Положение о фонетических зарядках в школе 1-2 вида
методическая разработка по теме

Шепелева Светлана Юрьевна

Данное положение раскрывает методику проведения фонетических зарядок в школе 1-2 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_fonet._zaryadkakh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Положение

о  фонетических зарядках  на уроках.

Формирование у глухих устной речи, доступной пониманию окружающих - задача, от решения которой зависит не только социальная адаптация глухого в обществе слышащих, но и интенсификация процесса школьного обучения.

1.1 Речевая фонетическая зарядка – одна из форм фронтальной работы над произношением. Фонетические зарядки – это тренировочные упражнения, проводимые, как правило, на первом уроке языка (независимо, каким по счёту идёт этот урок).

1.2  В младших классах, где большинство предметов ведёт один и тот же учитель, зарядка может быть проведена на любом уроке.

Методика работы сводится к тому, что все упражнения выполняются фронтально. В младших классах допускается разделение упражнений, предусмотренных для одного дня, на несколько уроков. Так делается потому, что на этом этапе обучения темп работы ещё очень медленный и на уроке уходит слишком много времени.

1.3 В старших классах определение содержания и планирование речевой зарядки производится учителем русского языка; затем он передает этот материал преподавателям других предметов. Если первый урок не приходится на русский язык, то речевую зарядку проводит преподаватель другого предмета.

     2.  По времени речевая зарядка проводится в течение 2 -5 минут.

     3.  Основные задачи речевой зарядки сводятся к следующему:

  1. Настроить учащихся, дать им определённую установку, которую они должны выдерживать в течение последующего учебного и внеклассного времени.
  2. Закрепить в устной речи  вновь приобретённые произносительные навыки и их совершенствовать.
  3. Предупредить распад ранее усвоенных, но неустойчивых навыков.

    4.  Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи:

4.1 Работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи. Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.

4.2   Если большинство школьников не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы, то допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы

5. Темы фонетических зарядок планируются на четверть. Целесообразно так строить план работы, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение недели и на протяжении четверти повторялась бы.

5.1 Отбирая для зарядки материал на определённый звук или звуки, учитель учитывает  тему урока.

6. В основу обучения произношению положен аналитико – синтетический концентрический полисенсорный метод. 

6.1  В проведении фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами, но преимущество при этом отдаётся целым словам и фразам. В конце работы слово или фразу нужно произнести слитно и с ударением.

6.2 Соответствие принципу концентрического подхода к обучению выражается в том, что в речевой материал включаются и слова, содержащие звуки, которые дети ещё не умеют воспроизводить точно, а пользуются заменителями. В качестве заменителя выступает тот звук, который является темой данного занятия.

6.3 Принцип полисенсорности предусматривает широкую опору на разные анализаторы глухого – слуховой, зрительный, кожный. Особое значение имеет расширение возможностей использования остаточного слуха. Это достигается не только за счет применения в процессе обучения звукоусиливающей аппаратуры, но и систематических упражнений, направленных на развитие слухового восприятия.

7. Речевая зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, материал рассчитан на моносенсорное (только на слух) или бисенсорное (слухозрительное восприятие).

7.1  Каждый учитель должен предъявлять особые требования к своей артикуляции, к своей речи. Глядя на артикуляцию педагога, глухой ребёнок подражает ей, учится говорить правильно.

8. Материал на речевые зарядки отбирается с учётом 3-х основных положений:

  1. Понятность по содержанию (т.е. слова и выражения, которые дети усваивают на занятиях по любому учебному предмету).
  2. Употребительность речевого материала. Нужно широко использовать обиходно – разговорную речь, а также термины и предложения, которые школьники усваивают на уроках русского языка, математики, естествознания, истории, географии, труда и т.д.
  3. Соответствие фонетическому принципу. Речевой материал во всех видах работ должен содержать контрольные звуки, т.е. звуки, подлежащие отработке.

9.  На речевой зарядке необходимо практиковать разнообразные виды работ. Это следует предусматривать в плане.

9.1 Обычно изменение видов работ связано с изменением видов речевой деятельности. Как правило, это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов, слов или их частей, словосочетаний, фраз. Наряду с чтением речевого материала нужно тренировать учащихся в названии картинок и конкретных предметов, воспроизведении в действиях ситуации, рассказывании наизусть.

9.2На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. 

 9.3 Обязательная работа над правилами орфоэпии, интонацией, темпом речи, а также на развитие речевого дыхания, на развитие умения правильно распределять дыхательные паузы, на отработку внятности произношения слов.   

10.Допускаемые ошибки учитель должен слышать и обязательно исправлять, в противном случае весь смысл фонетических зарядок пропадает. Если после исправления, ученик продолжает говорить неправильно, об этом ставится в известность учитель РСВ, который должен взять этот звук на доработку.

10.1 Учителю класса для исправления неправильного произношения звуков необходимо знать правильную артикуляцию данного звука, приёмы контроля и самоконтроля, приёмы, которыми пользуется учитель по РСВ.                 10.2  Такими же знаниями должен обладать и воспитатель.

10.3 Работа учителя РСВ, учителя класса и воспитателя должна быть в тесном контакте.

11. План фонетической зарядки записывается в тетрадь рабочих планов, в план урока.

11.1 На речевой зарядке  можно применять элементы фонетической ритмики. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль, как в коррекции речи, так и в развитии естественности движений у детей с недостатками слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе

Фонетическая зарядка на примере гласных (краткий и долгий о) и согласных звуков ( f,v ) на уроках английского языка в начальной школе....

Положение о динамических переменах в школе 1-2 вида.

В связи с малай подвижностью учащихся  в нашей школе решили организовать проведение динамических перемен с элементами фоноритмики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач....

Фонетические и речевые зарядки в школе I и II вида

Фонетические зарядки предлагаются учащимся с целью:а) дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время;б) закрепить вновь приобретенные произносительные навыки;в) предупредить ра...

Основные виды и типы фонетической зарядки на уроке английского языка в условиях введения ФГОС ООО.

На начальном этапе обучения рекомендуется использовать фонетическую зарядку для развития произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значе...