Конспект логопедического занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок».
план-конспект занятия по теме

Богатырева Татьяна Николаевна

Конспект зантия к разработке "Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и  старшего возраста с диагнозом ОНР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_zanyatiyu_kolobok.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок».

Занятие проведено в средней логопедической группе с диагнозом ОНР.

Тип занятия: комбинированный.

Цель:

  • Развитие словесно – логического мышления детей на примере             отгадывания и толкования загадок.
  • Стимулирование связной речи.
  • Актуализация словаря.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширение и конкретизация представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».
  • Закрепление обобщающего понятия «Дикие животные».
  • Развитие связной речи, мышления: отгадывание и толкование загадок, четырех типов: описательных, на сравнение  метафорических загадок-рифм. Составление рассказа по мнемотаблице.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствование слоговой структуры слова, деление слов на слоги.
  • Уточнение артикуляции гласных звуков [A], [У], [О], [И].
  • Закрепление знаний изученных букв.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Активизация речевой деятельности детей.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематического представления.
  • Развитие фонематического анализа.
  • Развитие физиологического дыхания.
  • Развитие тонкой и  общей моторики.
  • Развитие речевого слуха, чувства рифмы.
  • Развитие познавательной и регулирующей функций речи, диалогической речи, общих речевых навыков.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости детей.
  • Развитие и совершенствование слухового и зрительного внимания и памяти.

Коррекционно- воспитательные задачи:

  • Формирование положительной установки на участие в деятельности.
  • Формирование интереса к живой природе.
  • Воспитание коммуникационных навыков, доброжелательности, отзывчивости, ответственности, сотрудничества.
  • Формирование умения решать проблемные задачи.

Оборудование:

  • Колобок из материи;
  • Мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса;
  • Макеты елочек и деревьев, «пенечки», «тропинка» для внешнего антуража;
  • Магнитофон;
  • Комплекты предметных картинок;
  • Символы звуков;
  • Мнемотаблица;
  • Карточки с заданиями.

Предварительная работа:

  • Обучение отгадыванию загадок: описательных, со сравнением, метафорических, загадок-рифм;
  • Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин;
  • Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание речи с движением «Мы играем на гармошке»;
  • Упражнения в подборе слов на гласные звуки;
  • Знакомство с символами звуков;
  • Работа со словами. Объяснение значений незнакомых слов.
  • Работа с мнемотаблицей. Составление рассказов о диких животных.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Учитель логопед: Ребята, сегодня к нам в гости придет сказочный герой. Догадайтесь, кто это? «Он по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».

Дети: Колобок.

Появляется Колобок.

Колобок: «Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся! Бабушка называет меня Колобочком. А как вас называю ласково по имени?»

(Дети называют ласково свои имена).

  1. Основная часть.

  1. Упражнение на дыхание «Холодный ветерок».

Колобок: «Ух, пока я к вам катился, очень запыхался. Помогите мне остыть».

(Дети дуют на Колобка).

Колобок: «Ребята, я заблудился и хочу вернуться к бабушке и дедушке. Помогите мне пройти через лес».

Учитель – логопед: «Поможем Колобку, ребята?»

Дети: «Поможем!»

Колобок катиться по тропинке. Под елочкой находит конверт с загадкой.

Учитель-логопед: «Ребята, отгадайте, какое животное мы встретим первым?»

Загадка:  Хвост короче уха,

               Быстрые повадки.

               Мчусь я что есть духу,

               Мчусь я без оглядки.

               Кто я, угадай-ка!

               Ну, конечно… (зайка).

Учитель- логопед: «А как вы догадались, что это зайка?»

Дети отвечают.

Появляется заяц.

Заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Колобок: «Не ешь меня!»

Заяц: «Тогда выполни все мои задания».

Колобок: «Хорошо. Ребята, а вы мне поможете?»

Дети: «Да».

Заяц дает задания. Дети выполняют.

Задание № 1. Где живу я, мне скажите?

                       Детенышей моих назовите.

                       Маму как зайчат зовут?

                       Чем питаемся мы тут?

Задание № 2. Много здесь следов, смотрите.

                        Какой след мне назовите?

На «полянке» нарисованы следы разных животных.

Учитель- логопед называет чей след – дети говорят какой.

  След лисы-какой? (Лисий)

  След волка – … (волчий)

  След зайца – … (заячий)

  След медведя – … (медвежий)

Заяц: «Все задания выполнили хорошо! Счастливого пути!»

Колобок и ребята продолжают путь.

На пенечке лежит карточка с загадкой.

Загадка: Серовато, зубовато,

               По полю рыщет.

               Телят, зайчат ищет.

Дети: «Волк».

Учитель-логопед: «Как вы догадались, что это волк?»

Дети отвечают.

Появляется волк.

Волк: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»

Колобок: «Не ешь меня! Я отвечу на все твои вопросы, а ребята мне помогут!»

Волк дает задания:

  К картинкам с изображениями диких животных подобрать картинки, названия которых звучат сходно. Когда картинки будут разложены ребята, и волк вместе громко называю слова, отмечая их разное и сходное  звучание.

Картинки: Лиса – коса, белка – стрелка, волк – полк, мишка – шишка, зайка – майка.

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..

 

Детям предлагается выбрать среди близких по звуковому составу слов (дом, ком, гном, сом), подходящее по смыслу и дополнить стихотворение, используя в качестве опоры картинки.

После выполнения задания волк предлагает ребятам отдохнуть.

Речь с движением «Мы играем на гармошке»

Мы играем на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки к верху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Волк прощается с детьми.

Колобок и ребята продолжают свой путь.

Учитель- логопед: «Ребята, догадайтесь, кто следующий нам встретится?»

Загадка: Коричневый, но не шоколад.

               Большой, но не слон,

               Любит мед, но не пчела,

               Спит всю зиму, но не еж.

Дети: «Медведь».

Учитель- логопед: «Как вы догадались?» Дети отвечают.

Медведь: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»

Колобок: «Не ешь меня! Я отвечу на все твои вопросы, а ребята мне помогут!»

Медведь предлагает поиграть в игру «Хлопки». (Дети должны прохлопать, проговаривая по слогам названия перечисленных диких животных).

Слова: заяц, лиса, волк, медведь, белка, нора, логово, берлога, дупло.

Медведь: «А теперь попробуйте рассказать о любом диком животном».

Учитель-логопед: «Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. А я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажите».

При выполнении задания используется мнемотаблица.

Дети выполняют задания.

Медведь хвалит Колобка и ребят,  прощается с ними.

Учитель-логопед загадывает следующую загадку.

Загадка: За деревьями, кустами,

               Промелькнуло быстро пламя.

               Промелькнуло, пробежало.

               Нет ни дыма, ни пожара.

Ребята отгадывают загадку и объясняют, как они догадались.

Появляется Лиса.

Лиса: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»

Колобок: «Не ешь меня! Я отвечу на все твои вопросы, а ребята мне помогут!»

Лиса предлагает поиграть в игру со звуками. Она показывает картинку обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и.

Дети называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например «У-у-удочка». Затем выбирают из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Слова: утка, ослик, аист, иволга.

Каждому ребенку дается набор звуковых символов.

Лиса: «Никак мне вас не перехитрить и придется отпустить».

Ребята и Колобок прощаются с лисой.

Колобок: «Спасибо вам ребята, что помогли пройти через лес. Дальше я сам докачусь до бабушки и дедушки».

Учитель-логопед: «Ребята, кого мы встретили в лесу? Как их всех вместе можно назвать? Все ребята молодцы! Вы показали, какие вы дружные, отзывчивые и смелые!

Наше занятие-путешествие закончилось.

До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок»

Цель: Развитие познавательного интереса детей на примере загадок,  пословиц, поговорок.  Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение словаря по теме «Дикие животные» (название, внешние п...

Индивидуальное логопедическое занятие по теме : « русская народная сказка «Репка» Автоматизация звука [л] .»

Индивидуальное логопедическое занятие по теме : « русская народная сказка «Репка». Автоматизация звука [л] .» ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях.Задачи:-Уточнить ...

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....

конспект урока по сказкотерапии - тема "Русская народная сказка "Колобок"

Закрепление образовательных, поведенческих и воспитательных навыков на примере героев сказки "Колобок."...

Открытое занятие:Знакомство с русской народной сказкой «Колобок»

Внеурочная деятельность по теме русской народной сказки "Колобок"...