Методические посиделки для педагогов "Агрессивный подросток: как с ним быть?"
методическая разработка по теме

Вагина Оксана Борисовна

В данной методической разработке даются методические рекомендации для педагогов, воспитателей образовательного учреждения при работе с агрессивными подростками при решении конфликтной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное

государственное образовательное

автономное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 39

 г. Советска

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

«АГРЕССИВНЫЙ ПОДРОСТОК, КАК С НИМ БЫТЬ?»

Номинация: Лучшая методическая разработка

Автор: Вагина Оксана Борисовна

г. Киров

2013 год

Аннотация

Обращение к проблеме агрессии и насилия среди подрастающего поколения обусловлено тем, что современные учебные заведения являются не только образовательным учреждением, но и местом, в котором подросток нередко получает травматический социальный опыт. Каждый из нас по – разному  вспоминает время, проведённое в школе. Для одних оно связано с радостными моментами, для других – с разочарованиями, обидами и унижениями.

Поэтому одной из трудноразрешимых проблем для педагогического коллектива является проблема воспитания у подростков  миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать. Сколько страданий приносят такие дети окружающим, будь то родители, педагоги или сверстники! Порой молодые педагоги теряются и не знают, что предпринять. Нередко на агрессию отвечают гневом, что, конечно же, не самый лучший способ разрядить  напряжённость, возникшую между взрослым и подростком.

Чтобы найти решение проблемы агрессивности  необходимо всесторонне изучить и понять все существующие её аспекты и причины. Именно с этой целью разработаны и проведены методические посиделки для педагогов «Агрессивный подросток, как с ним быть?»  

Методические посиделки для педагогов

«Агрессивный подросток, как с ним быть?»

Цель: формирование у педагогов понятия подростковой агрессивности и корректировка своего поведение в сложившейся конфликтной ситуации.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятиями «агрессия» и «агрессивность»;

- познакомить с методикой выявления агрессивных подростков в ученическом коллективе;

- определить  доминирующий вид агрессии подростков в учебно - воспитательном процессе;

- разработать стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации;

- способствовать сплочению педагогического коллектива и поддержание благоприятной психологической атмосферы.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: стендовая презентация «Агрессивный ребёнок, как с ним быть?», цветы из цветной бумаги, словесные фразы понятий «агрессия» и «агрессивность»,  круги из цветной бумаги: красные, зелёные, жёлтые, видеоролик « Словесный бунт», чистый лист ватмана, карандаши фломастеры,  жетоны под номерами 1 и 2, тематические иллюстрации, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: 

1. Деление на рабочие группы: участники мероприятия при входе берут  нумерованный жетон (№1 или № 2) и занимают места,  согласно своего жетона.

Цель:  более тесное знакомство, сплочение коллектива.

2. Жетоны на первый взгляд имеют не очень «достойный вид»: смяты, скомканы, местами порваны. Участники удивлены. Данный приём используются с целью прогнозирования темы заседания, т.к. заранее она не проговаривается. Бумагу рвём , мнём, комкаем в комок, когда раздражены, сердиты. Таким образом, тема -   агрессия, жестокость.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

1.Постановка цели, выявление проблемы.

- Наше занятие хочется начать с знакомой всем ситуации. Утро рабочего дня. За окном зимний солнечный день. Тихо падают искристые снежинки и от этого бодро, радостно, мы полны сил, энтузиазма. Отправляемся на работу. Заливисто звенит звонок. Начинается урок. Дети, которые ещё вчера были добрыми, милыми, внимательными, сегодня вдруг превратились в озлобленных, нервных, раздражительных «слушателей». Вы обеспокоены. Урок не получается. Работоспособность нулевая.  Вы теряете душевное равновесие, становитесь нервными, и сами того не замечая, становитесь инициатором конфликта. Как быть?  Кто виноват?  Каким образом можно избежать  сложившуюся с ситуацию?  Вот это главные вопросы, которые волнуют нас, педагогов, при работе с  подростками.

Проблема: увеличение проявлений агрессии среди обучающихся  нашего учебного заведения (открывается стендовая презентация: слайд № 1).

-  Сегодня мы постараемся найти пути решения данной проблемы.

2. Знакомство с участниками.

 - Каждый участник группы называет своё имя и отчество, затем черту характера, которая начинается на первую букву имени (например, Оксана Борисовна – опрятная).

- Открывается слайд № 2 стендовой презентации.

3. Упражнение «Мой ученик».

Цель: выбрать обучающихся, относящихся к группе агрессивных подростков.

- Разложены цветы (из цветной бумаги). Необходимо взять цветок и написать имя обучающегося  (самого проблемного на ваш взгляд) и написать на лепестках цветка три  качества личности, которые вас волнуют, беспокоят в нём.

 - Музыкальное сопровождение (песня «Будьте добры» - см. Приложение № 1 ).

4. Упражнение «Формулировка понятий»

Цель: сформулировать понятия «агрессия» и «агрессивность».

- Разложены   словесные фразы, из которых нужно сложить данные понятия.

АГРЕССИЯ – причинять, поведение, группа людей, вред, предметы, человек – 1 группа.

АГРЕССИВНОСТЬ -  поведение, проявлять, черта личности, противоречить, нормы, люди, общество, правила – 2 группа.

- Музыкальное сопровождение (группа Барбарики «Друзья» - см. Приложение № 2).

- Формулировка понятий  представителями от каждой группы .

- Проверка правильности понятий  (открывается стендовая презентация: слайд № 3, № 4).

5. Методика «Критерии агрессивности подростка»

Цель: определить, действительно ли  выбранный ученик  относится к группе агрессивных подростков  и в какой степени она проявляется.

- Данная методика провидится с опорой на стендовую презентацию: слайд № 5, № 6.

Обсуждение результатов:

- на какие вопросы затруднялись дать ответ?

- совпал ли ваш выбор с полученным результатом?

- есть ли обучающиеся, у которых агрессивность достигла самого пика?

- есть ли обучающиеся, которые не подтвердили ваш выбор?

6. Упражнение «Портрет агрессивного ученика».

Цель: выделить существенные черты агрессивного ребёнка, определить вид его агрессии.

- Каждый педагог выбирает черты, характерные агрессии их обучающегося и принимает решение, какой вид агрессии в нём доминирует.

- Раскрытие видов агрессии  происходит с опорой на стендовую презентацию: слайд № 7, №8, №9.

Обсуждение результатов:

- если  вы считаете, что у вашего обучающегося физическая агрессия, то поднимите красный круг, если косвенная агрессия – зелёный круг, если вербальная агрессия – жёлтый круг (фиксируется результат на «цветке»);

- какой вид агрессии доминирует у женского пола?

- какой вид агрессии  характерен для юношей?

- итак, какой вид агрессии у нас занимает «почётное место»?

- Открытие стендовой презентации: слайд № 10.

7. Упражнение «Почему я такой ….»

Цель: выявить причины агрессивного поведения подростка.

- Каковы же могут быть причины агрессии? Попытаемся разобраться в этом, поскольку знание причин, как правило, помогает найти выход из самой тупиковой ситуации. Для того, чтобы ваш выбор был более достоверным, предлагаю вам представить и более подробно вспомнить последнюю конфликтную ситуацию с вашим обучающимся, где он потерял контроль над своим поведением.

- Раскрытие причин агрессивного поведения идёт с опорой на стендовую

презентацию слайд №11, № 12 .

- На основе уведенного, услышанного, своего жизненного опыта педагог   формулирует причины агрессивности своего воспитанника (выбор причин вновь фиксируется на «цветке»).

- Выступление нескольких педагогов по полученным результатам.

- Обсуждение результатов происходит по схеме: слайд № 13.

 8. Упражнение «Как  поступить?»

Цель: разработать стратегию поведения в конфликтной ситуации «ученик – учитель».

Блок 1

- Просмотр видеоролика « Словесный бунт» - см. Приложение № 3.

Блок 2

- Составление карты памяти «Как вести себя, если ребёнок агрессивен?»: слайд № 14.

-  Всегда помните «Золотое правило педагогики»: «Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть  у учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться, что у него точно получится. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание услышать эту похвалу еще раз.»  

9. Рефлексия.

- Что вы сегодня узнали нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можно сделать выводы?

- И на заключительной ноте хочется зачитать одну притчу:

В одной деревне жил садовод, который разводит розовые кусты. Его цветы славились на всю округу. Но однажды беда пришла и в его сад. Стали в его прекрасном саду появляться одуванчики и, чем больше он боролся с ними, тем больше их становилось. Совсем отчаялся бедный садовод и пошёл за помощью к мудрецу. Мудрец, выслушав его, ответил: «Полюби одуванчики, друг мой». Мораль сей притчи такова: Не можешь изменить ситуацию – измени своё отношение к ней.

- Поэтому полюбите свои «цветочки» и всё у вас получится (показ модели цветка, где у каждого написана фамилия проблемного подростка).

- Спасибо всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Заключение.

    Данная методическая разработка позволила педагогическому  коллективу пополнить свою копилку материалами по теме «Агрессивность подростков» ( были раскрыты теоретические основы поставленной проблемы, педагоги познакомились с методикой по выявлению уровня агрессивности обучающегося) Также педагоги  разработали  стратегию поведения в конфликтной ситуации «ученик – учитель»(Упражнение «Как поступить?»), которую они, безусловно будут применять в учебно - воспитательном процессе.

    По данной стратегии поведения была составлена карта – памяти « Как вести себя, если ребёнок агрессивен?»  Метод составления карты памяти  позволяет представить всю проблему целиком на одном листе, что является несомненным преимуществом, облегчает запоминание, развивает творческие способности, и как следствие, успеваемость. Этот метод конспектирования  педагоги могут широко  применять  на своих занятиях, как при изучении нового, так и при закреплении учебных умений и навыков (заполнены только промежуточные линии раскрываемого вопроса, нужно сформулировать основные моменты темы и наоборот). В интересной форме были показаны новые методы и приёмы работы с обучающимися ( знакомство с участниками, прогнозирование темы занятия, деление на рабочие группы), которые педагоги могут активно использовать при проведении классных часов. В ходе данных посиделок выявлена группа обучающихся с девиантным поведением (упражнение «Мой ученик», методика «Критерии агрессивности подростка».

   В перспективе спланировать  серию  коррекционно - развивающих занятий  с этими обучающимися и научить  их строить хорошие отношения со сверстниками и чётко определять границы  своей агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработкаклассного часа  «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...

Методическая разработка "Преступление и подросток"

Методическая разработка "Преступление и подросток"...

Методическая разработка классного часа "Подросток и закон"

Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников...

"Методические посиделки"

Хотите разнообразить формы заседаний методических объединений? Тогда этот материал для вас!...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.2. Закрепит...