Урок чтения и письма в начальной школе в подготовительный период в классе слепых
учебно-методический материал по теме

Хит Елена Вячеславовна

Методические рекомендации по проведению уроков чтения и письма в классе слепых подготовлены мной для учителей начальных классов школы, не имеющих специального дефектологического образования.  Дана структура таких уроков, приведены примеры методов и приемов работы на них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  ЧТЕНИЯ  В  КЛАССЕ  СЛЕПЫХ  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ПЕРИОД

(Методические рекомендации по проведению уроков в начальной школе, подготовлены учителем –дефектологом (тифлопедагогом) Хит Е.В. для учителей начальных классов школы)

  Уроки  чтения  в  классах  слепых  строится  так  же,  как  и  в  классах  слабовидящих.

Начинаем  работу  с  узнавания  рисунка.  Слепые  с  трудом  воспринимают  контурные  рисунки.  Поэтому  прежде  чем  работать  с  контурным  рисунком,  необходимо  изучить  с  детьми  реальный  предмет (если  есть  такая  возможность),  силуэтное  изображение  предмета,  геометрические  фигуры,  из  которых  состоит  рисунок.

    Если  рисунок  сюжетный,  то  сначала  необходимо  узнать  его  отдельные  компоненты,  подводя  детей  к  пониманию  смысла  рисунка.

    С  большим  трудом  слепые  воспринимают  изображения  людей  и  животных.  Поэтому  работая  над  рисунками,  изображающих  людей,  необходимо  проводить  конкретизацию  представлений  детей  о  животных,  позах  человека.

     

 В  подготовительный  период  идет  работа  по  изучению  рассыпной  азбуки.

Азбука  лежит  перед  ребенком.  

Проводим  по  верхнему  краю  азбуки…нижнему….правому….левому.

Учимся  открывать   и  закрывать  азбуку.

Изучаем  азбуку  изнутри:

  • из  чего  сделана  колодка;
  • верхний,  нижний  край,  правая,  левая  стороны;(проводят  по  сторонам  руками);
  • проведите  по  поверхности  азбуки,   что  чувствуете?  (дырочки,  линии  сверху вниз)
  • вертикальные  линии  делят  колодку  на  прямоугольники,  это  клетки;
  • покажите  первую  клетку (работаем  слева);
  • в  клетке  показываем  низ,  верх, право,  лево;
  • счет  дырочек  в  каждой  клетке( левый  верхний  угол  1-я точка);
  • в  эти  дырочки  будем  вставлять  точки,  возьмите  в  руку  точку  из  чего  она  состоит,  на  что  похожа?
  • Попробуйте  вставить  точку  в  дырочку;
  • Берем  точку  в  правую  руку,  левой  находим  нужное  отверстие  и  вставляем  точку;
  • Сегодня  будем  учиться  ставить  1-ю  точку.  Она  находится  в  левом  верхнем  углу,  найдите  этот  угол  и  нужную  дырочку

Учим  работать  с  учебником  «Азбука».

  • книга  лежит  прямо,  находим  верх,  низ,  лево,  право(предупредить,  что  проводить  пальцами  по  краям  страниц  нужно  очень  осторожно)
  • учимся  открывать,  закрывать  книгу;
  • учим  ориентироваться  на  странице (верх,  низ,  лево,  право, середина  страницы.

В  азбучный  период  схема  урока,  как  и  в  классе  слабовидящих.

Этап  обозначение  звука  буквой:

  • учитель  выкладывает  букву  на  колодке,
  • из  каких  точек  состоит(все  точки  показываем),
  • самостоятельно  выкладывают  рядом.
  • Затем  изучаем  изображение  буквы  в  учебнике.

УРОК  ПИСЬМА

Знакомство  с  письменными  принадлежностями.

Прибор  для  письма

  • прибор  лежит  прямо,
  • показываем  низ,  верх,  лево,  право,
  • проведите  по  прибору  руками  справа  налев,  что  чувствуете? (отверстия),  это  клеточки,
  • клеточки  по  строчкам,  проводим  по  верхней  строке  справа налево  (если  дети  умеют  считать,  посчитайте  кол-во  клеток  в  строке),
  • по  правому  краю  считают  строчки  сверху  вниз,
  • будем  учиться  открывать  прибор:  левой  рукой  придерживаем  в  середине  левой  стороны,  правой  рукой  по  правой  стороне  ищем  выгиб,  за  выгиб  поднимаем  вверх  и  левая  часть  прибора  ложится  на  левую  руку,  а  правая  лежит  на  парте,
  • знакомимся  с  внутренней  частью  прибора,  проведите  правой  рукой  по  правой  поверхности  прибора,  что  чувствуете?  (углубления,  они  расположены  рядами,  проводим  по  рядам,
  • проведите  рукой  по  верхнему краю  прибора, что чувствуете? (штифты),
  • по  нижнему  краю тоже штифты,  найдите  их,  они  нужны  для  закрепления  бумаги.

Грифель

  • писать  будем  грифелем,  грифель  состоит  из  спицы (острая  часть,  найдите  ее),  седло  -  углубление  для  указательного  пальца, (находим.)
  • Взяли  грифель  в  правую  руку  прямо,  снизу  придерживаем  большим  и  указательным  пальцем,  указательный  палец  в  седле  (показываем),  чтобы  написать  точку,  нужно  сделать  движение  сверху  вниз (показываем  в  воздухе).

Работа  с  бумагой

  • открыть  прибор,  вложить  лист,  верхний  край  листа  совпадает  с  краем  прибора,  левый  край  вдоль  шарнира  ,  правой  рукой  придерживаем  лист,  а  левой  рукой  закрываем  прибор,  сверху  и  снизу  края  прибора  прижимаются  до  щелчка.

Порядок  изучения  точек:  первый  этап  -  1,3;  4,6;  второй  -  1,2,3;  4,5,6;  третий  -  1,2;  2,3;  3,4;  4,5;  2,5.

Структура  урока

  • повторение  ранее  изученных  точек;

какие  точки  уже  знаете?

Где  они  находятся  при  письме  и  при  чтении?

Найдите  строку,  на  которой  будем  писать,

Пишем  под  диктовку:  (1-я  точка,  клеточка  пропущена)

Чтение  написанных  точек (1-я,  клеточка  пропущена)

Изучение  новой  точки  начинаем  в  колодке:  где  находится  при  чтении  и  письме,

Письмо  в  тетради :

1-я  строка  пишем  без  пропуска клеток; под  диктовку;

2-я  строка пишем  под  диктовку:1-я  точка,  клеточка  пропущена…..;

чтение  последней  строки,

письмо  всех  изученных  точек  под  диктовку.

Работа  с  колодкой  шеститочия

  • форма  колодки,
  • верх, низ, лево, право ,что  чувствуете  в  центре? (углубление)
  • в  этом  углублении  будем  писать  точки,  из  которых  складываются  буквы,  всего  6  точек
  • возьмите  грифель.  Будем  писать  точки  по  порядку:  правый  верхний  угол  -  1—я,  под  первой – 2-я, 3-я;  левый  верхний  угол – 4-я,  под  ней  5-я, 6-я.
  • Нажмите  первую  точку,  переверните  колодку,  где  находится  эта  точка  при  чтении?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение письму в начальной школе

Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершен...

Развитие навыков говорения и письма в начальной школе на примере учебной ситуации "Диалог на вокзале"

резентация представляет собой методическую разработку для учащихся 4-го класса школ с углубленным изучением английского языка...

Требования к организации процессов чтения и письма в основной школе

Презентация содержит полезную информацию для грамотной организации работы учащихся на всех уроках с учётом их возраста и медицинских показаний....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

Чтение сюжетных диалогов в начальной школе.

Чтение сюжетных диалогов в начальной школе....

Педагогические секреты чтения английских слогов в начальной школе.

Каждому ребёнку, безусловно, нужен успех в обучении. Ведь детство неповторимо, внутренний мир ребенка должен обогащаться положительными эмоциями, радостью новых открытий, удовольствием от успеха. Все ...