ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
календарно-тематическое планирование по теме

Представлено планирование коррекционно-педагогической работы на год. В нем отражены все направления деятельности  школьного логопеда:

  1. Организационная работа.
  2. Диагностическая работа.
  3. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислалии.
  4. Формирование  грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  5.  Развитие   мелкой  моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  6. Коррекция звукопроизношения.
  7. Работа с педагогами.
  8. Работа с родителями.
  9. Методическая работа.
  10.  Самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Учитель-логопед

Коробкина М.П.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

- развитие артикуляционной моторики.

2.    Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания.

- развитие зрительной памяти и внимания.

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов(цвет, форма, вели-

чина).

- развитие пространственных представлений и ориентации.

- развитие представлений о времени.

- развитие слухового внимания и памяти.

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.     Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4.     Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтение по ролям).

5.      Развитие речи:

- развитие фонематических процессов.

- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- постановка и автоматизация дефектных звуков.

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.

- формирование связной речи, навыков построение связного высказывания.

ГОДОВОЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Разделы:

  1. Организационная работа.
  2. Диагностическая работа.
  3. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислалии.
  4. Формирование  грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  5.  Развитие   тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  6. Коррекция звукопроизношения.
  7. Работа с педагогами.
  8. Работа с родителями.
  9. Методическая работа.
  10.  Самообразование.

  1. Организационная работа.

- составить планы работы на год ( сентябрь).

- подготовиться к фронтальному обследованию, диагностике устной и письменной речи учащихся 1-4 классов (сентябрь).

      - составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

- своевременно провести обследование детей ( в период с 01.09. по 14.09. учебного года).

- по результатам обследования составить диагностическую карту работы с детьми-логопатами, отражающую динамику их развития (на протяжении 1 четверти учебного года).

- провести зачисление учащихся на логопункт, комплектование логопедических групп (сентябрь).

- своевременно заполнить речевые карты детей-логопатов в соответствии с решением протоколов комиссии ПМПК (на протяжении 1 четверти учебного года или по запросу).

- обеспечить оснащение педагогического процесса.

- оформить документацию и подобрать учебный материал (по плану)

- систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой (на протяжении всего учебного года).

- организация и оформление в логопедическом кабинете различных учебных зон (сентябрь).

- подведение итогов работы за учебный год. Составление и сдача аналитического отчета за учебный год (май).

  1. Диагностическая работа:

- фронтальное углубленное обследование учащихся 1-4 классов, выявление детей с различными отклонениями в речевой деятельности (сентябрь).

- динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения ( в течение года).

- просмотр письменных работ учащихся 2-4 классов с целью выявления дисграфии (октябрь).

- диагностика речевых нарушений по запросам (в течение года).

- выявление детей с нарушениями чтения и письма среди учащихся 1 классов (апрель-май).

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислалии:

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-2 классов.

- Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

- Упражнения в дифференционировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

- выделение согласных по картинкам и в словах ( по мере изучения алфавита): б-п, в-ф, г-к-х, с-ш, з-ж, с-з, с-ц, ш-ж, ц-ч, ч-ть.

- выделение и дифференцирование звуков : п-б, д-т, р-л.

- Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

- Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:

-  анализ слога по звукам;

-  анализ слова по звукам;

-  нахождение звука в словах со стечением согласных в начале, конце и середине слова;

преобразование путем замены одних звуков и букв другими;

преобразование слов путем наращивания и отнимания звуков (букв);

преобразование слов путем наращивания согласных.

- Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:

- слоговой анализ и синтез слова  в 2,3,4,5

слогов;

- дописывание слов по картинкам;

- помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению ( до 60 слов в минуту).

  1. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря:

Логопедическая работа с учащимися 3-4 классов.

1.Обогащение. Закрепление и активизация словаря:

- именами существительными;

- глаголами;

- наречиями.

2. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в различных частях речи. Малоупотребительные слова.

3. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

4. работа над формированием грамматического строя речи:

-  упражнения в образовании и согласовании существительных в роде, числе, падеже с ориентацией на окончание;

- подбор определений к существительным;

- образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;

-  обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);

-  активизация употребления глагольного словаря ( в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в 3-х наклонениях);

-  составление и оценивание по смыслу словосочетания ( предложения) с заданными словами;

-  упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

  1. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования:

-  суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;

-  суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

  1. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии:

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2-4 классов.

  1. Коррекция на фонетическом уровне:

Предупреждение и исправление акустической дисграфии:

- строение и функции речевого аппарата (повторение);

- звуки речи и буквы (повторение);

Фонематический анализ слов:

- простые формы звукового анализа;

- сложные формы звукового анализа;

-твердые и мягкие согласные;

- обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда;

- второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы Ь).

Формирование фонематического восприятия ; дифференциация фонем,имеющихся акустико-артикуляционное сходство;

- гласные Ё, Ю, О,У;

- звонкие и глухие парные согласные;

- оглушение звонких согласных: б-п, в-ф, г-к-х, с-ш, з-ж, с-з, с-ц, ш-ж, ц-ч.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

Коррекционная работа на лексическом уровне:

Выявление активного запаса учащихся.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

- слова – «сорняки»;

- слова-«приятели» (синонимы);

- слова- «неприятели» (антонимы);

- слова- «близнецы» (омонимы);

- сколько значений у слов ( многозначные слова).

Слоговой анализ и синтез слов.

Типы слогов.

Ударение в слове.

Схемы слого-ритмической структуры слов.

Безударные гласные.

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

Корень слова.

Сложные слова.

Приставка.

Суффикс.

Пропедевтика аграмматической дислексии  и дисграфии.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Словосочетание и предложение.

Согласование различных частей речи в числе, в роде.

Управление.

Закрепление падежных форм.

Связь слов в предложении (словосочетании).

Проверочные задания.

Предлоги.

Приставки.

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений;

- дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство: б-д, б-в-д, о-а;

п, т, р,ч, щ,ц,у,з.

№ п\п

                     Тема занятия

Дата

Примечание

1 этап

Сентябрь

1.

Речь. Предложение. 2 часа.

 С 16.09.

Структура занятий:

15 м.-фронтальная часть,

5 м.-артикулярная гимнастика,

20-25 м.- индивидуальная и групповая постановка звуков.(до середины октября).

2.

Предложение и слово. Дифференциация понятий.2 часа.

Октябрь

3.

Гласные  звуки и пройденные в классе буквы. 5 часов.

В течение всего месяца.

Структура занятий с 15 октября: 20-25 м.-фронтальная часть; 5 м.-артикулярная гимнастика; постановка и закрепление поставленных звуков.

4.

Деление слов на слоги. 2 часа.

5.

Ударение. 2 часа.

6.

Согласные звуки и пройденные в классе буквы. 1 час.

7.

Твердые и мягкие согласные. 2 часа.

Ноябрь

8.

Звонкие и глухие согласные.2 часа.

В течение месяца.

9.

Звуки  П-П, буква П. 1 час.

10.

Дифференциация П-Б. 2 часа.

11.

Звуки Т-Т буква Т.1 час.

12.

Звуки Д-Д, буква Д. 1 час.

13.

Дифференциация Д-Т. 2 часа.

Декабрь

14.

Звуки К-К, буква К. 1 час.

В течение месяца.

15.

Звуки Г-Г, буква Г. 1 час.

16.

Дифференциация К-Г. 2 часа.

17.

Звуки С-С, буква С. 1 час.

18.

Звуки З-З, буква З. 1 час.

19.

Дифференциация С-З. 2 часа.

Январь

20.

Звук Ш, буква Ш. 1 час.

После каникул.

21.

Звук Ж, буква Ж. 1 час.

22.

Дифференциация Ш-Ж. 2 часа.

23.

Дифференциация С-Ш. 2 часа.

Февраль

24.

Дифференциация З-Ж. 2 часа.

В течение месяца.

25.

Звуки Р-Р, буква Р. 2 часа.

26.

Звуки Л-Л, буква Л. 2 часа.

27.

Дифференциация Р-Л. 2 часа.

Март

28.

Звук Ч, буква Ч. 3-4 часа

В течение месяца.

29.

Дифференциация Ч-Г. 2 часа.

30.

Звук Щ, буква Щ. 2-4 часа.

Апрель

31.

Дифференциация Щ-Ч. 2-3 часа.

В течение месяца.

Провести занятия по дифференциации звуков Д-Б, П-Т, Л-М.

32.

Дифференциация Щ-С. 2-3 часа.

33.

Звук Ц, буква Ц. 2-3 часа.

Май

34.

Дифференциация Ц-С. 1 час.

В течение месяца.

35.

Дифференциация Ц-Т. 1 час.

36.

Дифференциация Ц-Ч. 2 часа.

37.

Контрольный диктант.

2 этап.

Сентябрь.


1.

Родственные слова. 2 часа.

С 15.09.

Все  занятия фронтальные.

2.

Подбор однокоренных слов. 2 часа.

3.

Выделение корня слова, выяснение его значения. 2 часа.

Октябрь

4.

Образование слов с помощью суффиксов( оттеночные значения: уменьшительно-ласкательные, увеличительные; слова обозначающие профессии, детенышей животных; образование прилагательных).7 часов.

В течение месяца.

5.

Образование слов с помощью приставок. 7 часов.

Ноябрь

6.

Предлоги. 2-3 часа.

В течение месяца.

7.

Дифференциация приставок и предлогов. 2-3 часа.

Декабрь

8.

Синонимы. 3 часа.

В течение месяца.

9.

Антонимы. 3 часа.

10.

Многозначные слова. 3 часа.

3 этап.

Январь.


11.

Тема. 1 час.

В течение месяца.

12.

Основная мысль текста. 1 час.

13.

Работа с деформированным текстом.2 часа.

14.

Деление сплошного текста на предложения. 2 часа.

Февраль

15.

Составление рассказа из данных предложений. 2 часа.

В течение месяца.

16.

Свободный диктант. 2 часа.

17.

Письменные ответы на вопросы. 2 часа.

18.

Составление плана. 2 часа.

Март

19.

Составление рассказа по данному плану. 2 часа.

В течение месяца.

20.

Изложение по коллективно составленному плану. 2 часа.

21.

Изложение по самостоятельно составленному плану. 2 часа.

Апрель

22.

Составление рассказа по его началу. 3 часа.

В течение месяца.

23.

Составление рассказа по его концу. 3 часа.

24.

Рассказ с элементами описания. 3 часа.

Май

25.

Рассуждение. 2 часа.

В течение месяца.

26.

Доказательство. 2 часа.

   

  1. Коррекция звукопроизношения:

Работа с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения (ведется в течение всего учебного года).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

№ п/п


Этапы работы


Коррекционные задачи


Виды работ


1.


Артикуляционная гимнастика


Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, вырабатывать точность и плавность движений. Формировать правильную воздушную струю.


Артикуляционные упражнения для развития подвижности языка и губ. Дыхательные упражнения.


2.


Изолированное произношение звука


Формировать правильный артикуляционный уклад.


Произношение звука изолированно с соблюдением правильной артикуляции, звукоподражание с использованием различных символов.


3.


Автоматизация произношения звука в слогах.


Закрепить произношение звука в слогах различной структуры. Формировать навыки слогослияния. Развивать слуховое внимание и память.


Многократное повторение слогов, повторение слоговых рядов, договаривание слогов в чистоговорках.


4.


Автоматизация произношения звука в словах.


Закрепить произношение звука в словах, развивать умение определять наличие и место  звука в словах, расширять и активизировать в речи слова.


Отраженное повторение слов, сопряженное повторение слов, выбор и называние картинок заданным звуком, определение позиции (начало, середина, конец) заданного звука в слове, договаривание слов в текстах чистоговорок («доскажи словечко»).


5.


Автоматизация произношения звука в словосочетаниях, предложениях.


Закрепить произношение звука в словосочетаниях, предложениях, развивать грамматический строй речи, формировать понятие о предложении, учить самостоятельно составлять предложения.


Подбор прилагательных к существительным, определение предмета по его действию, составление предложений по сюжетным картинкам, работа с деформированным предложением.


6.


Автоматизация произношения звука в текстах.


Закрепить произношение звука в текстах, учить понимать содержание текстов, развивать навыки пересказа, развивать слуховое внимание и память.


Выделение из текстов слов с заданным звуком, беседа по содержанию текстов по вопросам и без вопросов, заучивание наизусть текстов стихотворений, насыщенных словами с заданным звуком, работа над текстами чистоговорок, скороговорок, многоговорок.



7.



Введение звука в речь.


Закрепить произношение звука в самостоятельной речи, развивать навыки самоконтроля за произношением в повседневной жизни.


Беседы в повседневной жизни, наблюдение за речью.

  1. Работа с педагогами:

- Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов (на протяжении всего учебного года).

 Оказание систематической помощи по коррекции речи детей.

-  Помощь педагогам в организации обучения и развития детей логопатов.

-  Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

-  Организация речевой игротеки.

-  Проведение консультаций на МО учителей начальных классов по темам:

- Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма.

- Недостатки чтения у детей и пути их преодоления.(1 полугодие).

  1. Связь учителя-логопеда с родителями.

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:

- приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка ( по индивидуальному плану);

-  доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;

-  проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями ( в консультативные часы и по индивидуальным запросам);

-  принимать участие в родительских собраниях.

Проведение родительского собрания на логопункте. Ознакомление родителей с результатами обследования и основными направлениями коррекционной работы (в течение года).

  1. Методическая работа.

-  На родительских собраниях организовать лекции об особенностях работы с детьми-логопатами ( согласно плану проведения родительских собраний – в начале и в конце учебного года).

     -  Систематически знакомить родителей и учителей начальной школы с инновационными технологиями.

      -  Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия.

Логопедические игры.

       - Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

Оказывать консультативную помощь родителям учащихся с отклонениями в развитии, учителям и воспитателям ГПД.

  1.  Самообразование.

-  Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

-   Принимать активное участие в районных семинарах и методических советах (на базе школы).

-   Посетить, с целью обогащения опыта, ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно – педагогической работы с учащимися

От того насколько своевременно, систематично и целенаправленно будет проводиться профилактическая и коррекционно-педагогическая работа  педагогов, воспитателей  и родителей с учащимися будет...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...