"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».
статья по теме

Киселева Татьяна Юрьевна

Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сказкотерапия73 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмонациональных нарушений и совершенствования  взаимоотношений с окружающим миром».

                                                  Составила:

Т.Ю. Киселёва,

учитель письма и  развития речи,

Муниципального казенного специального ( коррекционного ) образовательного учреждения для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 « Целинной специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы – интерната

 V III вида»,

с. Целинное,

Ширинский район,

Республика Хакасия

2013 г.

                                                                     « Нет в мире существа,

                                                                        которого бы  не коснулся

                                                                       хоть   самый крошечный луч любви.

                                                                       И так же нет человека

                                                                       В чьей жизни нельзя было бы

                                                                        найти сказку».

                                                                       А.В.Гнездилов

                                                                ( доктор медицинских наук).

Осипова А.А. в своей книге «Общая психокоррекция» даёт следующее определение: « Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром».

   Почти все ребята, которые поступают в  школу VIII вида, из неблагополучных семей. У них не привиты навыки самообслуживания, они не умеют общаться друг с другом, не развита речь, внимание не устойчивое, слабая память. Такие дети не имеют представлений о правилах и нормах  поведения в обществе. Они неусидчивы.   Таким детям сродни эмоциональные потрясения и домашние скандалы, в которых принимают участие самые близкие им люди. Эмоциональная нагрузка на сознание такого ребёнка такова, что психика вынуждена прибегнуть к защитной реакции. Можно сказать, что чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше причин для возникновения страхов.

  Проявление состояния  эмоционального дискомфорта - это одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. Из- за  того, что не всё у ребёнка получается, что окружающие люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, возникает заниженная самооценка, а это приводит к разочарованию, появлению чувства вины, неудовлетворённости. Внешне это выражается в появлении у ребёнка  подавленности, угнетённости, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта. Насмешки сверстников, непонимание и негативное отношение к таким детям  взрослых, вырабатывает у ребят стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности.

    У детей с проблемами интеллектуальном развитии имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, которую они получают из окружающего мира. Поэтому для таких детей просто необходимо создавать такие специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию присутствующих им недостатков.

        Поступая в коррекционную школу VIII вида, ребёнок окружается вниманием и заботой педагогов. Для того чтобы ребёнок с проблемами в развитии не боялся окружающего его мира, а мог войти в него без страха, необходимо вооружить его социальными знаниями, умениями и навыками, научить его управлять своим поведением, адекватно вести себя в кругу окружающих его людей. Педагог должен научить его понимать другого человека, развивать у него способность поставить себя на место другого.

  И сказка  это один из способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Она даёт им гамму необходимых переживаний, создаёт особенное, не с чем несравнимое настроение, учит добру и справедливости.  Конечно, коррекцию эмоциональных нарушений можно лечить и другими методами и средствами: музыкой, игрой, театром, игрушками, изобразительной деятельностью. Но коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью сказкотерапии.

  Корней Иванович Чуковский писал так: « По – моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитывать в ребёнке человечность - это дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

    Через образы сказок ребёнок соприкасается с опытом многих поколений.  Сказка учит жить. А зачем бы иначе наши предки тратили драгоценное время на них. Зачем посвящали вечерние часы, да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями сказок? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир сказок и чудес взрослые члены семьи!

        Сказка заставляет ребёнка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, развивается творческое воображение. « Сказка,  - писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не  делать добро, то есть учит сопереживать». Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищённость. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, сильнее,  мудрее, добрее. Таким образом, ребёнок усваивает, что всё, что происходит с ним в жизни, способствует его внутреннему росту.

   Сказка способна перед каждым открыть дверцу, за которой свои и чужие радости  и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестаёт быть « потёмками», а своя душа приобретает непривычные качества и свойства. Отчего порой у ребёнка текут слёзы, если ему самому ничего не угрожает, никто его не обижает? Сказка позволяет смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку он может понять законы мира, в котором живёт.

       Сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

     Сказкотерапия -  это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.  Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищённость: всё, что ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо.

  Т.Д. Зенкевич – Евстегнеева предложила систему « сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается «как процесс знакомства с сильными сторонами личности  ребёнка, расширения поля сознания и поведения, поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребёнка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой». Данный  курс сказкотерапии включает в себя множество приёмов и форм работы со сказкой, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание, память, координацию движений, адекватную самооценку. Перевоплощаясь в сказочных героев: птиц, животных, растения, дет с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания,  чем  будучи Женей, Ирой, Настей, Колей и т.д.

   Сказка снимает  эмоциональное и телесное напряжение, формируются способности регуляции процессов возбуждения и торможения, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний. Частая смена деятельности во время проведения такого занятия, их игровой характер, расширяет объём внимания, оно становится более устойчивым. Использование музыкального сопровождения позволяет создать особый эмоциональный эффект.

     Концепция  комплексной  сказкотерапии базируется на пяти видах сказок. Художественные – созданные многовековой мудростью народа и авторские; народные – самые древние народные сказки в литературе называют мифами; дидактические - создаются педагогами для « упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы( цифры, звуки, действия, слова) одушевляются, создаётся сказочный образ, в котором они живут. Они помогают раскрыть смысл того или иного понятия, определённых знаний.  Психокоррекционные – создаются для мягкого воздействия на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается « замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный. Применение таких сказок ограничено по возрасту( до 11 – 13 лет). Психотерапевтические сказки- врачуют душу ребёнка. Они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубокий и проникновенный. Сказка для подростка, имеющего наркотическую зависимость, сказки для родителей, имеющих ребёнка с проблемами развития. Медитационные сказки – для накопления жизненного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений. Любая из сказок  ориентирована на социально – педагогический эффект: обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.  Сказки компенсируют дефицит родительского внимания.

     Многое зависит от таланта педагога, который сам должен обладать творческой  фантазией,  способностью к  экспромтам, артистизмом. При работе со сказкой от педагога требуется выражение подлинных чувств, переживаний, ведь дети, особенно с нарушением интеллекта, очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время чтения сказки или её рассказывания,  учитель должен  стоять или сидеть так, чтобы дети могли видеть его лицо, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами, всё это  дополняет и усиливает впечатления от прочтения

      Работа со сказкой начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы  проработаны и связаны с реальной жизненной ситуацией, можно использовать и другие формы работы со сказкой: драматизация, рисование по мотивам сказки, переписывание сказок( делается тогда, когда ребёнку не нравится сюжет, поворот событий, поступки и т.д.), сочинение сказок и другие формы.

    Таким образом,  сказкотерапия в коррекционной школе является  методом  для коррекции эмонациональных нарушений и совершенствования  взаимоотношений с окружающим миром.

                                         

                                               Литература.

  1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. - М., 2006 г.
  2. Общая психокоррекция. / Под редакцией Осиповой А.А.- М., 2001 г.
  3. Пузова А.Н. Сказка как средство социализации ребёнка с отклонениям в развитии. Абакан, 2006 г.    
  4. Худенко Е.Д.основные формы учебно – воспитательной работы  в специальных ( коррекционных ) школ – интернатов, детском доме. М ., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.

Гузачева Лариса Михайловна Педагог-психолог МБУСОССЗН       Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для  несовершеннолетних».В 2013году окончила Воронежский эко...

Сказкотерапия в коррекционной школе. Коррекция поведения методом сказкотерапии

Выпускная аттестационная работа курсов профессиональной переподготовки по программе «Олигофренопедагогика»                        ...

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...

Методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.

Описаны все методы коррекции эмоциональных нарушений у детей....

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР....