педагогический проект
методическая разработка по теме

Ложникова

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

на тему

«Развитие зрительной памяти как средство коррекции дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и учителя»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Южноуральский городской округ

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2

VII-VIII вида»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему

«Развитие зрительной памяти как средство коррекции дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и учителя»

     Автор проекта: учитель-логопед:

Ложникова Кристина Валерьевна

2013г

2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

2.1.

Тема проекта

Развитие зрительной памяти как средство коррекции  дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и учителя.   

2.2.

Адресация проекта

Процесс коррекционно-логопедической работы по устранению дисграфии у учеников начальных классов.

2.3.

Участники проекта

Учитель-логопед, обучающиеся начальных классов, учитель начальных классов

2.4.

Цель проекта

Определение  коррекционно-педагогических условий, обуславливающих процесс преодоления дисграфии у младших школьников.

2.5.

Задачи проекта

  • Выявить уровень развития зрительной памяти и

специфические особенности нарушений письменной речи при дисграфии у детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии.

  • Разработать педагогические условия,

способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.

  • Организовать взаимодействие логопеда с

учителем в ходе выполнения коррекционных мероприятий.

  • Эмпирическим путем проверить гипотезу

данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

  • Проанализировать результаты эффективности

проведённой коррекционной работы.

2.6.

Особенности проекта

  • Особенности нарушений письменной речи при

дисграфии, пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при дисграфии, понятие зрительной памяти ее развитие в младшем школьном возрасте.

  • Проведение практического исследования

возможностей специальных упражнений по развитию зрительной памяти в деле устранения смешанной дисграфии и анализ его результатов.

2.7.

Ресурсы проекта

Физические, информационные, интернет  ресурсы.

2.8.

Индикативные показатели

  • положительная динамика психического развития обучающихся;ъ
  • положительная динамика мотивации к учебной деятельности;

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

   В последние годы в школах заметно возросло количество детей с дисграфией. Под дисграфией принято понимать - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Изучением дисграфии занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, М. Е. Хватцев.

     У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.

    Поэтому для устранения дисграфии необходима единая система коррекционно-логопедического воздействия, учитывающая механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

    Исследования ученых (Садовникова И.Н. Токарева О.А) показало, что хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память являются одним из условий школьной успеваемости. Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма:  формирования зрительного образа буквы;  формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.д.

    Следовательно, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи — как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительного восприятия и зрительной памяти следует уделять при работе с детьми - дисграфиками, так как именно у этих учеников имеются значительные трудности в овладении родной речью.

     Проблемная ситуация: К учителю-логопеду, работающему в школе,   направляются  дети, которые испытывают значительные трудности в обучении письма. При этом  количество школьников с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается.

    Логопед должен помочь учащимся с проблемами в развитии преодолеть трудности в обучении. Для того чтобы коррекционная работа проходила наиболее быстро и успешно необходимо ввести в коррекционно – образовательный процесс такие методы работы которые помогут в преодолении и профилактики дисграфии.

     Таким образом, проблема состоит в том, что в систему коррекционного обучения необходимо ввести методы проектов, которые позволят провести необходимую профилактику и коррекцию дисграфии  не только на занятиях с логопедом, но и на повседневных уроках с учителем.

     Так как от уровня развития зрительной памяти и восприятия зависит успешность в освоении письменной речи, необходимо разработать комплекс игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.

      Актуальность проекта данного заключается в том, что именно в начальной школе особое внимание должно уделяться проблемам нарушения процесса письма его профилактики и своевременной коррекционной работе.

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

Цель проекта: определение  коррекционно-педагогических условий, обуславливающих процесс преодоления дисграфии у младших школьников.  

     (Заключается во внедрении в коррекционную работу учителя, комплекса коррекционно – развивающих упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти с целью профилактики и коррекции нарушений письменной речи младших школьников с особыми образовательными потребностями).

Задачи проекта:

  • Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при дисграфии у детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии;
  • Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов;
  • Организовать взаимодействие логопеда с учителем в ходе выполнения коррекционных мероприятий;
  • Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников;
  • Проанализировать результаты эффективности

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

     Чтобы достигнуть поставленной цели и проверить,  насколько реально выдвинута гипотеза, необходимо решить конкретные задачи на разных этапах проекта.  

1 этап   (сентябрь – октябрь 2011г.)

  1. Диагностика нарушений письменной речи учащихся;

  2. Изучение особенностей зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста с дисграфией и специфические ошибки их письма; 

       На данном этапе определялись уровень развития зрительной памяти и среднее количество ошибок в письменных работах младших школьников с дисграфией, изучались специфические ошибки письма у младших школьников с дисграфией

      Для определения уровня развития зрительной памяти младших школьников с дисграфией было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации.

2. этап   (ноябрь 2011г. – март 2012г.)

 1. Разработать план экспериментальной работы, ее методическое обеспечение.

 2.   Организация взаимодействия логопеда с учителем.

     На данном этапе проводилась работа по развитию зрительной памяти у детей с дисграфией.

    Применяемый на протяжении формирующего этапа исследования материал содержал коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями через систему индивидуальных логопедических занятий и на уроках с учителем.

    Эти упражнения и игры также можно применять на подгрупповых, логопедических занятиях и на занятиях в группах продленного дня.

3 этап (апрель – май 2012 г.)

1. Исследование состояния устной и письменной речи учащихся по результатам коррекционной работы с введением игр и упражнений по развитию зрительной памяти;

2.  Статистическая обработка результатов;

3.  Анализ эффективности и теоретическое осмысление результатов, выводы.

    Третий этап ставил своей целью проверку уровня развития зрительной памяти младших школьников после проведения с ними коррекционной работы и его влияния на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.

     Было проведено повторное обследование устной и письменной речи учащихся.

     Для определения эффективности  проекта по преодолению дисграфии был  проведен сравнительный анализ результатов (Приложение 1).  

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

Проект рассчитан сроком на один год обучения. В проекте принимали участие учитель – логопед, учитель начальных классов, учащиеся 3/4 а класса.

7. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

По результатам обследования речи школьников, в начале учебного года (2011г.) была выделена группа учащихся с трудностями в овладении процессами  письменной речи. В проекте приняли участие учащиеся 3а и 4а класса, всего 8 учеников (10-12 лет)

8. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)  На первом этапе исследования (сентябрь – октябрь 2011г.) определялось среднее количество ошибок в письменных работах младших школьников с дисграфией, изучались специфические ошибки письма и определялся уровень развития зрительной памяти. Для определения уровня развития зрительной памяти младших школьников с дисграфией было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации.

Процедура проведения пробы:

Детям на 30 секунд предъявляют карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку. Затем образец убирают и детям предлагают нарисовать запомненные фигуры. Через 25-30 минут, заполненных другой деятельностью, детям предлагают вспомнить и нарисовать фигуры еще раз.

Стимульный материал для проведения проб на зрительную память представлен на рис. 1. 

                                                    Рисунок 1.

     Система оценки пробы заключалась в определении продуктивности выполнения задания — то есть определялось количество правильно воспроизведенных фигур в каждом воспроизведении отдельно. Правильно воспроизведенной считается фигура, изображенная точно, зеркально или с одним изменением. При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.

      Для анализа специфических ошибок использовалось контрольное списывание в 3 классе и диктант в 4 классе. Ошибки, которые фиксировались, представлены в приложении № 1.

Фиксировались следующие ошибки: ошибки звукового состава слова,  лексико-грамматические ошибки, графические ошибки, ошибки на правила правописания.

     Ответственный за проведение 1 этапа учитель – логопед.

      На втором этапе проекта (ноябрь 2011г. – март 2012г.) были подобраны коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Данные упражнения и игры проводились в течение учебного года на индивидуальных логопедических занятиях и на уроках с учителем (Приложение 2).

    Ответственные за выполнения упражнений и игр учитель – логопед и учитель 3/4  классов.

      На третьем этапе  (апрель – май 2012 г.)  Для определения изменения уровня развития зрительной памяти младших школьников с дисграфией, принимавших участие в исследовании, была проведена повторная диагностика зрительной памяти (табл. 1).

Таблица 1

Продуктивность выполнения проб на зрительную память второклассниками с дисграфией на протяжении эксперимента

                   Группа учащихся

Этапы исследования

Среднее число правильно воспроизведенных фигур на одну пробу

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

Первое воспроизведение

2,5

Второе воспроизведение

1,6

Контрольный этап

Первое воспроизведение

3,1

Второе воспроизведение

2,4

 Как мы видим, результаты пробы на зрительную память у детей, значительно улучшились. Так, среднее количество правильно воспроизведенных фигур во время первого этапа диагностики составило 2,5 первое воспроизведение и 1,6 фигуры второе воспроизведение, а среднее количество правильно воспроизведенных фигур после проведения коррекционной работы составило 3,1 первое воспроизведение и 2,4 фигуры второе воспроизведение.

    Результаты изучения специфических ошибок в письменных работах учеников 3/4 классов с дисграфией на контрольном этапе исследования представлены в приложении 1.

Для наглядности соотношения различных типов специфических ошибок в письменных работах учеников в виде диаграмм (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

Рисунок 1.Сравнительный анализ количества

ошибок в письменных работах

учеников 3 класса

Рисунок 2.Сравнительный анализ количества

ошибок в письменных работах

учеников 4 класса

Рисунок 3.Сравнительный анализ количества

ошибок в письменных работах

Как мы видим по результатам анализа специфических ошибок в письменных работах, у учеников уменьшилась доля ошибок:

- звукового анализа слова на 12%;

- лексико – грамматических ошибок на 18%;

- графических ошибок на 15%;

- на правила правописания на 17%.

Наибольший процент ошибок в письменных работах учащихся после проведения коррекционной работы составляют лексико – грамматические ошибки (нарушение согласования; замена по семантическому сходству; пропуски слов; лишнее слово; нарушение управления; слитное написание слов; замена слов по звуковому сходству.

    Данные недостатки письменной речи могут быть исправлены в дальнейшем процессе обучения и логопедической работы.

     Таким образом, результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы и подтверждают, что работа по преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Занятия по тренировке зрительного восприятия и зрительной памяти не требуют дорогостоящего оборудования и не занимают много времени. Систематические упражнения не только повышают уровень зрительного восприятия и зрительной памяти, но и оказывают влияние на развитие мышления, тренируют внимание, стимулируют познавательную активность и воображение, приучают детей к выполнению разнообразных заданий, способствуют преодолению дисграфии. Можно сказать, что эти упражнения всесторонне влияют на развитие младшего школьника.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т.д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

Таким образом, благодаря реализации проекта:  

 -  работа по преодолению дисграфии сала более успешной при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти не только на занятиях с логопедом, но и на уроках;

- произошло стимулирование интереса школьников к коррекционным занятиям;

-   повысилась эффективность коррекционной работы;

-  повысилась мотивация;

Разработанная и реализованная в рамках данного проекта система коррекционно-логопедического воздействия по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с дисграфией ставила перед собой следующие цели:

-   развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

-   расширение объема кратковременной зрительной памяти;

-   формирование механизма запоминания зрительного образа слова;

-   развитие внимания;

-   развитие звуко-буквенного анализа;

-   развитие навыков работы с текстом.

Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение количества специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей подтверждает необходимость введения игр и упражнений на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии.

Таким образом, результаты проведенного в рамках данного проекта исследования подтверждают гипотезу данного исследования о том, что работа по преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта. 

Над изучением и внедрением данной технологии работаю второй  год.

Считаю работу по данному проекту можно продолжать, добавляя новые методы и приемы, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии. Например: развитие пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания.

Использование коррекционно-развивающих упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти возможно в старшем звене, если задания будут усложнены соответственно возрасту школьников и их индивидуальных особенностей. Так же можно упростить упражнения и сделать их более насыщенными игрой, тогда они будут служить профилактикой дисграфии в дошкольном возрасте.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у школьников // Школьный психолог. — 2001. — № 15. — С. 8-9.
  2. Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. — М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. — 12 с.
  3. Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития»: Учеб. пособие. —М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.— 136 с.
  4.  Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. — С.45-51.
  5. Выгодская И.Г. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии. //Школа здоровья, 1996, №№ 1, 2.
  6. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1999.
  8. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. — М.: Владос, 1997.
  9. Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми страдающими задержкой психического развития // Логопедия. (Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н.) М.: 1998. – 342с.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей младшего школьного возраста через систему индивидуальных занятий в школьном логопункте.

Эти упражнения и игры также можно применять на подгрупповых, групповых (фронтальных) логопедических занятиях и на занятиях в группах продленного дня.

Упражнение "По порядку становись!"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Упражнение "Конструирование фигур"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

Дидактическая игра "Чего не стало?"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти

Инструкция:

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

Дидактическая игра "Запомни рисунки"                               (Приложение 1)

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция:

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки. Логопед дает инструкцию примерно следующего содержания:

— На верхней картинке представлены разные фигуры. Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке.

Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.

Дидактическая игра "Шалунишка"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед пишет на доске, в зависимости от этапа коррекционной работы, различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

Упражнение на срисовывание фигур                                    (Приложение 2)

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Инструкция:

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки. Логопед дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

Упражнение "Что где было?"                                              (Приложение 3)

Цель: развитие восприятия положения в пространстве, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В нарисованном на магнитной доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки.  Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение фигур. Логопед снимает магнитные фигуры с доски.

После некоторого времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30 минут), логопед предлагает ребенку разложить магнитные фигуры в первоначальной последовательности.

Дидактическая игра "Что изменилось"                               (Приложение 4)

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

Логопед:

— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

Дидактическая игра "Найди сходство и различие"              (Приложение 5)

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.

Упражнение "Словарные слова на карточках"

Цель: развитие зрительной памяти, формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики), облегчение процесса запоминания словарных слов.

Инструкция:

Первый тип карточек: на карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, выделяются цветом.

Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.

Второй тип карточек отличается тем, что наиболее "уязвимые и ошибочные'' буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми.

Например: в слове ВОСХОД буква "О" изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква "Г" нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове ХОРОШО буквы "О" нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове ЛОПАТА буква "О" нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и ОГОРОД буквы О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква "А" нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).

Логопед дает ребенку инструкцию следующего содержания:

— Я сейчас покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А потом мы сверим свои записи.

Игра "Дорога домой"                                                                 (Приложение 6)

Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.

Инструкция:

Логопед задает ребенку направление по лабиринту. Ребенку предлагается рассмотреть картинку-схему (внизу в рамке), после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.

Упражнение "Корректурная проба"

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В течение 3-5 минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).

Дидактическая игра "Пирамида"                                        (Приложение 8)

Цель: развитие зрительной памяти и звуко - буквенного анализа.

Инструкция:

Ребенку дается задание воспроизвести по памяти "пирамиду" из слов с различным количеством букв. Время экспозиции плаката с "пирамидой" составляет 20-30 секунд.

Игра "Поле чудес"

Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа

Инструкция:

На доске вывешивается плакат со словами, например:

КЛЮЧ, ВЕДРО, ПТИЦА, ИГРУШКА,

ЧАШКА, ДЕРЕВО, ПУГОВИЦА, АРБУЗ.

Доска закрывается. Ребенку предлагают выбрать карточку с вопросами:

-   Сколько букв в предпоследнем слове?

-   Какие два слова начинались с гласной буквы?

-   Назови третье с начала слово.

-   Напиши два слова, оканчивающиеся на согласные.

-   Встречалась ли в названных словах буква "Ц"?

-   Было ли среди слов название ягоды?

В начале коррекционной работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая количество вопросов.

Игра "Брейн-ринг"

Цель: развитие зрительной памяти и навыков работы с текстом.

Инструкция:

Ребенок читает один раз текст, например:

Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай и сойдете на третьей остановке с конца, которая называется "Сосновая улица", перед вами будет магазин "Игрушки". На третьей полке слева от входа сидит полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.

После прочтения текста ребенок выбирает конверт с одним из следующих вопросов:

-   Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?

-   Какой трамвай идет до Сосновой улицы?

-   Как называется конечная остановка трамвая?

-   На какой полке сидит нужная нам игрушка?

-   Какому родственнику предназначается подарок?

-   Какое слово было первым в нашем рассказе?

В процессе коррекционной работы количество вопросов постепенно увеличивается.

Упражнение "Бордюр"                                                            (Приложение 7)

Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.

Инструкция:

По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-"бордюры" по памяти, а при затруднении — с опорой на образец.

Упражнение "Списывание без пробелов"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Инструкция:

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

-   Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

-   Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

-   Детииграют.Мамаготовитобед.Бабушкавяжет.Папаработает.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.

Упражнение "Списывание без ошибок"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Инструкция:

Ребенку предлагается прочитать на доске и записать в тетрадь по памяти заведомо неверное по смыслу предложение, например:

-   Медведь боится волка.

-   Папа младше сына.

-   Кошка спряталась от мышки в норку.

Ребенок на свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала неправильный вариант, а потом исправляет его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения — около 10 секунд.

Игра "Шифровка"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов букв.

Инструкция:

Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:

-   "д" — v "б" — ^

-   "п" — //  "т" — ///

-   "з" — < "е" — >

Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, "проблемные" буквы в которых заменены шифром. Например:

-   ^а^ушкалю^итсо^иратьгри^ы. vеvушкауvитры^у. На vу^е растут желуvи. В зоопарке ^ылизе^ры, о^езьяны, ^егемот и крокоvил.

-   //ашарисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринесве///ки ///о//оля.

-   <автра у <ины д>ньрожд>нья — <ин> исполнится д>вять л>т. <ам>р<ший<айчонок спрятался под >ловой в>ткой. В <оопарк> были <>бры, <убры, об><ьяны и б>г>мот.

Упражнение "Вставь пропущенные слова"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Инструкция:

Ребенок читает один раз небольшой текст. Например:

Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например:

Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.

Пропуски должны быть двух видов: такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных речевых штампов (избушка на курьих ножках), и такие, заполнение которых возможно лишь с учетом более или менее широкого смыслового контекста (в нашем примере слово "увидел").

Упражнения на развитие зрительной памяти

Приложение 1

  1. Запомни фигуры на верхнем рисунке, затем закрой его листком бумаги и попробуй по памяти найти их на нижнем рисунке.

2. Запомни фигуры на верхнем рисунке, затем закрой его листком бумаги и попробуй по памяти найти их на нижнем рисунке.

Приложение 2

1.  Запомни расположение фигур, а затем вычерти их по памяти в пустом квадрате.

2. В квадратах размещены кружочки. Запомни их расположение в одном ряду, затем закрой этот ряд. В пустых квадратах нарисуй эти кружочки, повторив их расположение.


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7


Приложение 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....