани»

6. Подбор эпитетов, совершенствование ГСР (на фоне музыки)

Логопед: Вот мы и приехали в лес. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте мы с вами присядем на полянку и полюбуемся красотой зимнего леса. (Просмотр слайдов« Деревья в снегу». Слушание музыки П.И. Чайковский «Зимнее утро»).

Логопед: О чем вам рассказала эта музыка?(ответы детей) Вам знакомо это музыкальное произведение?

Дети: «Зимнее утро».

Логопед: Кто написал эту музыку?

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Логопед: Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)

Что мы можем сказать про снег, какой он? (Передают снежинку) (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).

7. Дидактическое упражнение “Чей след” (расширение словаря) (Слайды «Следы»)

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если пробежал заяц, мы как можем назвать след (заячий), если прошел волк (волчий), след медведя (медвежий), след белки (беличий), у птицы следы (птичьи), след лисы (лисий),след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий)

– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему?

8. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка) (под  «марш»)

Логопед: А нам нужно двигаться дальше.

Мы шагаем по сугробам,               Дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым.                                                    

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                 Садятся и поглаживают ноги ладонями снизу вверх.

Наши ноженьки устали.                                                      

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

9.Согревалочка (речевая)

Логопед: Ребята, зимой обычно бывает холодно. Хотите, я научу вас как согреться. Встаньте и слушайте меня:

Руки в кулачки сожмём

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмём,

Сильно на него нажмём.

Дети сжимают руки в кулачки

 

Дуют на кулачки и ладошки разжимаются

 

По-очереди нажимают на пальцы правой и левой руки

Массаж мимической мускулатуры

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.    

Растираем лобик тоже,

Тёплым стать ему поможем.

Щёчки надуваются.

Губки улыбаются.

Подбородок разотрём,

Губки дружно пожуём.

Здесь живёт наш язычок,

Пусть погреется дружок.

Потереть ладошки рук

Водят ладошками по щекам

Поочерёдно правой, левой ладошкой проводят по лбу

 

Одновременно надувают обе щеки

Растянуть губы в улыбке

Правой и левой руками одновременно растирают подбородок

Надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот

 

Пожевать язык передними зубами

10. Чистоговорка:

Ду –ду-ду – я на лыжах иду.                Дети делают скользящие движения

                                                                     ладоней друг о друга.

Ды- ды-ды- на снегу видны следы.    Одновременно стучат кулачками по ногам

Одя-одя-одя –за мной идет Володя. Скользящие движения ладоней по бедрам

Ди-ди-ди - меня ты подожди.              Попеременно хлопают ладонями по ногам

Ода-ода-ода - хорошая погода.            Хлопают в ладоши.

- Согрелись? Садитесь

11. Подбор однокоренных слов

 Логопед: Посмотрите вокруг, я просто зачарованна  зимним лесом, так и хочется писать стихи. Я начну, вы продолжайте - доскажите слова в стихотворении (подбор однокоренных слов): (Слайд)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю   снег.

С неба все скользят пушинки – серебристые   снежинки.

На посёлки, на лужок всё снижается   снежок.

Вот веселье для ребят – всё сильнее    снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в   снежки.

Словно в белый пуховик нарядился  снеговик.

Рядом снежная фигурка – это девочка -   снегурка.

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой   снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил   снег. 

Логопед: Назовите слово, которое живет во всех словах, которые вы  произнесли?

Дети: Снег.

Логопед: Ребята, а вы хотите, чтобы человечек из снега - снеговик ожил  и с нами поиграл? Тогда вставайте в круг, будем лепить снеговика.

12. Физ. минутка:

Раз, два, три, четыре,                    Загибают пальчики, начиная с большого.                                                    

Мы с тобой снежок слепили.      «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий,                         Показывают круг, сжимают ладони

очень гладкий                                 вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.      Грозят пальчиком.

Раз — подбросим,                          Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два — поймаем.                             Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три — уроним.                                Встают, роняют воображаемый снежок.                      

И... сломаем.                                   Топают.

Логопед: Ребята,  давайте вместе скажем волшебные слова:

«Трек-трак-трик, оживи, наш снеговик!» (дети закрывают глаза, появляется снеговик. Он здоровается с детьми, шепелявя и картавя)

Снеговик: Здластуйте, лебята! Я неголовик. Мне осень хотеса поигать с вами.

Логопед: Здравствуй, снеговичок!

Снеговик: Вы сто немя не поняли. 

Логопед: Ребята, я что–то совсем ничего не понимаю, что сказал нам снеговик?

Логопед: Давайте мы ему поможем и научим, как нужно правильно говорить, в этом нам помогут скороговорки. Даниил выходи вперед, а ты снеговик слушай  и повторяй.

13. Дети по одному произносят скороговорки, а снеговик повторяет:    

  1. Саше купили новые сани.

У Саши сани едут сами.

  1. Сонная ворона сидела на сосне,

Снегири и сойки снились ей во сне.

  1. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка,

Шубка да шапка – вот он, наш Мишатка.

  1. Ворона – плутовка  

клювом  клюкву клюет ловко.

  1. Стоит на горе береза в серебре.

Солнышко сияет – серебро сверкает.

  1. Снегирь на утренней заре

Поет песни в феврале.

  1. Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь побелели.

(Снеговик проговаривает за детьми каждую чистоговорку, радуясь, что у него получается, он научился правильно говорить).

Снеговик: Спасибо, дети вы так хорошо умеете произносить все слова, а мне надо еще многому учиться. Ребята, а что вам нравится зимой?

14. Хоровод «Что нам нравится зимой?»

1. Что нам нравится зимой?

Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки. («Едут» на лыжах)

2. Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость строить чтобы. («Строят» крепость)

3. Что нам нравится зимой?

Потеплей одеться, 

В шубке теплой меховой,

На морозе греться. (« Катят на санках» друг друга парами)

4. Что нам нравится зимой?

Во дворе с тобою

Будем мы в снежки играть

Белою зимою. (Играют в снежки)

Снеговик: Ребята, посмотрите, я весь белый, и рукавички, и шубка! А что у вас есть белое?

15. Коммуникативная игра «А что у вас?» (дети говорят друг другу: «У меня белое платье (носки, шарф), а что есть белое у тебя?» (согласование имя существительного и прилагательного в роде, числе, падеже)

16. Дыхательное упражнение «Вьюга» (Звучит фонограмма зимней вьюги).

Логопед: Что-то холодно стало. Как вы думаете, что это? Может быть легкий летний ветерок?

Дети: Нет. Это песенка зимней метели.

Логопед: Ребята, сейчас мы сами сможем устроить настоящую метель.

Звучит музыка. Взять белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую фольгу. Подбрасывать ее понемногу вверх, и дуть вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе.

Дети: Устраивают метель.

Логопед: Видите, ребята, погода стала портиться. Пора нам возвращаться в детский сад и снеговику нужно поспешить домой.

17. «Хорошая дорога»

1. Хорошая дорога, хорошая дорога,

    Вот что-то стало хуже, вот что- то  стало хуже,

    По мостику, по мостику

    Под мостиком, под мостиком,

    По горкам, по горкам,

    На лыжах, на лыжах

    И бух - в сугроб.

   (Меняются местами).

2. Хорошая дорога, хорошая дорога,

    Вот что-то стало хуже, вот что- то  стало хуже,

    По мостику, по мостику

    Под мостиком, под мостиком,

    Дорогой знакомой

    Вернулись мы в садик,

    И вот он наш дом!

Логопед: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что понравилось Жене? А что Матвею?  Я предлагаю вам дома рассказать о нашем путешествии и нарисовать то, что вам понравилось. А завтра, принесите свои рисунки в детский сад и мы сделаем книгу, в которой расскажем о нашем путешествии в зимний лес, а назовем ее «Белая книга зимы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Путешествие по зимнему лесу

Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Путешествие по зимнему лесу»

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в  группе компенсирующей направленности  для детей с задержкой психического развития старшего ...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» по ФГОС...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Путешествие по зимнему лесу

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Путешествие по зимнему лесу...