Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.
методическая разработка (психология, 11 класс) по теме

Гузачева Лариса Михайловна
Гузачева Лариса Михайловна
 
Педагог-психолог МБУСОССЗН       Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для  несовершеннолетних».
В 2013году окончила Воронежский экономико-правовой институт по специальности «Психология».
 
С ноября 2009 года работаю педагом-психологом в социально- реабилитационном центре, поселка Чернянка.
Условия возникновения и становления опыта.
   За время моей практической деятельности мне неоднократно приходилось осуществлять  психологическое сопровождение подростков с проблемами социально-педагогической запущенности.
Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста. Именно поэтому я избрала тему для изучения: «Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей».  Считаю, что эта тема очень актуальна и волнует многих. 
Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».
Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.
Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д.
   Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. Подростки не приобретают первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной  умственной деятельности. Нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье  проявляется в стремлении к лидерству среди воспитанников центра. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются  среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки.
Подростки имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно не находит выхода в других видах деятельности. 
   Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. Подростки не приобретают первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной  умственной деятельности. Нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье  проявляется в стремлении к лидерству среди воспитанников центра. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются  среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки.
Подростки имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно не находит выхода в других видах деятельности. 
Теоретическая база опыта.
В своей работе я опираюсь на культурно-психологическую концепцию подросткового возраста Э. Шпрангера, который разработал и описал три возможных типа развития личности подростка. 
Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.
Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. 
Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.
Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.
Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни. 
     Актуальность и новизна опыта направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Преодоление педагогической социальной запущенности, помощь подросткам в формировании позитивного образа «Я», восстановление психического и физического здоровья, снятие стрессового состояния. Они нуждаются в коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы, эмоциональной поддержке и спокойном дружеском общении. Данная категория детей – это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нормальной семье (дети из неблагополучных семей). 
Новизна опыта заключается в обучении подростков реабилитационного центра умению воспринимать свои проблемы, понимать то, что случилось, описывать свои ощущения, свои чувства, отношение к проблеме, осознание проблемы, желание справиться с ней. 
Основные цели опыта:
•  Выявление и снятие последствий психотравмирующих событий.
•  Развитие рефлексии, соответствующей возрасту.
•  Развитие Я-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости).
• Развитие навыков социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.).
Задачи:
•  Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение своего продвижения от хорошего к более хорошему, переживание радости от успеха).
•  Развитие Я-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого успеха, постановка реального уровня притязаний, осознание собственной значимости и т. д.).
•  Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения успеха, выделение конструктивных способов поведения и деятельности, сравнение конструктивных и неконструктивных способов и их последствий, мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности в разных ситуациях, подчинение нормам и правилам, самодисциплина, планирование своей деятельности, внутренний план деятельности и т. д.).
•  Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, определение границ общения и вторжения, самостоятельность в постановке целей и реализации их в планах, осознание и перспектива будущей жизни, цели самосовершенствования и т. д.).
•  Преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность.
•  Выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, нарушений доверия к миру и взрослым и т. д.).
Длительность работы над опытом.
Первый этап – подготовительный, или диагностический.
    При поступлении подростка в Центр я провожу знакомство с ребёнком, изучение материалов личного дела, беседы с самим ребенком, воспитателями и педагогами, органами опеке (по необходимости), органами полиции.   Первичную диагностику, в ходе которой выявляются проблемы ребенка и выбираются направления дальнейшей работы с ним. Выявление уровня психического развития подростка. Тщательная диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филлипса); уровень самооценки (тест на общую самооценку Казанцевой Г.Н); уровень агрессивности (тест на состояние агрессии Басса-Дарки);  выявить акцентуацию личности (опросник Шмишека); особенности темперамента (опросник Айзенка, подростковый).
Второй этап – планирование реабилитационной работы.
    По результатам диагностики составляю полный анализ всех проблем ребёнка, и только затем выстраиваю план проведения реабилитационной работы, разрабатывается вся программа и индивидуальная работа. После этого непосредственно определяю объём материала на каждое конкретное занятие.
Третий этап – проведение реабилитационной работы.
Занятия провожу в двух формах – индивидуальной и групповой работы. Групповая работа включает систему разработанных занятий с группой детей. Предварительно чётко обговариваю с детьми длительность проведения каждого занятия. Время занятия и его продолжительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения. Очень тщательно подбираю детей для проведения групповой работы. Для этой цели провожу несколько пробных занятий, на которых наблюдаю, насколько правильно подобрана группа детей, какие участники «не вписываются» в групповую работу, что мешает дальнейшей нормальной работе с группой.
  Результативность опыта.  Зачастую к нам в Центр поступают агрессивные подростки, жертвы физического, психологического и сексуального насилия, а также дети, пережившие горе из-за утраты близкого человека. Такие дети имеют отклонения в психическом развитии, с глубокой социальной педагогической запущенностью, со сниженной познавательной активностью, с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой. Дети, изъятые из социально неблагополучных условий,  имеют неадекватное представление о значении собственной личности, у них  низкие показатели умственных процессов, отсутствует мотивация к игровой  и учебной деятельности, не сформированы навыки общения, самообслуживания и социального поведения.  
  При первичной диагностике, из 13 подростков  я выявила следующее.
Определение уровня самооценки-
 с низкой самооценкой – 6 подростков; 
со средней самооценкой -5 подростков; 
с завышенной самооценкой – 2 подростка. 
Определение  вида агрессии-
физическая агрессия - 3человека,
 вербальная агрессия – 9 человек, 
 косвенная агрессия – 1человек.
 Общая тревожность была выявлена у всех подростков. 
Через наблюдения и беседы я обнаружила стрессовые нарушения: ощущение одиночества, притуплённость эмоций, неспособность переживать сильные чувства, чувство укороченного будущего.  Проблемы со сном: бессонница или наоборот, прерывистый сон. Раздражительность и вспышки гнева, конфликтность, ссоры, агрессия. Пережившие стресс подростки знают, в чём счастье человечества и ради этого готовы пожертвовать всем и всеми. Подростки считают, что групповые ценности преобладают над индивидуальными – жизнь группы важнее, чем жизнь индивида. У них выработалась иллюзия простоты устройства мира – весь мир делится на две категории: «наши» – «не наши». Следует обратить внимание, что травмированной может стать инфантильная личность, тогда она выполняет разные роли – «жертва», «спасатель», «преследователь». 
Чтобы помочь подросткам, я провожу психологическую поддержку развития позитивного потенциа¬ла ребенка в процессе развития позитивной установки  как индивидуального партнера общения и сотрудничества.  
С подростками провожу  упражнения на релаксацию  «Поплавок в океане», упражнение при упадке энергии «Передача энергии», с подростками с чувством беззащитности, уязвимости, «покинутости» - упражнение «Маяк».  В групповую работу я включаю систему разработанных занятий «Мобилизация внутренних ресурсов на преодоление социальной дезадаптации несовершеннолетних», программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков из неблагополучных семей. Через занятия происходит профилактика тревожности, неуверенности в себе и своих силах, активизация внутренних ресурсов, оказание подросткам психологической поддержки, снятие последствий психотравмирующих событий.
 У подростков развивается рефлексия, самопринятие, самоуважение, чувство гордости, формируются навыки социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т.д.)
 
 
Эффективность  работы.
С целью получения данных о результативности, проведенной коррекционно-развивающей работы, я проводила  повторную диагностику (третий этап работы).
Диагностические данные показали, что у воспитанников наблюдается положительная динамика. У детей снизился уровень тревожности, повысилась самооценка, почти полное отсутствие скованности и страха в общении, проявление самостоятельности и инициативы на занятиях, развитие коммуникативных навыков. Со всеми воспитанниками на занятиях был установлен доверительный контакт, они эмоционально откликаются на похвалу и одобрения и с нетерпением ожидают дальнейших занятий.   Дети самостоятельно следят за своим внешним видом, физическим состоянием, выбирают для проведения свободного времени интересные и полезные дела, умеют оценить роль своих контактов с окружающими, готовы к дружбе, стремятся доверять людям и вызывать доверие к себе, показывают свои чувства и готовы принимать ответную реакцию.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБУСОССЗН Чернянского района « СРЦдН»

Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.

Педагог-психолог

Гузачева Л.М.

  

2014г.

Гузачева Лариса Михайловна

Педагог-психолог МБУСОССЗН       Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для  несовершеннолетних».

В 2013году окончила Воронежский экономико-правовой институт по специальности «Психология».

С ноября 2009 года работаю педагом-психологом в социально- реабилитационном центре, поселка Чернянка.

Условия возникновения и становления опыта.

   За время моей практической деятельности мне неоднократно приходилось осуществлять  психологическое сопровождение подростков с проблемами социально-педагогической запущенности.

Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста. Именно поэтому я избрала тему для изучения: «Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей».  Считаю, что эта тема очень актуальна и волнует многих.

Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».

Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.

Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д.

   Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. Подростки не приобретают первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной  умственной деятельности. Нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье  проявляется в стремлении к лидерству среди воспитанников центра. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются  среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки.

Подростки имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно не находит выхода в других видах деятельности.

   Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. Подростки не приобретают первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной  умственной деятельности. Нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье  проявляется в стремлении к лидерству среди воспитанников центра. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются  среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки.

Подростки имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно не находит выхода в других видах деятельности.

Теоретическая база опыта.

В своей работе я опираюсь на культурно-психологическую концепцию подросткового возраста Э. Шпрангера, который разработал и описал три возможных типа развития личности подростка.

Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни.

     Актуальность и новизна опыта направлена на осуществление комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам, перенёсшим разного вида психотравмирующие ситуации. Преодоление педагогической социальной запущенности, помощь подросткам в формировании позитивного образа «Я», восстановление психического и физического здоровья, снятие стрессового состояния. Они нуждаются в коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы, эмоциональной поддержке и спокойном дружеском общении. Данная категория детей – это дети «группы риска», так как они лишены возможности жить и воспитываться в нормальной семье (дети из неблагополучных семей).

Новизна опыта заключается в обучении подростков реабилитационного центра умению воспринимать свои проблемы, понимать то, что случилось, описывать свои ощущения, свои чувства, отношение к проблеме, осознание проблемы, желание справиться с ней.

Основные цели опыта:

•  Выявление и снятие последствий психотравмирующих событий.

•  Развитие рефлексии, соответствующей возрасту.

•  Развитие Я-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости).

• Развитие навыков социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.).

Задачи:

•  Развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение своего продвижения от хорошего к более хорошему, переживание радости от успеха).

•  Развитие Я-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого успеха, постановка реального уровня притязаний, осознание собственной значимости и т. д.).

•  Развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение способов достижения успеха, выделение конструктивных способов поведения и деятельности, сравнение конструктивных и неконструктивных способов и их последствий, мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности в разных ситуациях, подчинение нормам и правилам, самодисциплина, планирование своей деятельности, внутренний план деятельности и т. д.).

•  Развитие навыков социальной компетенции (понимание другого, умение договориться, определение границ общения и вторжения, самостоятельность в постановке целей и реализации их в планах, осознание и перспектива будущей жизни, цели самосовершенствования и т. д.).

•  Преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность.

•  Выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, нарушений доверия к миру и взрослым и т. д.).

Длительность работы над опытом.

Первый этап – подготовительный, или диагностический.

    При поступлении подростка в Центр я провожу знакомство с ребёнком, изучение материалов личного дела, беседы с самим ребенком, воспитателями и педагогами, органами опеке (по необходимости), органами полиции.   Первичную диагностику, в ходе которой выявляются проблемы ребенка и выбираются направления дальнейшей работы с ним. Выявление уровня психического развития подростка. Тщательная диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филлипса); уровень самооценки (тест на общую самооценку Казанцевой Г.Н); уровень агрессивности (тест на состояние агрессии Басса-Дарки);  выявить акцентуацию личности (опросник Шмишека); особенности темперамента (опросник Айзенка, подростковый).

Второй этап – планирование реабилитационной работы.

    По результатам диагностики составляю полный анализ всех проблем ребёнка, и только затем выстраиваю план проведения реабилитационной работы, разрабатывается вся программа и индивидуальная работа. После этого непосредственно определяю объём материала на каждое конкретное занятие.

Третий этап – проведение реабилитационной работы.

Занятия провожу в двух формах – индивидуальной и групповой работы. Групповая работа включает систему разработанных занятий с группой детей. Предварительно чётко обговариваю с детьми длительность проведения каждого занятия. Время занятия и его продолжительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения. Очень тщательно подбираю детей для проведения групповой работы. Для этой цели провожу несколько пробных занятий, на которых наблюдаю, насколько правильно подобрана группа детей, какие участники «не вписываются» в групповую работу, что мешает дальнейшей нормальной работе с группой.

  Результативность опыта.  Зачастую к нам в Центр поступают агрессивные подростки, жертвы физического, психологического и сексуального насилия, а также дети, пережившие горе из-за утраты близкого человека. Такие дети имеют отклонения в психическом развитии, с глубокой социальной педагогической запущенностью, со сниженной познавательной активностью, с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой. Дети, изъятые из социально неблагополучных условий,  имеют неадекватное представление о значении собственной личности, у них  низкие показатели умственных процессов, отсутствует мотивация к игровой  и учебной деятельности, не сформированы навыки общения, самообслуживания и социального поведения.  

  При первичной диагностике, из 13 подростков  я выявила следующее.

Определение уровня самооценки-

 с низкой самооценкой – 6 подростков;

со средней самооценкой -5 подростков;

с завышенной самооценкой – 2 подростка.

Определение  вида агрессии-

физическая агрессия - 3человека,

 вербальная агрессия – 9 человек,

 косвенная агрессия – 1человек.

 Общая тревожность была выявлена у всех подростков.

Через наблюдения и беседы я обнаружила стрессовые нарушения: ощущение одиночества, притуплённость эмоций, неспособность переживать сильные чувства, чувство укороченного будущего.  Проблемы со сном: бессонница или наоборот, прерывистый сон. Раздражительность и вспышки гнева, конфликтность, ссоры, агрессия. Пережившие стресс подростки знают, в чём счастье человечества и ради этого готовы пожертвовать всем и всеми. Подростки считают, что групповые ценности преобладают над индивидуальными – жизнь группы важнее, чем жизнь индивида. У них выработалась иллюзия простоты устройства мира – весь мир делится на две категории: «наши» – «не наши». Следует обратить внимание, что травмированной может стать инфантильная личность, тогда она выполняет разные роли – «жертва», «спасатель», «преследователь».

Чтобы помочь подросткам, я провожу психологическую поддержку развития позитивного потенциала ребенка в процессе развития позитивной установки  как индивидуального партнера общения и сотрудничества.  

С подростками провожу  упражнения на релаксацию  «Поплавок в океане», упражнение при упадке энергии «Передача энергии», с подростками с чувством беззащитности, уязвимости, «покинутости» - упражнение «Маяк».  В групповую работу я включаю систему разработанных занятий «Мобилизация внутренних ресурсов на преодоление социальной дезадаптации несовершеннолетних», программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков из неблагополучных семей. Через занятия происходит профилактика тревожности, неуверенности в себе и своих силах, активизация внутренних ресурсов, оказание подросткам психологической поддержки, снятие последствий психотравмирующих событий.

 У подростков развивается рефлексия, самопринятие, самоуважение, чувство гордости, формируются навыки социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т.д.)


Эффективность  работы.

С целью получения данных о результативности, проведенной коррекционно-развивающей работы, я проводила  повторную диагностику (третий этап работы).

Диагностические данные показали, что у воспитанников наблюдается положительная динамика. У детей снизился уровень тревожности, повысилась самооценка, почти полное отсутствие скованности и страха в общении, проявление самостоятельности и инициативы на занятиях, развитие коммуникативных навыков. Со всеми воспитанниками на занятиях был установлен доверительный контакт, они эмоционально откликаются на похвалу и одобрения и с нетерпением ожидают дальнейших занятий.   Дети самостоятельно следят за своим внешним видом, физическим состоянием, выбирают для проведения свободного времени интересные и полезные дела, умеют оценить роль своих контактов с окружающими, готовы к дружбе, стремятся доверять людям и вызывать доверие к себе, показывают свои чувства и готовы принимать ответную реакцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».

Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром....

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...

Дипломная работа. Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Содержание Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии. Введение…………….………………………………………………………................3 I. Теоретические аспекты тревожности лично...

Презентация «Хореографическое искусство как средство социализации подростков из неблагополучных семей»

Представлена презентация Программы «Новое Поколение» , в которой раскрыты: актуальность, новизна, цель и формы социально-культурной деятельности....

Технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей

Теоретическая значимость заключается в том, что подростки из неблагополучных семей имеют низкий уровень жизненных ценностей, что влечет за собой апатию, низкую мотивацию к ученью, ...