Упражнения и гимнастика для глаз как средство сохранения и восстановления зрения.
статья по теме

Калимуллина Роза Ибрагимовна

В статье рассказывается о специальных упражнениях для глаз, которые могут быть внесены в разные формы занятий, в структуру физкультминуток, способствующих сохранению и восстановлению зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_minisayta.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и гимнастика для глаз

как средство сохранения и восстановления зрения

Калимуллина Роза Ибрагимовна

государственное бюджетное образовательное учреждение

                          Белебеевская специальная (коррекционная)

                              начальная  школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида

Занятия для ребенка - труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, и сопряженный со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, тренировочные упражнения для глаз, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс.

Основоположником метода тренировки глаз с целью профилактики и лечения расстройств зрения был американский офтальмолог У. Бейтс.

Предложенные им в 20-х годах упражнения обращены главным образом к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефракции - близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. Метод Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке. В этом заключается преимущество системы Бейтса перед другими методами лечения.

Опыт Бейтса активно изучался и приобрел многих последователей в разных странах. Появились разнообразные модификации его метода. Есть последователи метода У.Бейтса и в нашей стране. Такими учеными как, Э.С.Аветисов, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан (1984) впервые определено понятие «гимнастика для глаз».

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного характера зрения.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление, усталость у него наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим он хуже усваивает материал на занятиях, восприятие его становиться неполным, интерес к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает. Поэтому через каждые 7-10 минут зрительной работы  детям дошкольного возраста с нарушениями зрения необходимо организовывать отдых для глаз. Для этого требуется 2-3 минутный перерыв, который должен быть организован рационально, эффективно, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Упражнения для глаз.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий и в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений, в сочетании с движениями глаз, имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э.С.Аветисовым., Ю.А.Курпан, Е.И.Ливадо, Н.И.Пильман (1979), Е.И.Ковалевским (1976), дефектологи (тифлопедагоги) эффективно используют в работе с детьми. Следует оговориться, о необходимости быть очень внимательными и аккуратными в использовании упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаза.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отобраны упражнения для детей с амблиопией, с косоглазием, со спазмом аккомодацией, с врожденной близорукостью, с приобретенной близорукостью.

Упражнения, трудные для понимания и выполнения, следует включать соответственно возрасту. Многие можно переработать применительно к детям дошкольного возраста. Так, при проведении упражнений для глаз, широко используются различные ориентиры (цветные колпачки, надевающиеся на пальцы, звенящие колокольчики, летающие бабочки, настенные картинки, и т.п.). Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся объекте осознанно, непринужденно, с интересом.

Для лучшего восприятия упражнений для глаз, применяем стихотворные формы словесных подсказок. Вот некоторые из них:

Глаза вправо отведу, на соседа посмотрю.

Посмотрю теперь я прямо и закрою их руками.

Если взгляд отведу, - шарик слева я найду.

Теперь вправо посмотрю, глазами шарик поищу.

Подниму глаза я кверху, отыщу цветную ленту.

Потом снова опущу и на метку посмотрю.

Колпачки на пальчики одевают мальчики.

Колпачки играют - глаза их догоняют.

Упражнение на снятие спазма аккомодации и тренировки аккомодационной мышцы по Аветисову проводим с меткой на стекле. Ежедневно проводить одно и тоже упражнение механически, детям скучно, но если проводить его в виде игр, то упражнение проходит с интересом, а значит эффективно. Например, эти упражнения можно проводить так:

1. На уровне глаз ребенка, на подставке, помещается цветная геометрическая фигура размером 0,5см. Вдали, на уровне глаз, вывешены разные цветные фигуры, среди которых есть такая же, как перед глазами ребенка, но другого цвета. Ребенок смотрит на маленькую фигуру вблизи, затем переводит взгляд на большие фигуры вдали, находит такую же и говорит: отличается ли она цветом. Какого она цвета? Затем фигуры на подставке меняются.

2. На уровне глаз ребенка, на подставке, помещается изображение предмета размером 0,5см. Вдали, на уровне глаз, висит картина, на которой есть изображение этого предмета среди множества других. Ребенок смотрит сначала на изображение вблизи, затем переводит взгляд вдаль, ищет это изображение на картине и указывает его месторасположение. Например, мяч в руках у мальчика. Затем тифлопедагог меняет изображения предметов вблизи.

З. На уровне глаз ребенка, на подставке, помещается числовая карточка, размером 0,5см. Вдали, на уровне глаз ребенка, на панно квадратной формы в центре, в правом верхнем, в левом верхнем, в правом нижнем, в левом нижнем углах располагаются разрезанные на части цифры. Ребенок смотрит на числовую карточку вблизи, затем вдали ищет цифру, соответствующую этому числу, и называет его месторасположение. Затем тифлопедагог меняет на поставке числовые карточки.

4. На стене, на уровне глаз ребенка, вывешивается пара похожих картинок с отличиями. Ребенок подходит к картинкам на расстоянии полуметра. Говорит одно отличие, отходит на шаг назад, говорит еще одно отличие и опять отходит назад. Так до тех пор, пока ребенок может что-то различить. Потом делает шаги вперед. Упражнение повторяется, картинки можно менять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Упражнения для глаз при утомлении....

Зрение. Упражнения для глаз и продукты питания полезные для зрения

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир....

Методическая разработка урока «Применение специальных упражнений для восстановления зрения, исправления осанки и снижения веса»

Урок по теме «Применение  специальных упражнений для восстановления зрения, исправления осанки и снижения веса» разработан на основе раздела «Гимнастика» комплексной программы физического в...

Сборник гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения дошкольников

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников....

Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений для повышения остроты зрения (1-11 кл.)

Ниже представлен комплекс упражнений, который поможет ребенку повысить остроту зрения и предотвратить ухудхение...