Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
методическая разработка по теме

Казаковская Светлана Анатольевна

 

Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период  подготовительного обучения  при общеобразовательных школах.

     До настоящего времени официально утверждённых программ по  предупреждению и преодолению нарушений речевого развития у будущих первоклассников, посещающих подготовительные курсы при общеобразовательных школах не разработано.  В своей работе мы руководствовались положением от 1976 года, инструктивно-методическим письмом 1996 года, инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,  а также авторскими разработками ведущих логопедов России (А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по  предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.

Программу составили:

Учитель – логопед БОУ

г. Омска  «Лицей № 137» Казаковская С.А.

Учитель – логопед БОУ

г. Омска  «СОШ № 135» Балбашова М.А.

Омск, 2012


1. Пояснительная записка.

      Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период  подготовительного обучения  при общеобразовательных школах.

     До настоящего времени официально утверждённых программ по  предупреждению и преодолению нарушений речевого развития у будущих первоклассников, посещающих подготовительные курсы при общеобразовательных школах не разработано.  В своей работе мы руководствовались положением от 1976 года, инструктивно-методическим письмом 1996 года, инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,  а также авторскими разработками ведущих логопедов России (А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева).

     В результате обследования будущих первоклассников у 35% - 42 %  детей  имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя. В связи с этим дошкольники с данной речевой патологией  будут испытывать большие трудности в овладении образовательными программами по русскому языку и чтению, что впоследствии может привести к стойкой неуспеваемости и по остальным предметам.

     Современный уровень развития нейрофизиологии, психолингвистики, логопедии дает возможность более квалифицированно подходить к созданию системы коррекционного обучения с учетом речевого дефекта и психического развития  будущего школьника.

     Следует отметить, что данная программа может быть использована в работе с обучающимися с задержкой психического развития и с обучающимися, имеющими интеллектуальное недоразвитие, но с условием увеличения  продолжительности коррекционно-развивающего подготовительного процесса.

     Основная цель данного коррекционного курса: создание предпосылок для освоения языка как учебного предмета путем коррекции и развития всех сторон устной и письменной речи.

     Исходя из этого, программа направлена на решение следующих задач:

1. Коррекцию недостатков развития фонетических и лексико-грамматических компонентов речи.

2. Развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза.

3. Развитие высших психических функций, лежащих в основе  процессов письма и чтения (слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов).

4. Уточнение и закрепление учебных понятий, терминов по фонетике, грамматике, правописанию.

5. Развитие познавательной деятельности на речевом материале.

6. Коррекцию и дальнейшее развитие связной (диалогической и монологической) речи через организацию  активной речевой практики.

     Программа опирается на основные педагогические принципы:

-принцип системного подхода: учет структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушений всех компонентов речевой системы, опора на сохранные анализаторы; взаимосвязи формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента речи;

-принцип постепенного развития речи и психических познавательных  функций;

-принцип доступности коррекционно-развивающего  материала с учетом ”зоны ближайшего развития”;

-принцип деятельностного подхода (речь  -  как вид деятельности);

-принцип единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности.

 Следовательно, коррекционную работу необходимо проводить в определенной  последовательности.

Этапы программы:

I этап – диагностический и подготовительный этап.

II этап – предупреждение и коррекция речевого развития будущих первоклассников.

2. Основные разделы I этапа.

I этап коррекционно-развивающего процесса включает в себя следующие разделы:

I раздел программы «Диагностический» предполагает углубленное обследование всех структур речи: фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, уровень сформированности временных и пространственных представлений, слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

 II раздел программы «Пространственно-временные представления» дает возможность учащимся осознать схему собственного тела, определить направления в пространстве, что в последствии создаст основу для воспитания звуко-слогового и морфологического анализа слов и предложений (последовательности во времени звуков, слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов в предложении).  

III раздел программы «Знакомство с артикуляционным аппаратом и речевым дыханием.    

На этом этапе идет формирование положительной мотивации к обучению дошкольников в школе.

3. Основные разделы II этапа.

I раздел программы «Речь. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение»

Содержание этого раздела направлено на формирование фонетико-фонематических процессов и уточнение представлений о звуко-слоговом составе слова, на развитие умений устанавливать связь между звучанием слова и его значением, на активизацию словарного запаса и моделирование различных синтаксических конструкций. Включение в данный раздел темы «Простое предложение (нераспространенное и распространенное)»  правомерно, так как практическое усвоение предложений различных синтаксических конструкций создает «банк» моделей, типов предложений, что в последствии будет способствовать усвоению теоретического материала по синтаксису и  развитию у обучающихся  связной речи.

II раздел « Формирование основных процессов в развитии фонематических представлений»

В этом разделе программы идёт формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, подготовку артикуляционного аппарата и постановку речевого дыхания с учётом нарушений звукопроизношения обучающихся.

Одним из основных моментов на данном этапе является работа по автоматизации и дифференциации звуков и букв в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи с целью создания предпосылок для формирования полноценных навыков письма и чтения.

I этап коррекционно-развивающего процесса совпадает с первым годом обучения. Выбор, порядок прохождения тем и количество часов  могут варьироваться в течение года. Это зависит от периодичности логопедических занятий (3 или 4 раза в неделю) и от структуры речевого дефекта, особенностей состава группы.

4. Содержание работы по предупреждению и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников.

  1. Диагностический.
  • Обследование звукопроизношения и фонематических процессов.
  • Обследование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
  • Обследование уровня сформированности временных и пространственных представлений.
  • Пространственно-временные представления.
  • Пространственные представления.
  • Временные представления.

          II.       Речь. Слово. Предложение.

  • Речь. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Артикуляционная гимнастика. Речевое дыхание.
  • Речь как средство общения. Речь устная и письменная.
  • Слово. Предложение. Текст.
  • Предложение. Схема предложения.
  • Слова, обозначающие предмет.
  • Слова, обозначающие действие предмета.
  • Простые двусоставные нераспространенные предложения.
  • Простое двусоставное предложение  с дополнением.
  • Слова, обозначающие признаки предмета.
  • Простое двусоставное предложение с определением.
  • Предлоги: в, из, на, над, по, к, от, у, с, со.
  • Слог. Деление слов на слоги.
  • Ударение. Ударный слог.
  • Гласные и согласные звуки.
  • Гласные звуки и буквы.
  • Согласные звуки:  твёрдые и мягкие; звонкие  и глухие.
  • Обобщение полученных знаний, умений и навыков.

     При завершении коррекционно-развивающего  обучения следует провести проверку усвоения дошкольниками содержания подготовительного курса.

К этому времени у будущих первоклассников должны быть сформированы:        

  • направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • основные процессы в развитии фонематических представлений;
  • первоначальные представления о звуко- буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований        
  • навыки правильного звукопроизношения;
  • лексико – грамматические категории;
  • необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные звуки, согласные: твердые - мягкие, звонкие -  глухие звуки, предложение и т.д.

Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко- буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.


Тема занятия

Развитие фонематических процессов

Уточнение и

обогащение

словаря

Развитие грамматического строя и связной речи

Развитие и коррекция психологической базы речи

часы

сроки

Работа по закреплению материла и развитию ГМН

   Диагностический и  подготовительный этап

  1. Обследование устной речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексико- грамматический строй речи, связная речь (1)
  2. Развитие пространственных представлений: графическое  воспроизведение направлений, определение последовательности в пространстве, временные представления (2)
  3. Знакомство с артикуляционным аппаратом и речевым дыханием (1)

Предупреждение и коррекция речевого развития будущих первоклассников

  1. Речь. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение.

2.Формирование основных процессов в развитии фонематических представлений 

Задачи:

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • совершенствование фонематического слуха;
  • формирование и закрепление навыка звукового  анализа и синтеза.

Речь. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Артикуляционная гимнастика. Речевое дыхание.

Анализ звуковых сочетаний (Г Г )

Игровое упражн.

«Эхо»

Тема «Разные звуки». Уточнение и закрепление словаря по теме «Овощи,   фрукты»

Развитие монологической речи. «Наш сад», «Как огородники ухаживали за огородом»

Развитие устойчивости внимания «4–лишний». Развитие артикуляционной  моторики и кинестетических  ощущений.




2

Развитие навыков ориентировки на листе бумаги.

Слово. Предложение. Текст.

Анализ звуковых сочетаний (Г ГГ).Определение  количества предложений в тексте.

Лексическая тема «Цветы».

Развитие диалоги-ческой речи.

Развитие устойчивости слухоречевого внимания.

Развитие навыков ориентировки на листе бумаги.



Предложение. Схема предложения.

Анализ звуковых сочетаний (Г ГГ).Определение последовательно-сти звуков.  Определение  количества и последовательно-сти  слов в предложении.

Лексическая тема «Живая и неживая природа осенью».

Развитие умения вести  диалог.

Развитие устойчивости слухоречевого внимания.

Графический диктант

Слова, обозначающие предметы.

Анализ звуковых сочетаний (ГГГ ). Усвоение понятия « слова» как части речи, имеющего значение

Закрепление и обогащение словаря по теме «Осень»

Развитие умения вести  диалог, рассуждая и доказывая.

Работа над концентрацией зрительного и слухоречевого внимания.

2

Графический диктант. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы

Слова, обозначающие действия предметов.

Развитие ритма. Игра «Почтальон»

Расширение предикативного словаря

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. « Как Маша встречала гостей»

Развитие долговременной памяти.

 2

Развитие мелкой  моторикой посредством пальчиковых упражнений.

Простое двусоставное нераспространённое предложение.

Игровое упражнение «Сигнальщики»

Тема «Животный мир осенью».

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

Развитие наблюдательности.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

Развитие графо-моторных  навыков. Постановка звуков.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Игровое упражнение «Улиточка»

«Перелётные птицы».  Расширение предикативного словаря (антонимы)


Развитие умения точно подбирать определения и согласовывать  с им. сущ. по родам и числам

Развитие мыслительных операций.

Дидактическая игра «Кого не стало?».

2

Графический диктант.

Постановка звуков.

Распространение простого двусоставного предложения определением.

Определение места слова в предложении.

 Тема «Зима», «Зимующие птицы»,

Развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на предметно- графическую схему «Как в детском саду встречали Новый год».

Развитие словесно-логического мышления посредством загадок о зиме.

1

Развитие графо- моторных навыков. Постановка звуков.

Грамматическое оформление простого предложения. Предлоги.

Определение количества слов в предложении. Добавление предлогов.

 Обогащение словаря предлогами.

Договаривание предложений(подбор подходящего по смыслу предлога).

Дид. игра «Маленькие словечки»

Развитие познавательной активности.

2

Постановка и автоматизация звуков.

Слог. Деление слов на слоги.

Анализ слоговых слияний, односложных слов.

Дикие животные наших лесов.

Упражнения в образовании  притяжательных прилагательных.

«Чьё это?»

Развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания «Цепочка слов».

1

Отработка разных видов штриховки. Работа со схемами.

Ударение. Ударный слог.

Определение количества слогов в слове посредством игрового упражнения «Хлопушки».

«Зимние забавы», «Наша Армия».

Согласование количественных числительных с существительными в роде.

Развитие зрительного внимания «Бабочка».

2

Развитие графо- моторных навыков.

Постановка звуков и автоматизация.

Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов простой слоговой структуры.

Определение количества гласных и согласных в слове.

 «Весна»

Упражнения в образовании и практического употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Соотнесение существительных с притяжательными местоимения-ми мой, моя, моё.  

Развитие речемыслительной деятельности.

1

Отработка написания элементов букв.

Гласные звуки и буквы.

Выделение гласных звуков в слогах, в словах. Определение местоположения данного звука в слове (начало, конец или середина ).

Развитие навыков словообразования. Лексические темы:

 «Семья», «Мамин праздник», «Профессии людей».

Развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на предметно- графическую схему «Как Вика поздравила маму с праздником»

Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, к запоминанию, наблюдательности к языковым явлениям. Упражнения на осознанное восприятие.

2

Постановка звуков. Работа над моторикой. Развитие графо- моторных навыков.

Согласные звуки: твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.

Звукобуквенный анализ и синтез. Определение количества согласных и гласных звуков  в слове

«Наш город, улица, дом». «Транспорт».

«Мебель»

 Обогащение лексики глаголами, прилагательными .

Развитие монологической речи

Составление описательных рассказов с опорой на схемы-модели, предметно- графическую схему    

Формирование умения распределять внимание; развивать навыки и приёмы самоконтроля.  

4

Отработка написания элементов букв.

Графический диктант.

Обобщение: проверка усвоения дошкольниками содержания подготовительного курса

упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности

5

Выпуск.                                                                                                                                                                                 1      

Тематическое планирование занятий учителя – логопеда в группе «Малышок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.

Применение кинезиологических упражнений  в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Профилактика и коррекция "зеркального письма" у будущих первоклассников.

Если ребёнок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине  и форме, плохо ориентируется в прстранственном расположении предметов по отношению к себе...

Речевая готовность будущего первоклассника

Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной про...