Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии
материал на тему
- Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);
- Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);
- Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);
- Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной);
- Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия);
- Креативная игротерапия (песочная терапия).
Использование музыкотерапии в логопедии:
Коррекционные задачи:
- стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
- увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
- формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
- нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Коррекционные возможности танцевальной терапии:
- Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия;
- активизация регулирующий и планирующей функции речи;
- совершенствование невербального общения и фатической функции речи;
- формирование лексикона, его активизация;
- совершенствование пространственных представлений;
- формирование слоговой структуры слова;
- нормализация нервной деятельности.
Техники изо-терапии, используемые при формировании речи:
- рисование мыльными пузырями«;
- техника "кляксография»;
- пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды);
- рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);
- Ниткография;
- тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных);
- Рисование на манке;
- Техника «овощных печатей»;
- Техника «монотипия»;
- Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.
- Техника отпечатывания ватой.
- Техника «оттиск пробками»
- Рисование ладошками.
К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия.
Существуют три основных вида рецептивной МТ:
1) музыкопсихотерапия (МПТ), одно из наиболее известных и достаточно давно известных направлений, методы которого решают задачи по лечебно-коррекционному воздействию на психоэмоциональное состояние пациента;
2) музыкорефлексотерапия (автор С.В.Шушарджан) - преследует своей целью контактное или дистантное лечебное воздействие на психосоматические функции организма через точки акупунктуры;
3) музыкофармакотерапия (автор С.В.Шушарджан), новейшая технология, в которой эффективность лекарственных средств потенцируется одновременным музыкально-терапевтическим воздействием.
.К активным методам относятся те, в которых активное участие принимает сам пациент. В их числе:
вокалотерапия;
музыкально –педагогическая реабилитация;
игровая вокалотерапия; метод Нордофф - Роббинс;
аналитическая музыкотерапия и психотерапия и др.
Вокалотерапия, музыкально-педагогическая реабилитация и игровая вокалотерапия разработаны в нашей стране. Они отличаются оригинальностью, индивидуальным подходом к пациентам, многогранностью лечебно-восстановительных свойств и реально высокой эффективностью.Последние два метода в основном используются на Западе и в России практически не применяются.
Вокалотерапия (автор С.В.Шушарджан).Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Особенно эффективна ВТ при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.
Музыкально - педагогическая реабилитация (МПР) (автор С.В.Шушарджан) – это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. МПР преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи.
Игровая вокалотерапия (ИВТ) (автор Н.И.Еремина) - это метод активной психокоррекции и оздоровления, в котором сочетаются элементы вокалотерапии, ролевые игры и воздействия музыкальными архетипами. ИВТ эффективна в работе с детьми, страдающими невротическими расстройствами, асоциальным поведением, отстающими в развитии, с нарушениями речи и пластики. …
Научно-исследовательский Центр музыкальной терапии и восстановительных технологий находится в историческом центре Москвы в районе Старого Арбата по адресу: 119034, г.Москва,станции метро “Кропоткинская” или “Смоленская”,Малый Власьевский пер. дом 6, офис 1 Телефоны: 8 - 495 - 970 -55 - 26; 8 - 498 - 647 - 03 - 09; 8 - 916 - 882 - 89 - 99,
e-mail: medart777@yandex.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Коррекционная работа при моторной алалии.
Из опыта работы учителя – логопеда ...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОВЗ (моторная алалия)
Программа коррекционно-развивающего обучения расчитана на з года обучения ребёнка с ОВЗ...
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Научная статья по логопедии "Заикание на выходе из моторной алалии".
Что такое алалия? Почему у ребенка-алалика могут появиться в речи запинки? Как заниматься с ребенком-алаликом дома? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье....