Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
методическая разработка по теме
Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период подготовительного обучения при общеобразовательных школах.
До настоящего времени официально утверждённых программ по предупреждению и преодолению нарушений речевого развития у будущих первоклассников, посещающих подготовительные курсы при общеобразовательных школах не разработано. В своей работе мы руководствовались положением от 1976 года, инструктивно-методическим письмом 1996 года, инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», а также авторскими разработками ведущих логопедов России (А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
Программу составили: |
Учитель – логопед БОУ г. Омска «Лицей № 137» Казаковская С.А. |
Учитель – логопед БОУ г. Омска «СОШ № 135» Балбашова М.А. |
Омск, 2012
1. Пояснительная записка.
Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период подготовительного обучения при общеобразовательных школах.
До настоящего времени официально утверждённых программ по предупреждению и преодолению нарушений речевого развития у будущих первоклассников, посещающих подготовительные курсы при общеобразовательных школах не разработано. В своей работе мы руководствовались положением от 1976 года, инструктивно-методическим письмом 1996 года, инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», а также авторскими разработками ведущих логопедов России (А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева).
В результате обследования будущих первоклассников у 35% - 42 % детей имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя. В связи с этим дошкольники с данной речевой патологией будут испытывать большие трудности в овладении образовательными программами по русскому языку и чтению, что впоследствии может привести к стойкой неуспеваемости и по остальным предметам.
Современный уровень развития нейрофизиологии, психолингвистики, логопедии дает возможность более квалифицированно подходить к созданию системы коррекционного обучения с учетом речевого дефекта и психического развития будущего школьника.
Следует отметить, что данная программа может быть использована в работе с обучающимися с задержкой психического развития и с обучающимися, имеющими интеллектуальное недоразвитие, но с условием увеличения продолжительности коррекционно-развивающего подготовительного процесса.
Основная цель данного коррекционного курса: создание предпосылок для освоения языка как учебного предмета путем коррекции и развития всех сторон устной и письменной речи.
Исходя из этого, программа направлена на решение следующих задач:
1. Коррекцию недостатков развития фонетических и лексико-грамматических компонентов речи.
2. Развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза.
3. Развитие высших психических функций, лежащих в основе процессов письма и чтения (слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов).
4. Уточнение и закрепление учебных понятий, терминов по фонетике, грамматике, правописанию.
5. Развитие познавательной деятельности на речевом материале.
6. Коррекцию и дальнейшее развитие связной (диалогической и монологической) речи через организацию активной речевой практики.
Программа опирается на основные педагогические принципы:
-принцип системного подхода: учет структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушений всех компонентов речевой системы, опора на сохранные анализаторы; взаимосвязи формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента речи;
-принцип постепенного развития речи и психических познавательных функций;
-принцип доступности коррекционно-развивающего материала с учетом ”зоны ближайшего развития”;
-принцип деятельностного подхода (речь - как вид деятельности);
-принцип единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности.
Следовательно, коррекционную работу необходимо проводить в определенной последовательности.
Этапы программы:
I этап – диагностический и подготовительный этап.
II этап – предупреждение и коррекция речевого развития будущих первоклассников.
2. Основные разделы I этапа.
I этап коррекционно-развивающего процесса включает в себя следующие разделы:
I раздел программы «Диагностический» предполагает углубленное обследование всех структур речи: фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, уровень сформированности временных и пространственных представлений, слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.
II раздел программы «Пространственно-временные представления» дает возможность учащимся осознать схему собственного тела, определить направления в пространстве, что в последствии создаст основу для воспитания звуко-слогового и морфологического анализа слов и предложений (последовательности во времени звуков, слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов в предложении).
III раздел программы «Знакомство с артикуляционным аппаратом и речевым дыханием.
На этом этапе идет формирование положительной мотивации к обучению дошкольников в школе.
3. Основные разделы II этапа.
I раздел программы «Речь. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение»
Содержание этого раздела направлено на формирование фонетико-фонематических процессов и уточнение представлений о звуко-слоговом составе слова, на развитие умений устанавливать связь между звучанием слова и его значением, на активизацию словарного запаса и моделирование различных синтаксических конструкций. Включение в данный раздел темы «Простое предложение (нераспространенное и распространенное)» правомерно, так как практическое усвоение предложений различных синтаксических конструкций создает «банк» моделей, типов предложений, что в последствии будет способствовать усвоению теоретического материала по синтаксису и развитию у обучающихся связной речи.
II раздел « Формирование основных процессов в развитии фонематических представлений»
В этом разделе программы идёт формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, подготовку артикуляционного аппарата и постановку речевого дыхания с учётом нарушений звукопроизношения обучающихся.
Одним из основных моментов на данном этапе является работа по автоматизации и дифференциации звуков и букв в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи с целью создания предпосылок для формирования полноценных навыков письма и чтения.
I этап коррекционно-развивающего процесса совпадает с первым годом обучения. Выбор, порядок прохождения тем и количество часов могут варьироваться в течение года. Это зависит от периодичности логопедических занятий (3 или 4 раза в неделю) и от структуры речевого дефекта, особенностей состава группы.
4. Содержание работы по предупреждению и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников.
- Диагностический.
- Обследование звукопроизношения и фонематических процессов.
- Обследование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
- Обследование уровня сформированности временных и пространственных представлений.
- Пространственно-временные представления.
- Пространственные представления.
- Временные представления.
II. Речь. Слово. Предложение.
- Речь. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Артикуляционная гимнастика. Речевое дыхание.
- Речь как средство общения. Речь устная и письменная.
- Слово. Предложение. Текст.
- Предложение. Схема предложения.
- Слова, обозначающие предмет.
- Слова, обозначающие действие предмета.
- Простые двусоставные нераспространенные предложения.
- Простое двусоставное предложение с дополнением.
- Слова, обозначающие признаки предмета.
- Простое двусоставное предложение с определением.
- Предлоги: в, из, на, над, по, к, от, у, с, со.
- Слог. Деление слов на слоги.
- Ударение. Ударный слог.
- Гласные и согласные звуки.
- Гласные звуки и буквы.
- Согласные звуки: твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.
- Обобщение полученных знаний, умений и навыков.
При завершении коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения дошкольниками содержания подготовительного курса.
К этому времени у будущих первоклассников должны быть сформированы:
- направленность внимания на звуковую сторону речи;
- основные процессы в развитии фонематических представлений;
- первоначальные представления о звуко- буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований
- навыки правильного звукопроизношения;
- лексико – грамматические категории;
- необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные звуки, согласные: твердые - мягкие, звонкие - глухие звуки, предложение и т.д.
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко- буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Тема занятия | Развитие фонематических процессов | Уточнение и обогащение словаря | Развитие грамматического строя и связной речи | Развитие и коррекция психологической базы речи | часы | сроки | Работа по закреплению материла и развитию ГМН | |
Диагностический и подготовительный этап
Предупреждение и коррекция речевого развития будущих первоклассников
2.Формирование основных процессов в развитии фонематических представлений Задачи:
| ||||||||
Речь. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Артикуляционная гимнастика. Речевое дыхание. | Анализ звуковых сочетаний (Г Г ) Игровое упражн. «Эхо» | Тема «Разные звуки». Уточнение и закрепление словаря по теме «Овощи, фрукты» | Развитие монологической речи. «Наш сад», «Как огородники ухаживали за огородом» | Развитие устойчивости внимания «4–лишний». Развитие артикуляционной моторики и кинестетических ощущений. | 2 | Развитие навыков ориентировки на листе бумаги. | ||
Слово. Предложение. Текст. | Анализ звуковых сочетаний (Г ГГ).Определение количества предложений в тексте. | Лексическая тема «Цветы». | Развитие диалоги-ческой речи. | Развитие устойчивости слухоречевого внимания. | Развитие навыков ориентировки на листе бумаги. | |||
Предложение. Схема предложения. | Анализ звуковых сочетаний (Г ГГ).Определение последовательно-сти звуков. Определение количества и последовательно-сти слов в предложении. | Лексическая тема «Живая и неживая природа осенью». | Развитие умения вести диалог. | Развитие устойчивости слухоречевого внимания. | Графический диктант | |||
Слова, обозначающие предметы. | Анализ звуковых сочетаний (ГГГ ). Усвоение понятия « слова» как части речи, имеющего значение | Закрепление и обогащение словаря по теме «Осень» | Развитие умения вести диалог, рассуждая и доказывая. | Работа над концентрацией зрительного и слухоречевого внимания. | 2 | Графический диктант. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы | ||
Слова, обозначающие действия предметов. | Развитие ритма. Игра «Почтальон» | Расширение предикативного словаря | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. « Как Маша встречала гостей» | Развитие долговременной памяти. | 2 | Развитие мелкой моторикой посредством пальчиковых упражнений. | ||
Простое двусоставное нераспространённое предложение. | Игровое упражнение «Сигнальщики» | Тема «Животный мир осенью». | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. | Развитие наблюдательности. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | Развитие графо-моторных навыков. Постановка звуков. | ||
Слова, обозначающие признаки предметов. | Игровое упражнение «Улиточка» | «Перелётные птицы». Расширение предикативного словаря (антонимы) | Развитие умения точно подбирать определения и согласовывать с им. сущ. по родам и числам | Развитие мыслительных операций. Дидактическая игра «Кого не стало?». | 2 | Графический диктант. Постановка звуков. | ||
Распространение простого двусоставного предложения определением. | Определение места слова в предложении. | Тема «Зима», «Зимующие птицы», | Развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на предметно- графическую схему «Как в детском саду встречали Новый год». | Развитие словесно-логического мышления посредством загадок о зиме. | 1 | Развитие графо- моторных навыков. Постановка звуков. | ||
Грамматическое оформление простого предложения. Предлоги. | Определение количества слов в предложении. Добавление предлогов. | Обогащение словаря предлогами. | Договаривание предложений(подбор подходящего по смыслу предлога). Дид. игра «Маленькие словечки» | Развитие познавательной активности. | 2 | Постановка и автоматизация звуков. | ||
Слог. Деление слов на слоги. | Анализ слоговых слияний, односложных слов. | Дикие животные наших лесов. | Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. «Чьё это?» | Развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания «Цепочка слов». | 1 | Отработка разных видов штриховки. Работа со схемами. | ||
Ударение. Ударный слог. | Определение количества слогов в слове посредством игрового упражнения «Хлопушки». | «Зимние забавы», «Наша Армия». | Согласование количественных числительных с существительными в роде. | Развитие зрительного внимания «Бабочка». | 2 | Развитие графо- моторных навыков. Постановка звуков и автоматизация. | ||
Гласные и согласные звуки. | Звуковой анализ слов простой слоговой структуры. Определение количества гласных и согласных в слове. | «Весна» Упражнения в образовании и практического употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | Соотнесение существительных с притяжательными местоимения-ми мой, моя, моё. | Развитие речемыслительной деятельности. | 1 | Отработка написания элементов букв. | ||
Гласные звуки и буквы. | Выделение гласных звуков в слогах, в словах. Определение местоположения данного звука в слове (начало, конец или середина ). | Развитие навыков словообразования. Лексические темы: «Семья», «Мамин праздник», «Профессии людей». | Развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на предметно- графическую схему «Как Вика поздравила маму с праздником» | Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, к запоминанию, наблюдательности к языковым явлениям. Упражнения на осознанное восприятие. | 2 | Постановка звуков. Работа над моторикой. Развитие графо- моторных навыков. | ||
Согласные звуки: твёрдые и мягкие; звонкие и глухие. | Звукобуквенный анализ и синтез. Определение количества согласных и гласных звуков в слове | «Наш город, улица, дом». «Транспорт». «Мебель» Обогащение лексики глаголами, прилагательными . | Развитие монологической речи Составление описательных рассказов с опорой на схемы-модели, предметно- графическую схему | Формирование умения распределять внимание; развивать навыки и приёмы самоконтроля. | 4 | Отработка написания элементов букв. Графический диктант. | ||
Обобщение: проверка усвоения дошкольниками содержания подготовительного курса | упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности | 5 | ||||||
Выпуск. 1 |
Тематическое планирование занятий учителя – логопеда в группе «Малышок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....
Родительское собрание. Выступление на тему: "Речевое развитие будущих первоклассников".
Как полезно провести летнее время....
Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"
Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Начиная со 2 класса, в письменных работах н...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Профилактика и коррекция "зеркального письма" у будущих первоклассников.
Если ребёнок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в прстранственном расположении предметов по отношению к себе...
Речевая готовность будущего первоклассника
Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной про...