Главные вкладки

    Рабочая программа по чтению 6 класс 8 вид
    рабочая программа (6 класс) по теме

    Антипина Валентина Михайловна

    Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская  средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской  области»

    «Утверждаю»                      "Согласовано"                «Рассмотрено»

    Директор ОУ                    зам. директора по УВР        на заседании МО

                                                                                                                        Протокол №_____

    ______________                    _______________                                  _________________

    «__»_______2013г.            «__»_______2013г                       «__»_______2013г.  

    Рабочая  программа

    Чтение и развитие речи 6 класс

    (для учащихся VIII вида)

    Индивидуальное обучение

    Учитель: Антипина Валентина Михайловна

    Всего часов на изучение программы: 35.

    Количество часов в неделю: 1ч.

    Настоящая рабочая программа составлена:

    На основе программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010

    Учебно - методическое обеспечение.

    1.Программа 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010

    2.Учебник «Чтение» 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида/ Авт. -сост. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.    – М.: «Просвещение», 2010 г.


    Пояснительная записка

    Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:

    • формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

    • развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;

    • воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

    Для решения поставленных задач в программе выделены

    следующие подразделы:

    • Примерная тематика чтения,
    •  Навыки чтения,
    • Работа с текстом,
    • Основные требования к умениям учащихся

    В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения

    русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными  природе, историческим деятелям и событиям.

    Требования, предъявляемые к качествам, характеризующим навык полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность), отражены в разделе -Навыки

    чтения.

    Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.

    Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.

    Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. С этой целью в программе выделен раздел - Работа над текстом.

    Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. Таким образом,

    в этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием,определять последовательность и причинность событий, мотивы

    поступков героев и т. д.

    .Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

    На уроках чтения в 6 классе  продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

    Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

    На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

    Содержание программы

    ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    6 класс (35 ч)

    Навыки чтения

    Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

    Чтение «про себя», с выполнением заданий.

    Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.

    Ответы на вопросы к тексту.

    Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливаете частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

    Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

    Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

    Заучивание наизусть стихотворений.

    Примерная тематика чтения

    Сказки. Мир добра и зла.

    Люблю русскую природу. Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться  окружающий мир. Светские и религиозные праздники  связи с разными временами года.

    Удивительные животные. Рассказы, стихи, сказки, басни  жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных качеств.

    Человек, будь человеком! Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

    Смешное и веселое. Юмористические произведения разных жанров.

    Вечный свет подвига. Художественные произведения

    о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

    Писатели мира- детям. Сказки и рассказы зарубежных авторов о жизни детей, об их приключениях, о животных.

    Основные требования к умениям учащихся

    1-й уровень

    • Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;

    • читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;

    • отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев;

    • пересказывать текст (полностью или частично) по дан- ному плану, используя опорные слова;

    • знать наизусть 6-8 стихотворений (объемом 8-10 строк).

    2-й уровень

    • Читать вслух правильно по слогам и целым словом, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

    • отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;

    • давать элементарную оценку поступкам героев;

    • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

    В школе для умственно отсталых детей в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

    Учащиеся должны:

    - овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

    - получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

    - научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированное  нравственных качеств.

    Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.


    планирование по чтению в 6 классе (35 ч)

    № п/п

     Дата

     Тема урока

     Словарь

     Развитие устной речи

     Оборудование

     Контрольно - диагностический материал

    план

    факт

    В. Песков «Отечество»

    Эпиграф, до донца, целебен

    Объяснение эпиграфа к разделу и главной мысли текста, объяснение выражения корни родины

    Картинки родной природы

    Контроль умений отвечать на вопросы, используя авторский текст, работать с эпиграфом.

    М. Ножкин «Россия»

    Необъятна, мудрец, вольная (дорога)

    Работа над образными выражения, передающими образ Родины. Определение главной мысли стихотворения. Объяснение пословиц.

    Заучивание наизусть, сформированность навыков запоминания.

    М. Пришвин «Моя Родина»

    Находка, сокровища, кладовая солнца

    Определение темы рассказа, ответы на вопросы. Деление текста на части по предложенному плану. Словесное рисование

    План

    Чтение стихотворения наизусть.

    Контроль умений выделять главную мысль рассказа, давать полные ответы на вопросы, читать отрывка, соблюдая интонационные нормы

    .4.

    В. Бианки «Сентябрь» И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

    Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар.

     Резьба, лазурь, просветы, терем

    Работа над выражениями, передающими признаки ранней осени. Объяснение пословиц. Словесное рисование.

    Картинки об осени, пословицы на карточках

    Контроль умений пересказывать, объяснять смысл пословиц, выделять признаки ранней осени с опорой на выражения из текста.

    5.

    Ю. Качаев «Грабитель» Б. Житков «Белый домик».  

    Пучка, сопки. Шлюпка, корма, мель

    Объяснение трудных слов. Ответы на вопросы. Рассказ своими словами. Как медведь ограбил бурундука. Подпись иллюстрации из учебника.

    Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части

    6.

    А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь мальчика в деревне.

    Перебранка, снежная тундра, северное сияние, станция,  терраса

    Беседа по содержанию. Составление плана пересказа. Озаглавливание главной мысли рассказа. Составление рассказа по иллюстрации.

    Контроль умений составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их.

    7.

    К. Паустовский «Заячьи лапы».  Доброта и отзывчивость людей.

    Сени, гарь, зенит, ветеринар, аптекарь, исподтишка, пелена.

    Озаглавливание частей рассказа. Чтение по ролям. Составление рассказа по иллюстрациям в учебнике.  

    Контроль умений пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части.

    8.

    И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» Е. Носов «Хитрюга».  

    Лазурь, дремота, украдкой,  лукаво. Переполох, кладовая

    Работа над поэтическими зарисовками, передающими очарование осенней природы. Составление рассказа описания осеннего дня

    Картинки осеннего дня.

    Контроль умений отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать близко к тексту.

    9.

    В. Бианки «Октябрь»

    Грязник, зазимник, листопад

    Объяснение пословиц. Дать характеристику октября примерами из текста.

    Зарисовки осенней природы.

    Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы.

    10.

    С. Михалков «Будь человеком»

    Б. Заходер «Петя мечтает»

    Тлеть, эгоист, муравейник. Неопрятный, неаккуратный

    Ответы на вопросы. Дать оценку поступкам человека, разорившего муравейник, опираясь на текст.

    Картинки о лесе, муравейник.

    Контроль умения соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

    11.

    По Д. Биссету «Слон и муравей»

    «Кузнечик Денди»

    Закадычные друзья, птица – чакалка.

    Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Объяснение выражения, определяющего главную мысль сказки.

    Чтение наизусть. Контроль за сформированностью навыков  чтения    по ролям.

    12.

    Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

    «Пуговкин домик».

    Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис

    Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Обсуждение на тему: «Что значит быть добрым человеком»

     Контроль умений выполнять деление рассказа на смысловые части. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

    13.

    Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

    Ф. Глинка «Москва»

    Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник.

    Посад, срединный

    Беседа по вопросам. Работа над образными выражениями. Чтение по ролям.

    Книга «Былины. Карточки со смысловым значением трудных слов.

    Контроль умения работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  Контроль за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

    14.

    В. Бианки «Ноябрь» По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

    «На берегу Невы».  

    Зябь, полузимник. Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско), гвардия

    Работа над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени. Народные приметы и содержание текста.

    Зарисовки поздней осени.

    Контроль умений работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе.

    15.

    По А. Алексееву «Медаль». «Гришенька».

    Гренадёр, турки.

    Чтение по ролям. Ответы по ролям. Подписать иллюстрации словами из текста. Охарактеризовать поведение бойца.

    Контроль умений пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно, давать характеристику бойцу

    16.

    Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь» «Боевое крещение»

    Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин

    Беседа по вопросам. Чтение отрывка по ролям. Рассказать о ком рассказывали портреты в доме Раевских.

    Зарисовки различных гербов.

     Определение уровня сформированности оценочных суждений на «Боевое крещение»

    17.

    Е. Холмогорова.     «День рождения Наполеона» «В дни спокойные».

    Атака, захватчики, генерал, гонцы

    Ответы на вопросы. Рассказ на тему «Защита Смоленска» Деление на части, составление плана пересказа.

    Определение уровня знаний на тему «Занятия Раевских после ухода из армии»

    18.

    По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

    Поэт, рифма

    Беседа по содержанию. Описание сказочных героев, их характеристика, их поведение. Чтение по ролям.

    Читать выразительно, с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, исходя из их внешнего вида и поведения.

    19.

    Е. Пермяк «Тайна цены».  Сказка или быль.

    Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой)

    Беседа по прочитанному.

    Ответы на вопросы. Составление плана.

    Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

    20.

    По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте»

    В. Бианки «Декабрь»

    Здравствуйте. Студень, возродиться

    Ответы на вопросы. Деление на части плану. Обсуждение на тему «Кого можно назвать вежливым»

    Правила поведения на плакате.

    Контроль умений пересказывать с опорой на план.

    21.

    Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы»

     А. Дорохов «Тёплый снег»

    Пышно убрана. Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес

    Ответы на вопросы. Словесное рисование.

    Рисунки учащихся о зиме.

     Контроль за умением давать ответы на вопросы, составлять загадки.

    22.

    А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

    Д. Хармс «Пушкин». Детские годы Пушкина.

    Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул, завыл. Поэт, лицей.

    Определение настроения стихотворения. Образные выражения, передающие картину природы. Словесное рисование. Заучивание наизусть.

    Картинки о зиме.

    Умение передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

    23.

    В. Бианки «Январь»

    Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище

    Работа с эпиграфом. Сравнение народных примет и собственных наблюдений. Беседа по содержанию. Составление плана.

    Зарисовки о зиме

    Пересказывать с опорой на план, сравнивать народные приметы с собственными наблюдениями за природой.

    24.

    Х.-К. Андерсен «Ель».  Мечты Ёлочки.

    Нанизав (ягоды), коленце, мачта, дровни, приволье, изнываю, Рождество, изгородь, Сочельник.

    Беседа по содержанию. Деление текста на смысловые части. Озаглавливание частей сказки. Чтение сказки по ролям. Составление плана. Определение главной мысли сказки.

    Аппликации учащихся.

    Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план. Выполнять деление сказки на смысловые части, озаглавливать части.

    25.

    А. Чехов «Ванька»

    а) Жизнь Ваньки у сапожника.

    Заутреня, тёмный образ, колодка, шпандырь, сидельцы, балагурит, дворня

    Ответы на вопросы. Деление на части. Работа с иллюстрацией (подписать словами из текста)

    Иллюстрация (стр. 102, 104). Конверт.

    Контроль умений пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать части рассказа.

    26.

    И. Никитин «Весело сияет» (отрывок) И. Суриков «Белый снег пушистый»

    Храм

    Пелена

    Выразительные средства, передающие картину тихой зимней ночи в селе. Словесное рисование. Озаглавливание стихотворений. Сравнение стихотворений Никитина и Сурикова.

    Зимние зарисовки (зимняя ночь)

    Зимние зарисовки (зимнее утро)

    Умение передавать чувства поэтов, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания авторов, сравнивать стихотворения авторов.

    27.

    М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка.  Ю. Рытхэу «Пурга».  

    Пастилка, церемониться. Малахай, вельбот, яранга, Чукотка.

    Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Определение главной мысли. Обсуждение на тему «Какой урок преподнёс отец детям?»

    Чтение наизусть.

    Контроль за умением пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль сказки.

    28.

    Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль»

    Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб (знобить)

    Ответы на вопросы. Рассказ о переживаниях автора. Определение главной мысли рассказа.

    Контроль за умением пересказывать с опорой на план,

    29.

    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

    Отношение Мачехи и дочери к Падчерице.

    Пьеса, действие

    Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Характеристики Дочки и Падчерицы с приведением примеров из текста. Обозначение изменений в природе в связи со сменой месяцев.

    DVD - фильм «Двенадцать месяцев».

    Контроль умений давать полные ответы на вопросы, читать выразительно, с соблюдением интонации, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки.

    30.

    По Х.-К. Андерсену «Снежная королева»

    Тролль, дьявол, клюка, принц, принцесса, Лапландия, северное сияние, чертоги

    Беседа по содержанию каждой части. Чтение по ролям отрывков. Озаглавливание частей сказки. Работа над выражениями, характеризующие Снежную королеву. Рассказ о дружбе Кая и Герды.

    DVD – фильм «Снежная королева»

    Контроль умений давать полные ответы на вопросы, читать выразительно с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки.

    31

    С. Смирнов «Первые приметы».

     В. Бианки «Март»

    По В. Пескову. «Весна идёт»

    Краснотал, голубеют (следы), припёк

    Ответы на вопросы. Рассказ о собственных наблюдениях за изменениями в природе. Работа над выразительными средствами, говорящие о наступлении весны. 

    Картинки о весне.

    Умение передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства  автора.

    32

    М. Пришвин «Жаркий час».

     Г. Скребицкий «Весенняя песня».

    В. Жуковский «Жаворонок»

    Жаркий час

    Работа с эпиграфом. Беседа по содержанию. Работа над образными выражениями, передающими описание леса.

    Картинки с лесными животными и птицами.

    Контроль за умением пересказывать рассказ с опорой на образные выражения, описывающие леса.

    33.

    А. Толстой «Детство». А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

    А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой»

    Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощеряясь

    Беседа по содержанию. Определение главной мысли отрывка. Работа над образными выражениями, передающими радость в природе.

    Чтение стихотворения наизусть.

    Контроль умений пересказывать отрывок, выделять главную мысль отрывка, работать над образными выражениями, передающими радость в природе.

    34

    В. Бианки «Апрель».

     К. Паустовский «Стальное колечко».  

    Вешние потоки, гнёт

    Ответы на вопросы. Народные приметы содержание текста.

    Контроль за умением пересказывать, выделять главную мысль прочитанного.

    35.

    В. Набоков «Дождь пролетел…»

    В. Бианки «Май» .

    Н. Рыленков «Нынче ветер…»

    Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг

     Ответы на вопросы. Работа над образными выражениями. Заучивание наизусть.

    Картинки о лете.

    Умение читать стихотворение спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания.

    Находить сравнения, слова, образы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

    Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

    Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

    Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

    Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

    Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

    Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

    Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

    Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

    Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

    Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

    Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...