Коррекционная работа при моторной алалии.
учебно-методический материал на тему

Зырянова Людмила Николаевна
Из  опыта  работы   учителя – логопеда   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_uchitelya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Из  опыта  работы   учителя – логопеда   Зыряновой   Л. Н.,  МБДОУ №  42  «Рябинушка»,  г. Гуково.

Коррекционная  работа  при   моторной   алалии.

Рассказова  Артёма,  1997 года   рождения   привела  на   консультацию   мама   в  январе   2001  года.  На  момент  логопедического  обследования   ребёнку  было   3  года,  5  месяцев.  Мама  жаловалась   на  отсутствие  речи  у  сына.

 Из  анамнеза  стало  известно,  что  беременность  была  осложнена   несовместимостью  крови   матери  и  плода  по   резус – фактору.   Во  время  беременности   у  матери  был   сильный  стресс,   вызванный   конфликтами   в   семье.  Роды   были   стремительные.   Закричал   не   сразу.  Раннее  физическое   развитие   соответствовало   возрастной   норме.  Раннее   речевое   развитие   отставало   от   нормы.   Со   слов  матери   никаких   осложнений  до  года   и  после  года   не  было.

Поскольку  обследование   неговорящего   ребёнка   крайне   затруднено,  потребовалось   время   для   наблюдения  за   ребёнком.   После   наблюдения   за  ребёнком   я   пришла  к  заключению,  что   у   Артёма   моторная   алалия   1-го   уровня.

Ребёнок   в   своём   словаре  имел   10   слов:  мама,  ба,  Оя   (Оля),  ам,  би-би   и  т.п.  Понимание  речи   было  ограничено  обиходной   ситуацией.  У  ребёнка  выявлены   нарушения   общей   и   мелкой   моторики.   Не   смог  сложить  пирамидку   по  образцу,  разрезную  картинку   из   2-х   частей.  Ребёнок   слабо   владел   навыками   самообслуживания.   В  эмоциональной  сфере    ребёнка   наблюдалась  обидчивость  и   замкнутость.   Ребёнок   не   играл   со  сверстниками. Мама   постоянно  проявляла   излишнюю  требовательность   к   ребёнку,  раздражалась   по   поводу  отсутствия   у   него   речи.

С  ребёнком   следовало,  не  теряя   времени,   проводить  коррекционные   логопедические   занятия.

Программа   коррекционного   обучения   с   ребёнком,        страдающим   моторной   алалией

Основная   задача – формирование   процесса  и   средств   общения   у  ребёнка.

1.  Развитие  понимания   речи.

2.  Развитие  зрительно-слухового  восприятия   с  привлечением  внимания   к   речи   логопеда.

3.  Формирование   речи  в   процессе  обыгрывания  игрушек.

4.  Обучение  пониманию   побудительных   инструкций  в   процессе  действий  с  предметами.

5.  Развитие  мелкой   моторики   рук.

6.  Обучение  простейшему  конструированию.

7.  Развитие  сенсорных  и   общедвигательных   возможностей.

8.  Формирование  временных  и  пространственных  представлений.

9.  Различение,  называние  и  систематизация  предметов   по   форме,  величине,  цвету.

10.  Развитие  памяти,  мышления,  внимания.

11.  Развитие  артикуляционной  моторики  и  речевого  дыхания.

12.  Поэтапное  формирование  устной   речи:

Первый  этап  обучения однословное  предложение.  Предложение  из  аморфных  слов – корней.

Вызвать  подражательную  речевую  деятельность  ребёнка  в  форме  любых  звуковых  проявлений,  расширить  объём   понимания  речи.  Накопление  пассивного   словаря.

Второй   этап   обучения – первые  формы  слов.

Научить  правильно,  строить  двухсловное  предложение  типа:  обращение + повеление  (выраженное  глаголом  в  повелительном  наклонении);  повеление + название  предмета  (сущ. В.п.).  Заучить  отдельные  обиходные  словосочетания.  Произносить  ударный  слог.  Расширять  объём   понимания   чужой  речи.  Работа  по  звукопроизношению.  Расширение  словаря.

Третий  этап   обучения – двусоставное  предложение.

Научить  грамматически  правильно  строить  предложения  типа  Им.  п.  сущ.  +  согласованный  глагол  3  лица   настоящего  времени.  Воспроизводить  ритмико-слоговую   структуру  трёхсложных  слов  с  правильным   произношением   ударных  и  безударных  гласных  (кроме  звука  Ы).  В  понимании   речи  продолжить  работу  по   различению  грамматических  форм   слов.  Пополнение   активного   словаря.  Работа   над   звукопроизношением.

Четвёртый  этап  обучения – предложения   из  нескольких   слов.

Научить,  грамматически   правильно  строить  предложения   из  3 – 5  слов.  Научить  первоначальному   самостоятельному   словоизменению   некоторых  существительных   и   глаголов.  Сформировать  простейшие  навыки   связной   речи.  Расширение   и  уточнение   словаря  (прилагательные,  наречия).   Формирование  звукопроизношения.  Сопоставление   грамматических   форм   слов.   Формирование   слоговой  структуры   слов.

Пятый  этап  обучения – расширение  объёма   предложения.

Сложное  предложение.   Научить  строить  распространённое   простое   предложение.   Научить   строить   сложносочинённое   и  сложноподчинённое   предложение.  Продолжать  работу   по   словоизменению.  Учить  согласовывать  местоимение  и   прилагательное   с   существительными.  Сопоставление   грамматических   форм   глагола   (числа,  лица,  рода,   времени).   Продолжить   работу   по   звукопроизношению   и   фонематическому   восприятию.

13.  Совершенствование  связной  речи,   коммуникативных   умений.

14.  Обучение   грамоте   для   расширения   речевых   возможностей.

        Когда   мама   Артёма   обратилась  за  помощью   к  логопеду,  ребёнок   посещал   II  младшую   группу   нашего   ДОУ.   Я   стала   проводить  с   ним   индивидуальные   занятия    2   раза   в   неделю.   Занятия   были   эмоционально  насыщенными   с  использованием   красивых   игрушек,   ярких   иллюстраций,  дидактических   игр  и  т.п.

        По   мере   увеличения  его   речевых   возможностей,   уже   в  средней   группе   индивидуальные   занятия   проводились   3   раза   в   неделю.   А   потом   ребёнок   попал   в   старшую  логопедическую  группу,  где   проводились   с  ним   ежедневные   насыщенные   логопедические   занятия.

        В   течение   24-х   месяцев  велась   логопедическая   работа   с  Артёмом,   кроме   летнего   периода.  За   время   коррекционной   работы,  ребёнок   с  1-го   уровня   перешёл  на   3-й   уровень.  Словарный  запас   существенно   увеличился,  ребёнок   овладел   не   только   фразовой   речью,  но   и   связной.  Однако   в  речи   ещё   имелись  аграмматизмы,  дефекты  шипящих   и   сонорных  звуков  (как   известно,   работа   над   звукопроизношением   очень   сложна   с   моторными   алаликами).  Ребёнок   овладел   послоговым   чтением.  Читал   слова,   предложения,   короткие   рассказы.  У  ребёнка   улучшилась   память,  внимание   и   мышление.  Ребёнок   стал  общительным   и   активным,   стал  играть   со   сверстниками.

        Однако  я   не  смогла   закончить   коррекционную   работу   с  этим   ребёнком,  т.к.  в   начале   обучения   в   подготовительной   логопедической   группе   ребёнок   выбыл   из   нашего  детского   сада  в  связи   с  переездом   на   ПМЖ   в  Казахстан,   к   отцу.

        Ребёнок   показал  хорошую   динамику   в  своём   речевом   развитии.  Окружающие,  знавшие  Артёма   до   занятий   с  логопедом,   говорили:  «Это  чудо».   А   «чудо»  заключалось   в  раннем  распознании   недоразвития,   в   своевременном   предупреждении   вторичных   отклонений,  в  систематичности   воздействия   на   все   компоненты   речи   с  преимущественным   акцентом   на   преодоление   лексико-грамматического   недоразвития,   в  индивидуальном   подходе   к  ребёнку,  а   также   в   сочетании   коррекционного   воздействия   с   медикаментозным   лечением.

   

     Из   опыта   работы   учителя-логопеда  Зыряновой  Л.Н.

                        МДОУ  №   42   «РЯБИНУШКА»

                   (логопедическая  работа  с  ребёнком,

                     страдающим   моторной   алалией)

                                                г.  Гуково

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии

Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);Имаго...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОВЗ (моторная алалия)

Программа коррекционно-развивающего обучения расчитана на з года обучения ребёнка с ОВЗ...

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Научная статья по логопедии "Заикание на выходе из моторной алалии".

Что такое алалия? Почему у ребенка-алалика могут появиться в речи запинки? Как заниматься с ребенком-алаликом дома? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье....