«Первичная и тепловая обработка круп. Приготовление пшённой каши с тыквой»
план-конспект урока (6 класс) по теме

Адамович Галина Семеновна

 

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)  Урок СБО  8 вид,

«Первичная и тепловая обработка круп.  Приготовление пшённой каши с тыквой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             Адамович  Галина Семеновна

                                                                                             МСКОУ «СКОШ» №2

                                                                                             г. Южноуральск, Челябинская обл.

                                                                                            6 «А» класс (возраст учащихся

                                                                                            13-14лет)                              

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Предмет: СБО (социально-бытовая ориентировка), урок изучения нового материала и формирования умений и навыков.

Тема: «Первичная и тепловая обработка круп. «Приготовление пшённой каши с тыквой»

Продолжительность: 2 урока по 40 минут

Класс: 6 класс

Технологии:информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, проектные.

На уроке были использованы ИКТ: компьютер, проектор, презентация «Технология приготовленияпшённой каши с тыквой»

Аннотация:урок объяснения нового материала и формирования умений и навыков в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 8 вида  по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 6 класс) с использованием ИКТ.

        Представленный урок очередной в разделе «Питание» и содержит сведения по теме «Приготовлениепшённой каши с тыквой».   На уроке учащиеся познакомятся с историей появления пшена и тыквы  на Руси, со способами первичной и тепловой обработки овощей и круп,  технологией приготовленияпшённой каши с тыквой». В ходе практической работы научатся готовить блюдо по рецепту, эстетически его оформлять и подавать его к столу. Материал урока позволяет использовать имеющиеся навыки математических вычислений,  проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

К уроку была разработана презентация, которая использовалась на всех его этапах.  Применение информационных технологий на уроке значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.ИКТ позволяет сделать учебный процесс наиболее интересным по содержанию и глубоким по смыслу. Одновременно на уроке «Первичная и тепловая обработка круп и тыквы. Приготовление пшённой каши с тыквой» решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи.

    Урок состоит из следующих основных этапов: 

  1. Организационная часть.
  2. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Подготовка к практической работе.   Вводный инструктаж к работе.
  5. Практическая работа. (Текущий инструктаж во время практической работы). Заключительный инструктаж
  6. Закрепление новых знаний и навыков.
  7. Итог урока. Оценка работы учащихся. Рефлексия

   В структуру урока включены оздоровительные паузы.

      
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
     
Формой контроля за усвоением материала служат ответы учащихся во время беседы, озвучивание результатов практической работы, защита выполненного домашнего задания о возможности разнообразного оформления готового блюда.
     
Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (при приготовлении блюда);
• наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
• проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);
• методы контроля и самоконтроля. 

Конспект урока

Цель:

  1. Ознакомить со значением круп и овощей в питании человека и научить готовитьпшённую кашу с тыквой»

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся со способами первичной и тепловой обработки продуктов, технологией приготовления пшённой каши с тыквой».
  • Научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.
  • Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Формирование трудового и коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  • Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  • Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
  • Актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру, эстетический вкус.
  • Здоровье сберегающие:физкультминутки, значение здоровой пищи для человека
  • Формирование ЗОЖ, через основы правильного питания.

Учебно-наглядное пособие:

  • презентация «Приготовления пшённой каши с тыквой»;
  • иллюстрации “Блюда из круп”;
  • плакаты: “Первичная обработка круп”, “Тепловая обработка круп”, операционная карта “Приготовлениепшённой каши с тыквой»”;
  • индивидуальные карточки задания.

Проекционное оборудование: компьютер, проектор кулинарные журналы.

Оборудование для практической работы: Керамический горшочек, 2кастрюли, желобковые ножи, кухонный нож, тазик пищевой для очищенной тыквы, столовая посуда и приборы.

Ход урока.

І. Организационный момент.Слайд 1

Здравствуй, милый мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Прозвенел уже звонок –Начинается урок  

ІІ. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ, сегодня наш урок будет посвящен одной очень известной и любимой многими круп. А вот какой я вам не скажу – вы догадаетесь сами. Для этого вам необходимо отгадать загадку.

Сидит мышка в золотой кубышке (просо)

А как называется крупа, получаемая из этого злака (ПШЕНО)  Слайд3

Пшено в народной медицине ценится как продукт, дающий силу, "укрепляющий тело". Оно препятствует отложению жира и оказывает положительное влияние на работу сердечнососудистой системы, печени и кроветворение.

Пшено богато растительными белками с повышенным содержанием аминокислот лейцина и гистидина, особенно важных для растущего организма.

Содержащиеся в пшене минеральные вещества калий и магний нормализуют деятельность сердечной мышцы, а фосфор укрепляет костную ткань и зубы.

Пшено по содержанию белков превосходит гречневую, перловую, ячневую, рисовую и кукурузную крупы.              

 Знаешь ли, вы, откуда пришло к нам пшено?

Семьсот лет назад от берегов монгольской реки Курулен двинулись в свой завоевательный поход бесчисленные орды "покорителя вселенной" - Чингиз-хана. Каждый воин этого многоязычного войска в притороченной к седлу торбе вез зерна какого-то растения. В походе воины ели эти зерна, пережаренные с бараньим жиром, а на стоянках быстро варили из них кашу. "Тары" - называли эти зерна монголы, "дары" - стали называть их туркмены, "тарык" - узбеки, "дара" - турки, "сура" - мордвины и латыши, "сора" - литовцы. Это было просо, которое монголы знали и возделывали еще в глубокой древности. Именно Монголию и смежные с ней Маньчжурию и юго-восточный Казахстан считают родиной этого растения. Здесь найдено наибольшее разнообразие разновидностей проса, и даже в наши дни возникают его новые формы. Отсюда - просо завезли монголы в Среднюю Азию и Восточную Европу.

Отгадаем еще одну загадку.

Слайд 4

Я — хозяйка огорода:

Круглая, большая.

 Буду приносить я вам

 Рекорды урожая. ( Тыква)

А кто мне может сказать, по происхождению к какой группе продуктов мы можем отнести тыкву. К животной или растительной?  Почему?

 Знаешь ли ты, откуда пришла к нам тыква?

Верно! Вот мы все привыкли к тому, что тыква – это овощ такой незаменимый, но следует отметить, что мы совсем забыли, а многие и не знали, что прежде чем попасть на наш стол ей пришлось долго и очень много путешествовать.

Итак, начинаем…

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне -

Жила тыковка на  земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришла она в наш дом!

Тыква – самый древний овощ Центральной Америки. Родина тыквы – Мексика, где ее начали возделывать за 5 тысяч лет до нашей эры. Археологи утверждают, что тыкву выращивали в Перу еще до начала выращивания кукурузы. Индейцы Америки употребляли тыкву в пищу, а из твердых спелых плодов делали посуду.

Дикие тыквы были обнаружены экспедицией Вавилова в Северной Африке в 1926 году.  Эта находка дала начало гипотезе, согласно которой именно оттуда тыква распространилась по миру. На Руси тыква появилась в XVI веке: эта неприхотливая культура, дающая большой урожай, отлично прижилась, наш климат позволял выращивать тыкву практически во всех регионах.

Постепенно в России стали разводить тыкву. Она перестала быть чем-то незнакомым и получила постоянную прописку.Тыква – чрезвычайно полезный овощ, содержащий большое количество микроэлементов. Лидером среди витаминов, содержащихся в тыкве, является бета-каротин, а еще тыква богата витаминами С, Е, В1, В2, РР. В ней много калия, кальция, железа, магния, меди, цинка, кобальта, кремния, фтора. В связи с этим тыкву рекомендуют употреблять людям, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями, при отеках, малокровии и ожирении. Тыква малокалорийна, содержит много клетчатки, поэтому показана при диетическом питании и для детей

Оранжевые сорта тыквы крайне богаты каротином, его в тыкве в несколько раз больше, чем в моркови. Тыквенный каротин обладает целебными свойствами.

Эта красавица напоминает наместника солнца на Земле – такая же жизнерадостная, яркая и круглая.

Давайте по карте проследим, как из далекой Центральной Америки (Мексики) тыква попала в Россию (на карте указан стрелками путь от Мексики в Россию с указанием года ввоза тыквы в страну)              ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Физкультминутка.

Чтобы немножко отдохнуть мы поиграем с вами в игру « Кто больше?». Условия следующие: все встали возле своих парт, я кому-то из вас бросаю мяч, а вы возвращаете мне мяч с названием блюд, которые можно приготовить из тыквы. Повторяться нельзя и выкрикивать тоже. Из тыквы готовят следующие блюда:      ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Тыквенный суп Слайд 5

 Каша с тыквой (рисовая, пшенная)

 Запеканка из тыквы

 Начинка для пирогов, пельменей

 Оладьи

Также из тыквы готовят пюре для детского питания, делают очень полезные соки.

МОЛОДЦЫ!                  

ІII. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы должны научиться готовить  КАШУ.  А, вот какую, вы догадайтесь сами: от существительного ПШЕНО образуйте прилагательное (правильно-ПШЕННАЯ). Слайд 6

Итак, тема сегодняшнего урока – «Первичная и тепловая обработка круп.                                          Приготовление пшённой каши с тыквой»

Сообщение цели урока.

А чтобы знать из каких продуктов она готовится, мы выполним ещё одно задание.

Перед вами лежат карточки с изображением различных продуктов. Вам необходимо вычеркнуть  продукты, которые вамне понадобятся при приготовлении пшенной каши с тыквой                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Справились?                                    

Правильное решение спроецировано на экран (ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ) Слайд 7 . Молодцы!

Теперь мы знаем, из каких продуктов готовится, пшенная каша с тыквой,  но еще не знаем, сколько продуктов надо купить для приготовления одной порции, т.е. на одного человека. Давайте посмотрим:

Пшено- 50 г.

Тыква 100 г.

Молоко – 150г.

Масло сливочное – 10г

Соль – 5г

Сахар 10г

Это норма продуктов на одного человека, а во сколько раз надо увеличить кол-во продуктов, чтобы каши хватило на всех? (увеличить на 5)

Пшено - 250г.

Тыква -  500 г.

Молоко – 750 г.

Масло сливочное – 50г

Соль – 25г  

Сахар 50г

Теперь мы накормим всех, но надо вспомнить с чего мы должны начинать приготовление любого блюда.

Для этого вам придется снова выполнить задание: на ваших карточках  перепутаны этапы приготовления блюда, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в логическую цепочку.                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку

ПЕРВИЧНАЯ  ОБРАБОТКА.

№ этапа

Этап первичной обработки овощей

очищаем от кожуры,

Моем грязные овощи,

моем очищенные  овощи

нарезаем

Слайд 8.   Проверяем правильность выполнения

Тыква - Моем грязные овощи, очищаем от кожуры,  моем очищенные  овощи, нарезаем

Первичная обработка круп  Слайд 9.  

Ребята,  первичная и тепловая обработки будут первыми пунктами нашего рецепта.

Гречневую и перловую крупы - обжаривают

№ этапа

Этап первичной обработки крупы

перебираем

промываем

замачиваем

Физкультминутка.    Слайд10

На раз подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка

головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Посмотрите внимательно на технологическую карту (ПРИЛОЖЕНИЕ №5) и прочитайте последовательность выполнения операций.

Теперь работаем с таблицей                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку

№ этапа

Этап тепловой обработки

Ставим кастрюлю на плиту

 Опускаем кусочки тыквы

Солим

Наливаем  в кастрюлю воду

Всыпаем пшено, тыкву, уменьшаем огонь до среднего и варим, 30 мин.

Добавляем молоко

Слайд 11.   Проверяем правильность выполнения

№ этапа

Этап тепловой обработки

1

 Наливаем  в кастрюлю воду

2

Ставим кастрюлю на плиту

3

Всыпаем пшено, тыкву, уменьшаем огонь до среднего и варим, 30 мин.

4

Добавляем горячее молоко

5

Солим

IV. Подготовка к практической работе.

Вводный инструктаж к работе.

1.Мытье рук, одевание спецодежды.

2.Подготовка инструментов для работы.

3.Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.Слайд 12

4.Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими и колющими инструментами. (ПЛАКАТ) Слайд 13

5.Распределение обязанностей.

Приступайте к выполнению.

V. Практическая работа.

1. Дети выполняют  первичную обработку крупы и овощей и первые 3 пункта технологической карты.

2. Затем учитель должен обратить внимание учащихся, на  оформление готового блюда

Дети предлагают свои варианты, обсуждают, выбирают лучший вариант (подать кашу в порционных горшочках)

3. Для этого необходимо:                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.    

          6. Разогреть духовку до 150.° С

          7. Разложить по порционным горшочкам

          8. Добавить сливочное масло

          9. Закрыть крышкой и поставить в духовку на  20–25 мин.

Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим  учащимся

Вот и получилась пшенная каша с тыквой

4. Выполняется сервировка стола.

5. Проводиться дегустация готового блюда.

Заключительный инструктаж

  1. Анализ технологии приготовления пшенной  каши с тыквой
  2. Отметить активное участие учащихся в приготовлении блюда, оценивание каждого.
  3. Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе.
  4. Уборка рабочих мест, спецодежды (2 человека, остальные возвращаются в класс).

VІІ. Закрепление новых знаний и навыков.

Слайд14 .  

Повторение последовательности приготовления пшенной  каши с тыквой

Закрепление.

          Что нового вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Далее проводится тест с учащимися по материалу урока:

Тест.

1.Родина тыквы:
а) Россия, б) Белоруссия, в)  Центральная Америка (Мексика)

2. Из проса получают;
а) рис, б) пшено, в) манка.

3.Назовите блюда из тыквы:
а) зразы, б) оладьи, в) драники.
Слайд15.

Задание: Составить рассказ последующим фразам:

  • Пшено  - это ...
  • Родиной тыквы является ...
  • Завезли в Россию пшено  ...
  • Из тыквы можно приготовить…..
  • Первичная обработка пшена включает следующие этапы….
  • Тыква очень полезный овощ потому, что….

VІІІ. Итог урока.

1  Оценка работы учащихся.

2. Рефлексия

Поднимите кружок любого цвета, если…

- для меня тема была интересной и важной – красный

- я постараюсь правильно выполнять этапы приготовления пшенной каши с тыквой – зелёный

- мне было неинтересно, эта тема для меня не важная – синий

- обязательно расскажу родителям, как приготовить пшенную кашу с тыквой – жёлтый

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Список используемой литературы:

  1. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г., Платонова Н. М. и др. Социально-бытовая ориентировка  в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида./под редакцией  школе 8 вида А. М. Щербаковой. М., 2005
  2. Детская энциклопедия, - М.: Росмен, 1994 год.
  3. Домоводство: учебное пособие для коррекционных школ, под редакцией Картушина Г.Б., - М.: Просвещение, 1966 год.
  4. Искусство кулинарии, - М.: АзБуки, 1993.
  5. Книга овкусной и здоровой пищи, под ред. А.А. Покровского, - М.: Агропромиздат, 1989.
  6. Кулинарные рецепты, под редакцией  Морозов А.Т., - М.: Экономика,1991.
  7. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, М.: Советские энциклопедии , 1979.
  8. Максимова М., Кузьмина М. Первоклассная повариха. М., 2003
  9. Моя первая энциклопедия. – М.: ООО «Торговый дом», 2005
  10. Питание школьника, Госторгиздат, 1962.
  11. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки  в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А. Львова. – М.: Владос, 2005
  12. Сахарова С.Ю. Академия домашних волшебников, - Мн.: Народная асвета,1988.
  13. Сивоглазов  В.И. Естествознание (человек): учебник для коррекционной школы, - М.: Просвещение, 1994 год.
  14. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. — М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010. — 247 с. — (Коррекционная педагогика).
  15. Технология. Обслуживащий труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.– 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2003.
  16. Федорова  Н.В.   300 полезных советов по домоводству,- Брянск.: Брянский рабочий, 1959.
  17. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт: /Авт.-сост. В.В. Иванова. М. 2001.

Интернет ресурсы:

http://svyatorus.com/nasledie_predkov/2282-psheno.htmlhttp://www.foodclub.ru/detail/10182/

http://www.povarenok.ru/articles/show/6890/

http://www.lookandtravel.ru/wp-content/uploads/2010/03

http://hvatalkin.ru/zagadki/otvet/186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Питание. Первичная и тепловая обработка рыбы. Приготовление жареной рыбы.(7 класс)

Цель урока:Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, научить готовить жареную рыбу. Задачи:Образовательные:Ознакомить учащихся со способами первично...

Презентация к конспекту урока «Первичная и тепловая обработка круп. Приготовление пшённой каши с тыквой»

Презентация к конспекту урока«Первичная и тепловая обработка круп.   Приготовление пшённой каши с тыквой»...

Тема: Тепловая обработка мяса. Приготовление супа с мясными фрикадельками.

Цели: познакомить учащихся с ассортиментом и кулинарным использованием отдельных частей туши животного, способами термической обработки мяса, условиями и сроками хранения полуфабрикатов и готовой прод...

Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в седьмом классе по теме: «Первичная и тепловая обработка картофеля. Приготовление картофельного пюре»

Урок объяснения нового материала и формирования умений и навыков в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 6 вида  по СБО под реда...

Тепловая обработка овощей. Приготовление блюда «Винегрет»

Урок кулинарии, на котором девочки готовят "русский салат"...

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке. Тема урока: Крупы. Приготовление каши.

продолжать знакомить учащихся с основами здорового питания...

Учебно-методическая разработка "Тепловая обработка овощей. Приготовление винегрета"

Данный материал является учебно-методической разработкой к уроку по кулинарии в 5 классе. Оно включает в себя презентацию к уроку "Тепловая обработка овощей. Приготовление винегрета" и подро...