Мастер-класс для педагогов
учебно-методический материал по теме

Минеева Юлия Александровна

Мастер-класс мы провели с моей коллегой. Красавица - Марьюшка (учитель-логопед нашего ГБОУ Кураева Н.Н.) и Агриппина Саввична (в моем исполнении) пригласили педагогов - воспитателей и специалистов -в гости. Теплой и интересной была встреча, а между делом взрослые многому научились. Педагоги выступили в роли детей и на своем примере почуствовали, как нелегко приходится нашим воспитанникам в овладении  новыми знаниями. А заодно взрослые вспомнили русские традиции, выучили некоторые новые слова и вспомнили забытые старые.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyakh_u_agrippiny_savvichny_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ МЕТЕЛИЦА МЕТЕТ»

Цели:

1. расширение представлений об окружающем (умение

    правильно называть и различать предметы старорусской

    посуды)

2. совершенствование умения использовать разные части

    речи в точном соответствии с их значением и целью

   высказывания

3. расширять и активизировать словарь существительных:

  • подбирать однокоренные слова
  • подбирать слова – синонимы

4. закреплять умения ориентироваться в схеме собственного

    тела, соотносить речь с движением, используя

    старорусские названия частей тела

5. развивать ВПФ, логическое мышление

6. развивать фантазию, творческое воображение

7. развивать тонкую моторику рук

8. воспитывать желание сохранять национальные традиции,

    достояние Древней Руси, помнить историю нашей Родины.

Обращение к гостям. Уважаемые коллеги. Сегодня мы Вам представим некоторые виды речевых игр, которые мы проводим с детьми. На месте детей будете Вы – педагоги, поэтому содержание игр усложнено.

Орг. момент.

Гости сидят на стульях. К ним выходит Марьюшка.

1. Здравствуйте гости дорогие. Сегодня нам с Вами предстоит отправиться в познавательно – увлекательную поездку. Послушайте некоторые загадки и постарайтесь отгадать их.

Летит — молчит,

Лежит — молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет. (Снег)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт.   (Лед на реке)

В белом бархате деревня

- И заборы и деревья.

 А как ветер нападёт,

 Бархат тот не опадёт. (Иней) – (если отвечают – снег, то спросить, что больше похоже на бархат, чем снег)

Кручусь, урчу,

Знать никого не хочу.  (Метель)

Конечно, Вы догадались, о каком времени года пойдет речь -   о зиме. Подберем слова, похожие на слово «зима» (однокоренные слова). Педагоги называют слова.

А теперь я назову слова, похожие на слово зима

зимка, зимочка, зимушка, зимонька, зимишка (хилая), зимища

(строгая, долгая), подъзимье, зимовье, зимовка.

А теперь каждый из вас назовет одно слово, похожее на слово зима. Слова повторяться  не должны.

Наслаждаться зимой мы будем не в городе, а в деревне. Предлагаю совершить поездку. Представим, что мы сидим в санях. Накиньте на плечи платки, чтобы не замерзнуть (звук -  цоканье копыт). А чтобы доехать до деревни, послушайте и отгадайте некоторые звуки (цоканье копыт, мычание коровы, звук топора, пилы, треск дров, выпечка блинов, скрип снега). Слышите скрип снега. Это кто-то идет к нам. Так ведь это Агриппина Саввична (далее АС).

АС: «Здоровья Вам родимые. Куда путь держите?»

М: «Едем красотами родной природы любоваться»

АС: «Дело правильное. (звук чириканье воробьев). Слышите воробьи кричат, чирикают – значит метель будет. (звук метели). Да уже завертело-то как...».

М: «Какая метель начинается, как же быть-то нам теперь?».

АС: «Зайдем ко мне, отогреться и переждать непогоду. Ну, проходите в избу. Рассаживайтесь. Глянь, завируха разгулялась…»

М: «Какое интересное слово ты сказала?»

АС: «Так, в старину метелицу по – разному называли».

М: «Может гости тоже знают?. Подберем слова, которыми можно заменить слово метель». (педагоги подбирают слова). А теперь послушайте, как в старину называли метель. Постарайтесь запомнить эти слова, они нам пригодятся.

беспорядоквеялицавьюгавьялицазавертьзавирюха

закрутень, пурга.

Проводится игра «Снежный ком» (с подгруппами по 5 человек)

М: «Хорошо  у вас в гостях, а метель не затихает».

АС: «Метель дело долгое, если разыгралась, то скоро не утихнет. Оставайтесь, стряпни моей отведать. Много у меня здесь утвари разной, забытой Вами – городскими жителями. И утварь эта нам  пригодится, пока Вы у меня гостить будете. Поэтому названия нам нужно запомнить, чтобы хорошо понимать друг друга в быту, в жизни нашей крестьянской, деревенской.

Обращаясь к гостям, М. просит найти картинки с предметами старорусской посуды (ендова, рыльник, подойник, опарник, черепушка, махотка). Если педагог ошибается, АС исправляет его и рассказывает, для чего нужна эта посуда. Всем педагогам раздаются картинки с изображением посуды и проводится игра «Добавь слово». Ведущие называют предложение, не договаривая последнего слова (названия посуды) с предлогом. Это слово называют педагоги, у которых соответствующие картинки – предмет посуды.

Испеченные пироги мы сложим  … (в черепушку)

Пьем вкусный квас …(из ендовы)

Пойду доить корову … (с подойником)

Молоко нужно перелить из подойника … (в махотку)

Чтобы тесто быстрее подошло, полотенце положим …(на опарник)

Нельзя помыть руки … (без рыльника)

Ой, и засиделись. Вспомним, как говорили наши бабушки и дедушки. Встанем и разомнем наши чресла (поясница). Покажите мне свою десницу (правая рука). Закройте ладонями свои очи (глаза), а теперь покажите шуйцу (левая рука), а теперь ладошками закройте ланиты (левая). 

АС: «Оставлю вас ненадолго»

М: «Посуды много разной и АС. А помните ли вы, какие предметы посуды были у вас нарисованы? Слепите и украсьте на свое усмотрение. Эту посуду мы подарим АС».

Под музыкальное сопровождение педагоги лепят из пластилина посуду и украшают ее.

Затем поделки дарят АС, а она угощает гостей своими пирогами: «А теперь все за стол – ведь не красна изба углами, а красна пирогами». Занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".

Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

мастер-класс для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"

Занятие для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"Смотреть https://youtu.be/zpZMMENvOig...


 

Комментарии

Фролкина Светлана Александровна

Очень интересно и познавательно. Во время чтения представила себя в русской избе, услышала , как завывает вьюга, трещат дрова в печи. Некоторые слова знала раньше, а большинство - открытие.